РНБ Российская национальная библиотека

Сотрудники РНБ — деятели науки и культуры

Биографический словарь, т. 1-4 (электронная версия)

 

Лютер Елизавета Андреевна

(29.01.1888, Москва — февр. 1942, Ленинград), искусствовед, в ПБ 1933—34.

Родилась в нем. семье, обосновавшейся в Прибалтике и восходящей, по боковой линии, к церк. реформатору М. Лютеру. Отец, потомств. почет. гражданин, сын пастора, переехал в Москву.

До 1902 Л. училась в моск. гимназии М. Б. Пуссель, а после перевода отца в Петербург — в Покровской гимназии М-ва нар. просвещения, к-рую окончила в 1906, получив аттестат домаш. учительницы. После смерти отца в 1906 Л. поступила на словес.-ист. фак. Жен. пед. ин-та по специальностям «история» и «нем. яз.», по окончании к-рого (1911) начала преп. работу в гимназиях О. С. Кулжинской (1911—15) и Л. Ю. Юргенс (1911—18), при Пед. ин-те (1915—21), в 1-й гор. (1917—20), ведя также занятия по истории антич., ренессанс. и рус. искусства. С 1912 стала заниматься на Высших жен. курсах. Участвовала в семинарах по рус. истории С. Ф. Платонова и А. И. Заозерского, по греч. искусству у Б. В. Фармаковского, по рим. истории у М. И. Ростовцева, по средневековью у И. М. Гревса. Под влиянием занятий у Гревса и, в особенности, после экскурсии в Италию летом 1912, центр ее интересов сместился в сторону изучения вопросов духовной культуры, в частности, вопроса о взаимодействии языч. и христиан. религий, что привело, с одной стороны, к изучению агиогр. соч., а с др., к занятиям по истории античности. В течение нескольких лет активно занималась темами, связ. с религ. воззрениями эгейского и греч. о-ва; сделала докл. «Процесс развития критского дворца»; «Культ пигмеев, кабиров и других низших божеств», «Культ морских божеств», «Керченские росписи ранне-эллинистической эпохи», некоторые из к-рых впоследствии были перераб. в ст. «Культ пигмеев по данным греческой вазовой живописи», «К проблеме возникновения древнегреческого дома» и «Древнейшие стенные росписи на юге России», оставшиеся неопубликованными. Глубокому постижению античности и средневековья способствовало знакомство с памятниками Италии, где Л. провела три лета (1911—13). После сдачи экзаменов и выпускного соч. «Значение и роль епископов у франков в VI в.», получила диплом 1-й степени (1914), позже приравн. к унив.

По окончании Высших жен. курсов была оставлена для подгот. к преп. деятельности при каф. антич. искусства у проф. Б. В. Фармаковского, работая там ст. ассист. В янв. 1919 была причислена к НИИ теории и истории искусств при Петрогр. ун-те и в окт. 1922 по ходатайству Ин-та утверждена в должности ассист. зав. Музеем древностей Ун-та. Проводила большую хранител. экспозиц. и экскурс. работу. Подготовила несколько циклов лекций-экскурсий по рус. иконе, портрету XVIII в. В обл. науч. работы осн. темами Л. стали «Зодчество в Древней Руси», «Архитектоника пейзажа в древнерус. живописи» и «Образы Оранты до XII в. в средневековом искусстве». Кроме того вела преп. деятельность на каф. культуры и искусства позднего средневековья и эпохи Возрождения, читая курс «Средневековая скульптура в Италии». Оценивая унив. работу Л., проф. Д. В. Айналов писал: «Прекрасная осведомленность в разных областях искусства и древностей характеризует Лютер как выдающегося научного работника».

В 1919 зачислена ст. ассист. на каф. в 3-й, а после его преобразования, в 1-й ун-т. Осенью 1930 кабинет искусствоведения (Музей древностей) был закрыт и должность ассист. упразднена.

Осн. местом работы Л. стал Рус. музей, куда еще в сент. 1919 она была принята в штат худож. отд. отд-ния древнерус. искусства на должность науч. сотр. Осн. ее занятия сосредоточились в обл. иконописи, приклад. искусства и науч.-просвет. работы. В течение нескольких лет собирала материалы для сост. охран. описи, для чего выясняла происхождение икон, поступивших в Рус. музей, описывала их, учитывая особенности техники и иконографии, осваивала технику их хранения. Особенно она разрабатывала темы «Страшный суд и о народах на нем», «Житие Св. Георгия», «Житие Св. Николая». Составила также крат. опись и сист. каталог шитья, хранящегося в музее. Кроме этого вела цикловые занятия по древнерус. иконам для сотр. пед. ин-тов; возила экскурсии в Псков и Новгород, подготовила лекции по древнерус. искусству, руководила занятиями начинающих экскурсоводов. В мае 1921 избрана на должность ассист. В 1922 и 1924 была командирована в Старую Ладогу, Петрозаводск, Кижи, Кемь, Кандалакшу, Колу, Вытегру, Горицу, Кирилло-Белозерский и Ферапонтов монастыри для осмотра и изучения памятников архитектуры, живописи и приклад. искусства. Целью командировки было выявление и сост. списка всех сохранившихся, поврежд. и погибших памятников. Осн. науч. темами постепенно стали образ Богоматери и пейзаж на иконах и церков. шитье. В 1926 была назначена ст. пом. хранителя I отд-ния Худож. отдела.

Еще в 1919 Л. увлеклась древнерус. шитьем и тогда же начала систематизировать материалы, для чего обследовала в течение 1920—28 музеи и церкви Москвы, Подмосковья, Владимира, Смоленска, Пскова, Новгорода, сев. городов и монастырей, Киева, Чернигова, Одессы, Херсона, Феодосии, Керчи и Тифлиса. В 1925 в Рус. музее ею была организована выст. церк. шитья, при подгот. к-рой она занималась в Рукоп. отд-нии ПБ с описями Кирилло-Белозерского монастыря. Изучение шитья, особенно сев. и новгород., постепенно стало осн. науч. направлением работы. В отчете Рус. музея за 1926—27 появилась ее ст. «Воздух с изображением распятия, четырех евангелистов и восьми апостолов», а в рукоп. остались «Данные о древнерусском художественном шитье по описям Кирилло-Белозерского монастыря», «К истории художественного шитья в Московском государстве (XVI в.)», «К вопросу о крестьянском искусстве в Московском государстве XVI—XVII вв.». Каталог худож. шитья постоянно пополнялся новыми описаниями, но помимо него Л. составляла инвентари и описи памятников резьбы по кости, камню и перламутру, гравировки, скани, церк. утвари. Древнерус. орнамент на произв. приклад. искусства и икон стал еще одной науч. темой. Кроме того Л. принимала участие в разборе, сортировке и размещении поступивших в Рус. музей предметов церк. искусства из монастыря Александра Свирского, собр. С. С. Боткина, Н. Ф. Романченко; в перевеске икон в залах; занималась отбором из Музейного фонда; была чл. библ. комис. В янв. 1933 проходила чистку госаппарата и 7 июня 1933 уволена по сокр. штатов.

В сент. 1933 подала заявление в ПБ с просьбой предоставить работу «по возможности в области библиографической» и указывала на знание иностр. яз. (нем., фр., англ., итал., лат. и греч.). 16 сент. 1933 была зачислена в штат на должность б-ря 2-го р. Сектора обслуживания. Через два мес. арестована по ст. 58 п. 11 УК РСФСР. Ей было предъявлено обвинение в принадлежности к контррев. орг-ции рус. и укр. фашистов. 1 февр. 1934 уволена из ПБ в связи с арестом. 19 марта мера пресечения была изменена, и Л. была освобождена. Послед. биогр. мало известна.Она жила в одной квартире вместе с братом Робертом (крупным ученым-электротехником) и, по сведениям из его арх., преподавала в Ин-те иностр. яз.

Похоронена на Смоленском кладб. в Петербурге.

Соч.: Воздух с изображением распятия, четырех евангелистов и восьми апостолов // Отчет Русского музея за 1926—1927 гг. Л., 1929.
Лит.: Домбровский В. В. Роберт Андреевич Лютер. Л., 1991; Анциферов Н. П. Из дум о былом. М., 1992.
Арх.: Арх. РНБ. Ф. 10/1; Ф. 16; ОР ГРМ. Ф. ГРМ, оп. 6, д. 229, 369; оп. 10, д. 280; Музей з-да «Электросила»; Арх. СПб ГУ. Л. д.
Иконогр.: Анциферов Н. П. Указ. соч.

Л. Б. Вольфцун, А. П. Смирнова