Научно-практическая конференция «Библиотечное обслуживание на рубеже ХХI века: проблемы и перспективы»

Дата проведения
22-24 мая 2000

Место проведения
Санкт-Петербург

Организаторы
Российская национальная библиотека

Тип
Конференция

Докладчики (показать/скрыть)

Асватуров А.С. «Обслуживание читателей литературой на языках народов бывшего СССР»
Березина Н.Е. «О нарушениях “Закона об обязательном экземпляре”»
Васильев И.Г. «Новый подход к проведению социологического исследования читательской аудитории»
Высоцкая Е.К. «О результатах исследования “Библиотекарь как читатель”»
Дадали Н.В. «О новой системе социально-профессиональных характеристик читательской аудитории, отличающуюся как достаточной степенью детализации, так и трансформируемостью структуры»
Жабко Е.Д. «Трансформация справочно-библиографического обслуживания»
Зайцев В.Н. – вступительное слово
Зинкевич Н.А. «О конкретных формах работы вузовских библиотек, в том числе — новым информационных технологий в библиотеке СПбГУП
Кабачек О.Л. «Об интересных результатах экспериментально-психологического исследования, проведенного в РГДБ»
Карасева Н.Б. «О внедрении новых информационных технологий в областных универсальных научных библиотеках (г. Липецк)»
Красильникова Г.И. «Обслуживание студентов»
Лихоманов А.В. «Категория читателей – граждане иностранных государств»
Свиридова Е.Ю. «О различных случаях конфликтных ситуаций и варианты выхода из них»
Соколова Т.В. «Диалектика современного обслуживания, состояние ресурсной базы, кадровая ситуация»
Соколова Т.В. «Обоснование гуманистической концепции библиотечного обслуживания как наиболее соответствующей новой стратегии интеллектуалиазации»
Шевчук Г.Р. «О новых информационных технологий в в библиотеке Уральского государственного университета
Шуклина В.П. «О конкретном региональном опыте, о внедрении новых информационных технологий в ЦБС (г. Нижний Тагил)»

О мероприятии

22-24 мая в РНБ прошла научно-практическая конференция “Библиотечное обслуживание на рубеже ХХI века: проблемы и перспективы”, организованная Отделом фондов и обслуживания при участии Информационно-библиографического отдела.

 Обслуживание пользователей – основа деятельности библиотек.

 Еще в период подготовки, после того, как предварительная информация появилась на Web-странице РНБ, специалисты из различных региональных библиотек проявили к конференции большой интерес, отмечая своевременность ее проведения и актуальность темы.

К сожалению, по разным причинам, прежде всего — финансовым, не все желающие смогли приехать в Петербург, но, несмотря на это, конференция была достаточно представительной, как по видам и типам библиотек, так и в региональном аспекте. Количество участников конференции составило около 120 чел., в том числе — 30 специалистов из 15 регионов (Башкортостан,Якутия, Нижний Тагил, Красноярский край, Воронеж, Владимирская область, Ярославль, Иркутск, Липецк, Москва и Московская область и др.), а также представители библиотек, информационных учреждений и учебных заведений Санкт-Петербурга и Ленинградской области. Конференцию открыл директор РНБ, Президент РБА В.Н.Зайцев, в заседаниях и в подведении итогов приняла участие ведущий специалист Отдела библиотек Министерства культуры РФ Л.А.Дубровина.

Показать еще...

 В.Н.Зайцев особо остановился на важности и практической значимости проблематики конференции, охарактеризовал разнообразные подходы к решению насущных задач библиотечного обслуживания в российских библиотеках, включая новые технологии, предложил участникам конференции комлексно рассмотреть и осмыслить новые достижения на пути библиотечного прогресса, обозначить общие проблемы, совместно поискать варианты их решения.

 Доклады обобщающего, аналитического характера были посвящены диалектике современного обслуживания, состоянию ресурсной базы, в том числе — кадровой ситуации (Т.В.Соколова, РНБ), трансформации справочно-библиографического обслуживания (Е.Д.Жабко, РНБ), взаимодействию библиотек (Н.Е.Березина, РГБ), этико-психологическим проблемам (О.Л.Кабачек, РГДБ), обслуживанию студентов (Г.И.Красильникова, РНБ), статусу современной библиотеки в продвижении детского чтения (Л.В.Степанова, СПБГУКИ) и др. В частности, повышенный интерес слушателей вызвало обоснование гуманистической концепции библиотечного обслуживания как наиболее соответствующей новой стратегии интеллектуалиазации российского общества, утверждение, что именно гуманистическая парадигма и ее развивающая стратегия должны стать основными в современном и особенно в грядущем периоде деятельности библиотек (Т.В.Соколова). Учитывая, что данная парадигма не является абсолютно новой для российских библиотекарей, именно она может стать тем искомым компромиссом между традиционным и инновационным направлениями деятельности библиотек, поиск которого сопровождает этап внедрения новых информационных технологий. В этом же докладе было подчеркнуто, что совершенствование библиотечного обслуживания неразрывно связано с ресурсной базой, наиболее сложный и все еще недостаточно хорошо изученный сегмент которой составляют ресурсы интеллектуальные. Особая сложность этого сегмента заключается в триединстве личностного компонента, состоящего из трех основных категорий: ученые (прежде всего – библиотековеды), библиотекари-практики и пользователи библиотек. При некоторой условности и схематичности, это триединство достаточно точно отражает реальные грани библиотечной практики и в идеале должно быть гармоничным. Иными словами, пользователи должны быть удовлетворены результатами действий библиотекарей, библиотекари должны знать, понимать и принимать достижения библиотековедов, а ученые, в свою очередь, должны, как минимум, хорошо знать реальных и потенциальных пользователей и их потребности. К сожалению, приходится констатировать, что до такой гармонии еще очень далеко. Между тем, одно из основных звеньев системы, библиотекари-практики, вызывает растущую тревогу.

 Специалисты в области библиотечного менеджмента считают, что совершенствование обслуживания, внедрение любых новых форм и методов работы должно начинаться с подробного, разноаспектного анализа кадровой ситуации, с формирования в коллективе общего желания и умения работать на претворение новых задач, и только после этого или параллельно с этим целесообразно формировать необходимую инфраструктуру. Во всяком случае, западные менеджеры поступают именно так, и связано это, прежде всего, с таким направлением, как паблик рилейшнз, неотъемлемой частью которого считаются не только связи с прессой, выставки, презентации и т. п., но и непосредственное библиотечное обслуживание пользователей во всей его многогранности.

 Сложная проблема общего характера поднята в материале, подготовленном зам. директора РГБ Н.Е.Березиной, с которым, хотя и в отсутствие автора, смогли ознакомиться заинтересованные участники конференции. Отметив, что около 20% изданий, вышедших в России, не поступают в РКП и РГБ в нарушение “Закона об обязательном экземпляре”, Н.Е.Березина подчеркнула возрастающую актуальность взаимодействия библиотек, различные аспекты которого рассмотрены в контексте реального обслуживания пользователей. Так, если для библиотечного сообщества понятие распределенного национального библиотечно-информационного фонда уже понятно и наполнено реальным содержанием, то, как вполне справедливо утверждает автор, пользователям библиотек оно практически незнакомо и непонятно. Приводя примеры успешного взаимодействия библиотек в интересах пользователей, Н.Е.Березина уделила особое внимание правовой и организационной проработке данной проблематики, остановившись, в частности, на совместном лицензировании через консорциумы как кардинально новой и эффективной форме взаимодействия.

 Как своеобразное продолжение темы координации, оживленно и разносторонне обсуждались проблемы обслуживания студентов в библиотеках различных типов, в том числе — в контексте принятой в 1990-х годах Программы информационно-библиотечного, издательского обеспечения высшего образования в РФ. Принципиальные изменения, происходящие в структуре и содержании инфомационных потребностей студентов, требуют от библиотек поиска новых, более эффективных форм координации (Г.И.Красильникова). В этом же докладе рассмотрены истоки и современное состояние системы обслуживания студентов в Санкт-Петербурге и Москве, прежде всего — на примере двух национальных библиотек — РНБ и РГБ, для которых вынужденная многофункциональность является наиболее острой проблемой. В этой связи особенно интересными оказались доклады и сообщения, посвященные конкретным формам работы вузовских библиотек, в том числе — новым информационным технологиям в библиотеке СПбГУП (Н.А.Зинкевич) и в библиотеке Уральского государственного университета (Г.Р.Шевчук). Любопытен факт, что, кроме ЭК РГБ и РНБ, среди студентов популярен, например, ЭК Карельской НБ, достоинствами которого является не только оперативное пополнение базы, но и возможность получения при вводе запроса описаний книг и статей из периодических изданий без необходимости перехода в другую базу.

 Лейтмотивом многих докладов был вывод о неразрывности обслуживания пользователей и их изучения. На основе имеющихся публикаций и практических разработок предложено ввести новую систему социально-профессиональных характеристик читательской аудитории, отличающуюся как достаточной степенью детализации, так и трансформируемостью структуры, что, по мнению автора, позволит до известной степени освободиться от своеобразного библиоцентризма, присущего практикам и исследователям библиотечной деятельности (Н.В.Дадали). Интересный подход к проведению социологического исследования читательской аудитории предложил И.Г.Васильев (НИОБ РНБ), который считает, что формирование читательской аудитории в новой социокультурной ситуации представляет собой процесс согласования в рамках действующего законодательства о библиотечном деле позиций сторон: прав, ценностей, интересов и потребностей читателей, с одной стороны, прав и ответственности государства в лице администрации и персонала библиотек, с другой.

 Подробно проанализирована такая категория читателей, как граждане иностранных государств, дана характеристика их информационных потребностей в контексте международных связей и места России в мировом информационном пространстве, приведены и проанализированы разноообразные статистические данные от демографических до географических (А.В.Лихоманов, РНБ). Автор привел примеры тем исследований, осуществляемых иностранными гражданами на фондах РНБ и в некоторой степени отражающих общее представление иностранцев о России: русская мафия, статистика рождаемости и смертности в России, чертовщина в русском романе, беженцы, история самоубийств, еврейское просвещение, терроризм, равноправие полов и т. д. Интересный доклад был сделан на тему обслуживания читателей литературой на языках народов бывшего СССР (А.С.Асватуров), автор которого не только изложил многолетний опыт работы РНБ, но и дал характеристику ситуации в Петербурге в целом. В частности, выделены наиболее активные в читательском отношении национальные диаспоры, определена специфика инфомационных потребностей, связанных с национальной книгой, намечены перспективные мероприятия по раскрытию фонда с использованием электронных средств, например, создание сводного ЭК литературы на языках финно-угорских народов России. По общему мнению, безусловно полезны были сообщения о конкретном региональном опыте, о внедрении новых информационных технологий в ЦБС (В.П.Шуклина, г. Нижний Тагил), в областных универсальных научных библиотеках (Н.Б.Карасева, г. Липецк).

 В ходе обмена мнениями выступили представители Таймырской окружной библиотеки, Краснодарской краевой НБ, библиотеки Уральской Академии госслужбы, библиотеки Якутского университета и др. Горячо обсуждались, в частности, проблемы взаимооношений библиотекаря и читателя в процессе обслуживания, изложенные в ряде докладов. Е.Ю.Свиридова (ВГБИЛ), отметив, что работа библиотекарей принадлежит к сфере повышенного риска, особо остановилась на глубинных причинах потенциальной конфликтности, заложенных уже в самом термине “обслуживание”, а также рассмотрела различные случаи конфликтных ситуаций и варианты выхода из них. Интересные результаты экспериментально-психологического исследования, проведенного в РГДБ, сообщила О.Л.Кабачек, показав трансформацию, происходящую в профессиональном сознании библиотекарей, а также этико-психологические особенности обслуживания в условиях новых технологий.

 Более активное, чем прежде, освоение библиотекарями роли консультанта выдвигает новые, повышенные требования к их способности ориентироваться в современном потоке печатной продукции. Поэтому чрезвычайно актуальной является тема исследования, проведенного сотрудниками НМО РНБ, — “Библиотекарь как читатель”, результаты которого доложила Е.К.Высоцкая. Особый интерес слушателей вызвали сопоставительные оценки чтения библиотекарей, включая репертуар и целевые установки, в контексте читательских характеристик других групп пользователей библиотек.

 Итоги

Состоялись:

  • выступления участников конференции
  • посещение ими ведущих библиотек Санкт-Петербурга
  • культурная программа.

 По единодушному мнению участников, проведенная конференция была не только интересной в теоретико-методическом плане, но и очень полезной в практическом отношении. Были высказаны общие пожелания к РНБ — изыскать возможность издания достаточным тиражом материалов конференции.


Источник сведений

“Обслуживание пользователей – основа деятельности библиотек”/ Сайт РНБ. Электронный ресурс//режим доступа: Http://www.nlr.ru/news/rnbinfo/2000/5-2.htm#3

 

Вернуться к результатам поиска