Всероссийский семинар для специалистов библиотек РФ, обслуживающих детей

Тема
Роль методиста в библиотечном обслуживании детей

Дата проведения
6-7 апреля 2022

Место проведения
Москва

Организаторы
Российская государственная детская библиотека

Тип
Семинар

Докладчики (показать/скрыть)

Афанасьев М.Д. «Особенности методической работы в современных условиях»
Гавришин И.С. «Электронные ресурсы и сервисы Российской государственной детской библиотеки в помощь методической службе библиотеки»
Гусева Е.Н. «Нормативная правовая база методической деятельности библиотек: обязательность и перспективы»
Гущина Н.В., Мокров С.С. «Система единого статистического учета в Российской Федерации: итоги сбора сведений о деятельности библиотек в 2021 году»
Дрыжова Т.Ю. «Профессиональная литература и профессиональное чтение в работе методиста-библиотекаря»
Иванченко Д.А. «Библиотечное обслуживание детей в условиях реализации стратегии цифровой трансформации образования»
Лекманов О.А. «О русской детской поэзии XX века»
Лопатина Н.В. «Подготовка специалистов для методической деятельности библиотек: вопросы и решения»
Лунина В.В. «Опыт организации исследовательской деятельности научно- методическим отделом ККДБ им. братьев Игнатовых»
Мезенцева О.П. «Методическая деятельность библиотек РФ, обслуживающих детей: первые итоги всероссийского исследования»
Мезенцева О.П. «Профстандарт «Специалист по библиотечно-информационной деятельности» на финишной прямой: что дальше?»
Михайлова А.И. «Информационный ресурс «Библиотеки России – детям»: инструмент Всероссийского исследования «Информационно-библиотечное обслуживание детей в РФ» как основа корпоративного взаимодействия»
Морозова О.С. «Практики чтения в мобильном приложении НЭБ Свет»
Науменко Н.В. «Образовательные профессиональные программы в помощь методисту: опыт РГДБ»
Неугодникова А.С. «Сайты библиотек: для кого и зачем?»
Песчанская Н.В. «Синергия методической службы издательства и библиотеки в продвижении книги и чтения»
Рыженкова Л.Ю. «Методическое обеспечение реализации общесистемных проектов для детей: на примере программы летнего чтения «Ключ от лета»
Соломонова М.В. «Быть методистом детской библиотеки: ожидания и реальность»
Степанова В.А. «Непрерывное профессиональное образование. Липецкий вариант»
Феклистова Н.В. «Методический центр: что в активе?»
Шарова Л.П. «Роль Саратовской ОБДЮ им. А. С. Пушкина в реализации Национального проекта «Культура» на территории региона»

О мероприятии

6-7 апреля 2022 г. Российская государственная детская библиотека при поддержке Министерства культуры Российской Федерации и в соответствии со Сводным планом основных профессиональных мероприятий РБА провела Всероссийский семинар для специалистов библиотек РФ, обслуживающих детей: «Роль методиста в библиотечном обслуживании детей» в гибридном формате.

В работе семинара приняли участие 1 810 зарегистрированных специалистов из

85 регионов России, от Калининграда до Южно-Сахалинска. Среди них — руководители и сотрудники федеральных, национальных, республиканских, краевых, областных и муниципальных библиотек, обслуживающих детей, в том числе школьных. Просмотры на канале YouTube и VK Видео составили более 13 тыс., показы на платформе PRO.Культура.РФ — более 146 500.

Основными вопросами для обсуждения стали: нормативное обеспечение методической деятельности библиотек; методическая поддержка реализации Национального проекта «Культура» по созданию модельных муниципальных детских библиотек; особенности формирования новых профессиональных компетенций специалиста по библиотечно-информационной деятельности; практика и технологии организационно-методической деятельности библиотек, обслуживающих детей; эффективные инструменты продвижения библиотек в социальных сетях и другие.

Пленарное заседание семинара открыла М. А. Веденяпина, директор Российской государственной детской библиотеки, заслуженный работник культуры РФ. Мария Александровна отметила важность и значимость методической деятельности в работе детских библиотек. В своем выступлении она подчеркнула, что в настоящее время в состав рабочих групп региональных проектных офисов по созданию модельных муниципальных библиотек входят представители детских центральных библиотек РФ. Мария Александровна рассказала о визите Министра культуры РФ Ольги Борисовны Любимовой в РГДБ, в ходе которого было проведено рабочее совещание с коллективом РГДБ и детскими писателями. В завершение выступления Мария Александровна сообщила о проведении в этом году совместного ежегодного совещания руководителей федеральных и центральных библиотек России и директоров библиотек РФ, обслуживающих детей.

С приветственным словом и докладом «Особенности методической работы в современных условиях» выступил М. Д. Афанасьев, президент Российской библиотечной ассоциации, директор Государственной публичной исторической библиотеки России, канд. пед. наук. Михаил Дмитриевич в докладе осветил исторические факты и особенности методической работы. А также подробно охарактеризовал основные направления работы методических отделов современных библиотек.

О. П. Мезенцева, заместитель директора по науке и образовательной деятельности РГДБ, канд. пед. наук в докладе «Методическая деятельность библиотек РФ, обслуживающих детей: первые итоги Всероссийского исследования» представила статистический анализ работы методических отделов библиотек, обслуживающих детей. Исследование показало, что в подавляющем большинстве центральных библиотек РФ

 

(97%) есть подразделение, осуществляющее методическую деятельность. Средний стаж работы сотрудников — от 1 до 5 лет, в большинстве случаев возраст сотрудников — от 30 до 50 лет. 42% сотрудников имеют высшее образование. В заключении выступления Ольга Петровна, ссылаясь в том числе на «Стратегию развития библиотечного дела в Российской Федерации на период до 2030 года», подчеркнула нужность и важность методической работы.

С докладом «Библиотечное обслуживание детей в условиях реализации стратегии цифровой трансформации образования» выступил Д. А. Иванченко, заведующий методическим отделом Информационного центра Научной педагогической библиотеки имени К. Д. Ушинского РАО, канд. социол. наук. Дмитрий Алексеевич рассказал о проведении ежегодного мониторинга школьных библиотек, а также обратил внимание слушателей на образовательное направление деятельности, которое методисты должны поддерживать и развивать.

С. С. Мокров, руководитель Управления статистики и аналитики ГИВЦ Минкультуры РФ выступил с докладом «Система единого статистического учета в Российской Федерации: итоги сбора сведений о деятельности библиотек в 2021 году». Согласно исследованию, детские библиотеки составляют 8% от всех библиотек РФ, доступ в интернет есть в 98% библиотек, собственный сайт или интернет страницу имеют 33% детских библиотек, однако лишь 16% библиотек доступны для лиц с нарушением слуха и 36% — для лиц с нарушение опорно-двигательного аппарата.

Большой интерес у участников вызвала открытая лекция «Библиотечная модернизация в теории и практике методической деятельности» С. А. Басова, заведующего научно-методическим отделом Российской национальной библиотеки, канд. пед. наук. Сергей Александрович подробно остановился на анализе библиотечной деятельности в условиях цифровизации общества сквозь призму понятий «культура» и

«цивилизация». Также он подробно рассмотрел особенности модернизации и трансформации библиотек и пути их обновления в рамках национального проекта

«Культура». Особое внимание Сергей Александрович уделил раскрытию инновационной сущности методической деятельности в библиотечной сфере.

Далее состоялась дискуссионная площадка «Методическая служба сегодня: новый виток развития или стагнация?», участниками которой стали руководители методических служб библиотек РФ, обслуживающих детей. Обсуждались следующие вопросы: оптимизация методических служб библиотек, обслуживающих детей: негативный и успешный опыт, единая методическая служба библиотеки: возможные варианты развития, взаимодействие методических служб федеральных и центральных библиотек субъектов РФ и другие.

После дискуссии прошёл круглый стол «Модельные детские библиотеки нового поколения – взаимодействие в рамках соглашения о сотрудничестве РГБ и РГДБ». Специалисты рассмотрели вопросы включения представителей центральных специализированных детских библиотек в региональные проектные офисы по созданию модельных   муниципальных   библиотек   РФ.   Участие   в   круглом   столе   приняли: А. Ю. Дятловская,    руководитель     Департамента     модельных     библиотек     РГБ; Е. Н. Тимошкина, заведующий научно-методическим отделом РГДБ, канд. пед. наук; Е. В. Кодейкина, заместитель директора по развитию Самарской областной детской библиотеки. О реализации всероссийского проекта «Гений места» в модельных библиотеках РФ рассказала Н. В. Безносова, руководитель центра развития библиотечной деятельности РГБ, куратор проекта «Гений места».

Живой интерес у участников семинара вызвала открытая лекция «О русской детской поэзии XX века» О. А. Лекманова, филолога, литературоведа, преподавателя, профессора школы филологии гуманитарного факультета НИУ ВШЭ, д-ра филол. наук. Олег Андершанович рассказал о лучших детских стихотворениях, написанных на

 

русском языке в ХХ веке, и прочитал несколько произведений из классической и современной детской поэзии. За основу лекции Олег Андершанович взял антологию

«Стихи для Ромы», подготовленную для издательства «Розовый жираф».

Второй день семинара открыл дискуссионный круглый стол «Методисты XXI века:   социальный   портрет   профессии».   О. П.   Мезенцева   представила   доклад

«Профстандарт «Специалист по библиотечно-информационной деятельности» на финишной прямой: что дальше?». Ольга Петровна рассказала, что проектным офисом для разработки профессионального стандарта определена РГДБ, вместе с тем, его разработка — плод деятельности всего библиотечного сообщества (в ходе общественно

— профессионального обсуждения получено более 300 замечаний и предложений). В настоящее время проект профстандарта передан в Министерство труда и социальной защиты РФ.

Н. В. Лопатина, заведующий кафедрой библиотечно-информационных наук Московского государственного института культуры, д-р пед. наук, профессор в докладе

«Подготовка специалистов для методической деятельности библиотек: вопросы и решения» рассказала, как система образования готовится к внедрению профстандарта, а также о том, как нужно готовить специалистов в области методической работы.

С программами дополнительного профессионального образования, реализуемыми учебным центром РГДБ, специалистов познакомила Н. В. Науменко, заведующий учебным центром РГДБ.

Заведующий отделом продвижения детского чтения, филиал «Липецкая областная детская библиотека» ГБУК «Липецкая областная универсальная научная библиотека», В. А. Степанова представила доклад «Непрерывное профессиональное образование. Липецкий вариант». Вера Анатольевна познакомила коллег с профессиональным маршрутом «БИБЛИОтур», профессиональной лабораторией «БИБЛИОинтенсив» и

«Фестиваль БИБЛИОидей».

Н. В. Песчанская, заместитель генерального директора по методической работе регионального уровня ООО Издательство «Детская и юношеская книга» выступила с докладом «Синергия методической службы издательства и библиотеки в продвижении книги и чтения». Наталья Владимировна отметила, что точки соприкосновения издательства и библиотек – это участие в различных методических мероприятиях, популяризация книжных новинок, встречи с авторами и иллюстраторами.

Главный редактор журнала «Школьная   библиотека:   сегодня   и   завтра», Т. Ю. Дрыжова посвятила доклад «Профессиональная литература и профессиональное чтение в работе методиста-библиотекаря» рекомендациям по проектной деятельности, по мнению Татьяны Юрьевны, необходимо позволять подросткам свободно выражать своё мнение без опасения быть подвергнутым критике, учитывать, что ребёнок хочет быть главным действующим лицом.

В заключении мероприятия выступила Т. Я. Кузнецова, эксперт Управления научной работой Московского государственного института культуры, канд. пед. наук, доцент. Татьяна Яковлевна подвела итоги дискуссионного круглого стола, поделилась мнением, каким должен быть методист XXI века, и отметила важнейшую роль системы дополнительного образования в подготовке методистов, способных решать актуальные проблемы, стоящие перед библиотекой.

С открытой лекцией «Молодёжь в центре внимания: что культурные центры могут предложить подросткам?» выступила М. В. Рогачёва, директор Культурного центра «ЗИЛ». Мария Васильевна рассказала о работе культурного центра «ЗИЛ» с подростками и особенностях этой работы, а также о взаимодействии с библиотеками в продвижении детского чтения.

В рамках тематического заседания «Практика и технологии организационно- методической деятельности библиотек, обслуживающих детей» прозвучало

 

выступление И. С. Гавришина, заместителя директора по информатизации и фондам РГДБ. Илья Станиславович рассказал о таких проектах, как «Библиогид» - навигатор по литературе для детей, «ПроДетЛит» - всероссийская энциклопедия детской литературы,

«Летопись мужества» - ресурс о Великой Отечественной войне, «Вебландия», на которой зафиксированы лучшие сайты для детей, Национальная электронная детская библиотека – коллекция оцифрованных материалов и виртуальный музей «Диафильм. Онлайн».

А. И. Михайлова, ведущий методист научно-методического отдела РГДБ представила доклад «Информационный ресурс «Библиотеки России – детям»: инструмент Всероссийского исследования «Информационно-библиотечное обслуживание детей в РФ» как основа корпоративного взаимодействия». Анастасия Игоревна рассказала о развитии ресурса «Библиотеки России – детям» и обратила внимание коллег на то, что в настоящее время учету подлежат библиотеки, входящие в культурно-досуговые центры, и порекомендовала региональным библиотекам начать соответствующую работу. А также ускорить процесс по внесению статистических данных.

Библиотекарь   отдела    библиотечных    инноваций    и    методической    работы

«Центральная городская детская библиотека им. А. С. Пушкина» А. С. Неугодникова выступила с докладом «Сайты библиотек: для кого и зачем?». Анастасия Сергеевна отметила, что сайт библиотеки как учреждения культуры – это не только потребность, но и государственное требование.

О. С. Морозова, главный редактор мобильного приложения «НЭБ Свет» РГБ представила доклад «Практики чтения в мобильном приложении НЭБ Свет». Докладчик поделилась тем, как цифровые форматы помогают привлекать читателей и чем «НЭБ Свет» может помочь библиотекам (бесплатность и экспертность, книги этого сайта можно интегрировать в среду обучения).

С докладом «Методический центр: что в активе?» выступила Н. В. Феклистова, директор Мурманской областной детско-юношеской библиотеки им. В. П. Махаевой. Наталья Владимировна рассказала о таких проектах по продвижению книги и чтения в Мурманской области, как: «Вместе», «Шаг навстречу» и «Бум», а также обозначила основные форматы взаимодействия с профессиональным сообществом в рамках модуля

«СоДействие», дискуссионной площадки для молодых руководителей и специалистов, работающих с детьми и юношеством.

М. В. Соломонова, заместитель директора по развитию и инновациям Центральной городской детской библиотеки имени А. С. Пушкина выступила с докладом «Быть методистом детской библиотеки: ожидания и реальность». Марина Валерьяновна представила анализ проведенного опроса среди методистов о сущности методической деятельности и поделилась представлениями о том, что такое методическая работа и как может работать современный методист.

В. В. Лунина, ведущий библиотекарь научно-методического отдела Краснодарской краевой детской библиотеки имени братьев Игнатовых представила доклад «Опыт организации исследовательской деятельности научно-методическим отделом ККДБ им. братьев Игнатовых». Валентина Владимировна отметила, что научно-методический отдел библиотеки изучает не только детское чтение, но и деятельность специалистов библиотек. Отдел также провел исследование, как читатель видит своего библиотекаря и как библиотекарь видит своего читателя.

Мастер-класс «SMM-грамотность библиотекарей: возможности продвижения библиотек в социальных сетях» провела М. В. Кондрашева, специалист по работе в социальных сетях пресс-службы РГДБ. Мария Кондрашева рассмотрела специфику платформ ВКонтакте и Telegram, типы сообществ в сети ВКонтакте, особенности

 

продвижения канала в Telegram и на сайте ВКонтакте, а также основные приёмы создания «привлекательных» постов на площадке.

В завершение семинара состоялся мастер-класс «Digital-контент в детской библиотеке: идеи, проблемы, перспективы», который провела К. Н. Якунчикова, заведующий отделом литературы и материалов по искусству Центральной городской детской библиотеки им. А. С. Пушкина. В рамках мастер-класса был представлен опыт создания подкастов и коротких видеороликов в детской библиотеке. Кроме того, Ксения Николаевна продемонстрировала примеры библиотечных digital-продуктов и проанализировала основные проблемы, с которыми приходится сталкиваться при их создании.

Итоги семинара подвела Ольга Петровна Мезенцева, которая отметила огромный интерес и осознание важности методической деятельности среди специалистов.

Всероссийский семинар для специалистов библиотек РФ, обслуживающих детей, предоставил участникам возможность посетить открытые лекции, мастер-классы, услышать ведущих специалистов, обменяться методическим опытом с коллегами и обсудить направления сотрудничества. Семинар состоялся в гибридном формате, что позволило принять участие в мероприятии специалистам из всех субъектов РФ.

Со всеми материалами семинара, включая презентации и видеозаписи, можно подробнее познакомиться на сайте научно-методического отдела Российской государственной детской библиотеки (metodisty.rgdb.ru) по ссылке.


Материалы (программы, принятые документы, сборники докладов, и др. материалы)

Программа

Источник сведений

Всероссийский семинар для специалистов библиотек РФ, обслуживающих детей: «Роль методиста в библиотечном обслуживании детей.URL: https://rgdb.ru/professionalam/nauchno-metodicheskij-tsentr/14030-post-reliz-vserossijskogo-seminara-dlya-spetsialistov-bibliotek-rf-obsluzhivayushchikh-detej

 

Вернуться к результатам поиска