II всероссийская конференция «Проблемы формирования культуры чтения»

Дата проведения
25-27 ноября 1994

Место проведения
Тамбов

Организаторы
Тамбовский государственный институт культуры

Тип
Конференция

Докладчики (показать/скрыть)

Балашова Л.А. «О читательских пристрастиях подростков»
Задорожный В.И. «О проблеме библиографирования краеведческой литературы как средстве формирования культуры чтения специалистов»
Карикова Е.В., Тютюнник В.М. «Наукометрический анализ распространенности произведений лауреатов Нобелевской премии в библиотеках России»
Коломейчук Е.М. «Ядро библиотечного фонда как средство формирования культуры чтения ребенка»
Курносова Т.В. «О деятельности библиотек Тамбовской области по формированию культуры чтения учащихся 1-9 классов»
Носова И.К. «Анализ произведений художественной литературы XIX — XX вв.: восприятия детьми»
Окатов В.Н. – вступительное слово
Первовая Г.М. «Восприятие книги как проблема куьтуры детского чтения»
Попова Е.П. «О взаимодействии библиографа и педагога при библиографировании научно-познавательной литературы»
Пронина Л.А., Рослякова И.Н. «Исследование структуры документального потока по проблеме формирования культуры чтения»
Сельцер Л.Я. «О значении библиотек в формировании духовно-нравственной культуры личности»
Соболева А.А. «Системный синтез структуры деятельности библиотек по формованию культуры чтения»
Строков К.А. – участие с докладом

О мероприятии

 В Тамбовском государственном институте культуры (25 — 27 ноября 1994 г.) прошла вторая всероссийская научная конференция, организованная кафедрой библиографии. Цель встречи — рассмотреть комплекс проблем, связанных с общими вопросами теории культуры чтения и информационной культуры, наметить пути совершенствования форм и методов работы библиотек и преподавания в вузах культуры. Среди участников конференции — специалисты высших учебных заведений, научные сотрудники крупнейших библиотек страны и библиотечные работники областной универсальной научной, юношеской, детской библиотек г.Тамбова.

Ректор Тамбовского государственного института культуры, проф. В.Н.Окатов во вступительном слове отметил важность выбранной темы в современных условиях и выразил надежду на ее углубление силами присутствующих.

На пленарном заседании были заслушаны доклады: К.А.Строкова (нач. департамента культуры и искусства администрации Тамбовской обл.), «Системный синтез структуры деятельности библиотек по формованию культуры чтения» А.А.Соболевой (Тамбов, гос. ин-т культуры), «Ядро библиотечного фонда как средство формирования культуры чтения ребенка» Е.М.Коломейчук (Российская национальная библиотека, г.С.-Петербург), «Восприятие книги как проблема куьтуры детского чтения» Г.М.Первовой (Тамбов, гос. пед. ин-т) и «Эстетическая оценка поэтического текста как компонент культуры чтения» В.Е.Андреева (Мичуринский гос. пед. ин-т).

Показать еще...

На секционном заседании Т.В.Курносова (Тамбов, обл. дет. б-ка) осветила деятельность библиотек области по формированию культуры чтения учащихся 1-9 классов. Широко используя традиционные формы работы, библиотеки стали больше внимания уделять комплексным активным формам: дням библиографии, библиографическим конкурсам, КВН и т. п. Как показала практика, в частности, Мичуринской центральной, Моршанской библиотек, эффективно проведение дней пособий, когда юный читатель с помощью рекомендательного библиографического указателя может самостоятельно выбрать нужные издания. Регулярно изучается теперь роль семьи в воспитании культуры чтения детей в рамках клуба «Дети. Семья. Книга».

О взаимодействии библиографа и педагога при библиографировании научно-познавательной литературы рассказала Е.П.Попова (Тамбов, гос. ин-т культуры). Она аргументировала необходимость совершенствования системы рекомендательных библиографических пособий для детей и Руководителей детского чтения и предложила наладить сотрудничество библиографа и учителя-предметника в процессе создания пособия.

Л.Я.Сельцер (Тамбов, гос. ин-т культуры) раскрыла значение библи­отек в формировании духовно-нравственной культуры личности. Опираясь на опыт библиотек Тамбов­ской области, на материалы социоло­гического опроса «Что читают наши дети», она рекомендовала разработать и внедрить целостную программу, предусматривающую координацию всех социальных институтов воспитания, образования, организации досуга и творчества юных.

Л. А.Балашова (Тамбов, гос. ин-т культуры) посвятила выступление теме читательских пристрастий подростков, в первую очередь поэзии, подтверждая собственные выво­ды результатами многолетних исследований.

В последние годы ученые все чаще используют в работе наукометрические методы. На конференции были представлены результаты подобных экспериментов специалистов Тамбовского ГИК: Л.АПрониной, И.Н.Росляковой «Исследование структуры документального потока по проблеме формирования культуры чтения», а также доклад Е.В.Кариковой и В.М.Тютюнника «Наукометрический анализ распространенности произведений лауреатов Нобелевской премии в библиотеках России». Документальный поток был изучен в статике и динамике: по годам издания документов, по видам изданий, выявлен разброс публикаций по сериальным изданиям. Все это позволило авторам отметить возрождение интереса к проблеме за последнее время, внести предложения по совершенствованию структуры ДИП (следует увеличить количество научных изысканий, создавать больше учебных, методических материалов и т. д.).

Обследование более 140 библиотек выявило, что независимо от их типа и вида в фондах представлено очень незначительное число произведении лауреатов в области литературы. В итоге большая часть мирового потенциала оказывается недоступной нашим читателям.

Проблема библиографирования краеведческой литературы как средства формирования культуры чтения специалистов была поднята В.И.Задорожным (Тамбов, гос. ин-т культуры) на примере дипломных работ студентов.

И.К.Носова остановилась на особенностях детского чтения. Автор сделала попытку проанализировать строение предложений в произведениях художественной литературы XIX — XX вв. с целью определить степень трудности их восприятия детьми.

Участники встречи признали, что комплексный характер исследуемой темы позволил специалистам разных профилей внести определенный вклад в ее разработку.

В сборник материалов конференции (*1), подготовленный к ее открытию, редакционной коллегией включены сообщения 77 авторов из Москвы, С.-Петербурга, Самары, Казани, Рязани, Улан-Удэ, Кемерово, Перми, Омска и других городов России.

В сборнике три раздела: методологические проблемы формирования культуры чтения, совершенствование системы форм и методов работы библиотек различных типов и вопросы культуры чтения в процессе преподавания в вузах.

В целом на конференции рассмотрен большой круг проблем, выявлен широкий спектр суждений и мнений, заслуживающих внимания и изучения.

 

(*1) Проблемы формирования культуры чтения: Материалы Всерос. науч. конф., 25 — 27 нояб. 1994 г. Тамбов, гос. ин-т культуры, 1994. 180 с. 


Источник сведений

Библиотековедение.- №1.- 1995- С.130-132

 

Вернуться к результатам поиска