II общероссийская научно-практическая конференция «Современные пользователи АИБС: проблемы обслуживания изучения и обучения»

Дата проведения
25-27 марта 1998

Место проведения
Санкт-Петербург

Организаторы
Российская библиотечная ассоциация

Тип
Конференция

Докладчики (показать/скрыть)

Антропова А.С., Харькова А.Ю. «Образ компьютера в детской библиотеке»
Багажков А.К., Захаров В.П., Масевич А.Ц. «Выбор формы предоставления электронных библиографических изданий»
Баранов В.Л., Соколова Н.В. «Цифровые библиотеки - новая технология организации информационно-библиотечного обслуживания пользователей»
Барышева О.В. «Информационные ресурсы Интернет для организации доставки документов»
Бекжанова Н.В., Сидоренко Н.А. «Нетрадиционное справочно-библиографическое обслуживание в Библиотеке РАН: состояние и проблемы»
Березина Н.Е. «Основные категории пользователей АИБС в РГБ на современном этапе и некоторые проблемы их обслуживания»
Беркутова Л.С. «Сочетание традиционных и автоматизированных методов поиска предоставления информации при обслуживании читателей публичных библиотек»
Васильева А.В., Глушановский А.В., Каленов Н.Е. «Современные формы обслуживания пользователей БЕН РАН: состояние и перспективы»
Власова С.А. «Обслуживание пользователей МБА БЕН РАН с использованием электронной почты»
Галеева И.С. «Статистические исследования: к вопросу оптимизации обслуживания пользователей Интернет»
Горбунов Г.В., Мамонтов С.А., Тютюнник В.М. «Библиотечно-музейно-архивно-информационная система Международного Информационного Нобелевского Центра»
Гридчина Ю.В. «Новые подходы в построении модели выполнения запросов пользователей краеведческих БД»
Гурбанова О.Н. «Предоставление медико-биологической информации читателям РНБ: проблемы и перспективы»
Дягилева Т.Д. «Внедрение и использование новых информационных технологий в справочно-библиографическом отделе вузовской библиотеки гуманитарного профиля»
Жабко Е.Д. «Потребители бизнес-информации в Британской библиотеке: проблемы изучения и обучения»
Жабко Е.Д., Кулиш О.Н. «Крупные научные библиотеки и обслуживание пользователей: тенденции и инновации в условиях компьютерных технологий»
Жарова Т.М., Петрусенко Т.В., Старцева Л.Д. «Обслуживание пользователей ММБА РНБ: традиции и возможности в новой информационной ситуации»
Зайцев В.Н. – вступительное слово
Зинкевич Н.А. «Проблемы функционирования и некоторые итоги работы региональной школы
Кирчик В.С., Красников В.С., Лернер Д.М., Пирог В.П., Федорченко А.В. «Обслуживание читателей университетской библиотеки: состояние и проблемы автоматизации»
Киселев И.В. «Современные информационные технологии в Отделе картографии РНБ»
Колпакова Н.В., Филиппова А.А. «Создание путеводителей по различным предметным областям в сети Интернет»
Красильникова Г.И. «Обслуживание студентов в Санкт-Петербурге: традиции, тенденции, новации»
Кузьмишина Т.М. «Деятельность как основополагающий критерий дифференциации пользователей АИБС»
Лигун Т.А. «Оптимизация информационно-библиографического обслуживания на основе изучения пользователей в НБ им. М. Горького СПбГУ»
Мац Л.В. «Проблемы изучения информационных потребностей пользователей АИБС ВУЗа»
Мотова Л.Л., Олькина Т.В. «Медиацентр в детской библиотеке»
Павлова Л.П. «Потребности читателей АИБС и пути их удовлетворения в Новосибирском научном центре»
Панкова Е.В. «Проблемы обучения пользователей ПЭВМ в условиях динамичного развития технических и програмных средств»
Племнек А.И., Усманов Р.Т. «Практика использования специализированных шлюзов для работы с удаленными библиографическими БД»
Смирнова А.С. «Создание электронного каталога и проблемно-ориентированных баз данных на основе фонда ЛОУНБ»
Соколова Т.В. «Изучение пользователей АИБС на современном этапе»
Стружецкая Л.Г. «Современные технологии в обслуживании пользователей Национальной библиотеки Беларуси»
Устинова О.Ю. «Новые информационные технологии и обслуживание читателей в общедоступных публичных библиотеках»
Цветкова И.Б. «Современные информационные технологии в РНБ: итоги и перспективы»
Чернышева М.Д. «Проблемы сквозного компьютерного обучения на библиотечном факультете»
Штенников Ю.В. «Использование общедоступных ресурсов сети Интернет в дисплейном зале БАН»

О мероприятии

25-27 марта в Российской национальной библиотеке под эгидой Российской библиотечной ассоциации проведена Вторая общероссийская научно-практическая конференция «Современные пользователи АИБС: проблемы обслуживания, изучения и обучения».

В конференции приняли участие представители Москвы, С.-Петербурга, а также Твери, Новгорода, Рязани, Тулы, Саранска, Чебоксар, Самары, Новосибирска, Казани, Тамбова, Ижевска и других городов России. Присутствовали гости из Белоруссии. В течении трех дней конференции более чем 230 участников прослушали 32 доклада различной тематике. На открытии конференции выступил директор РНБ, Президент РБА В.Н.Зайцев, который обратился к участникам конференции с приветствием, кратко характеризовал перспективы использования автоматизированных систем в библиотеках.

По сравнению с конференцией 1997 г. на данной конференции достаточно широким был диапазон библиотек с точки зрения их типологической принадлежности: национальные библиотеки, областные научные библиотеки, библиотеки системы Академии наук, массовые публичные библиотеки, вузовские и детские библиотеки. Общий подбор участников определил и основные тематические блоки обсуждаемых проблем, к которым были отнесены:

Показать еще...

общие вопросы организации обслуживания читателей на этапе внедрения современных информационных технологий;

новые информационные технологии и обслуживание читателей в публичных библиотеках, областных научных и библиотеках системы Академии наук;

использование Интернета в библиотеках;

проблемы изучения и обучения различных категорий пользователей АИБС;

автоматизация в вузовских и детских библиотеках.

 С докладом проблемного характера «Современные информационные технологии в РНБ: итоги и перспективы» выступила зам. директора РНБ по библиотечной работе и автоматизации И.Б.Цветкова. Она представила анализ современного состояния автоматизации РНБ, показала перспективы дальнейшего внедрения новых форм обслуживания, базирующихся на новых технологиях, отметила основные негативные тенденции в обслуживании и наметила пути их преодоления.

Характеристике современного состояния информационного и библиотечно-библиографического обслуживания в российских библиотеках был посвящен доклад зав. ОБТ РНБ О.Н.Кулиш и зав. ИБО РНБ Е.Д.Жабко «Крупные научные библиотеки и обслуживание пользователей: тенденции и инновации в условиях компьютерных технологий». В докладе была впервые представлена для обсуждения многоуровневая модель организации обслуживания в Новом здании РНБ, определены факторы, влияющие на организацию обслуживания, а также принципы обслуживания.

Особую актуальность в последние годы приобрела тема создания и эксплуатации цифровых библиотек. Данной проблемой занимаются специалисты Центра открытых библиотечных систем при С.-Петербургском государственном техническом университете. Тема доклада В.Л.Баранова и Н.В.Соколовой была так и сформулирована «Цифровые библиотеки – новая технология организации информационно-библиотечного обслуживания пользователей». В докладе было дано терминологическое определение цифровой библиотеки и ее основные признаки, а также представлена модель организации обслуживания на базе массива цифровых документов. Большой интерес участников конференции привлек доклад «Практика использования специализированных шлюзов для работы с удаленными библиографическими базами данных» Р.Т.Усманова и А.И.Племнека - представителей того же Центра открытых библиотечных систем.

В рамках секции были заслушаны доклады Л.Г.Стружецкой «Современные технологии в обслуживании пользователей (Национальная библиотека Белоруссии) и Т.М.Кузьмишиной «Деятельность как основополагающий критерий дифференциации пользователей АИБС" (ОУНБ, Самара).

Массовые публичные библиотеки в настоящее время сталкиваются с теми же проблемами, которые стоят перед более крупными по объемам фондов и спектру предлагаемых услуг библиотеками. Близость проблематики, общность подходов рассмотрения задач по обслуживанию единой группы читателей с использованием компьютеров и сетевых технологий объединили доклады О.Ю.Устиновой «Новые информационные технологии и обслуживание читателей в общедоступной публичной библиотеке» (ЦГПБ, С.-Петербург) и Л.С.Беркутовой «Сочетание традиционных и автоматизированных методов поиска и предоставления информации при обслуживании читателей публичных библиотек» (ЦБС Московского района, С.-Петербург).

Интересными показались слушателям доклады представителей крупнейших научных библиотек системы Академии наук. Сотрудники БЕН РАН А.В.Глушановский, А.В.Васильева, Н.Е.Каленов выступили с докладом «Современные формы обслуживания пользователей в БЕН РАН (состояние и перспективы)», а Н.А.Сидоренко и Н.В.Бекжанова из БАН РАН - с сообщением «Нетрадиционное справочно-библиографическое обслуживание в БАН РАН: состояние и проблемы». Анализ состояния автоматизации двух библиотек позволил докладчикам выявить основные пути дальнейшего развития обслуживания: целенаправленное и разумное сочетание традиционных и новых форм обслуживания, ориентацию на использование электронных источников, дальнейшее развитие доступа к удаленным базам данных.

Разными по тематике, но схожими по целевой направленности были доклады Ю.В.Гридчиной «Новые подходы в построении модели выполнения запросов пользователей краеведческих баз данных» (ОУНБ, Тула), О.Н.Гурбановой «Предоставление медицинской информации читателям РНБ, проблемы и перспективы» (РНБ, С.-Петербург) и А.С.Смирновой «Создание электронного каталога и проблемно-ориентированных баз данных на основе фонда ЛОУНБ» (ЛОУНБ, Ленинградская обл.).

Значительным явлением библиотечной жизни стало открытие в библиотеках России в рамках программы «Российские библиотеки в Интернет» пунктов доступа к внешним информационным массивам посредством телекоммуникационных связей. Эффективная организация обслуживания в Интернет-классах, электронная каталогизация ресурсов Интернет, использование Интернет в СБО и для организации доставки документов, проблемы сетевого этикета и обучения пользователей – вот лишь короткий перечень проблем, которые встают перед библиотечными специалистами - участниками проекта. Именно поэтому аудитория на секции «Интернет в библиотеках» была полностью заполнена. С докладами выступили О.В.Барышева «Информационные ресурсы Интернет для организации доставки документов» (РНБ, С.-Петербург), Ю.В.Штенников «Использование общедоступных ресурсов сети Интернет в дисплейном зале БАН» (БАН РАН, С.-Петербург), И.С.Галеева «Статистические исследования: к вопросу оптимизации обслуживания пользователей Интернет» (РНБ, С.-Петербург). Прекрасным дополнением стал доклад специалистов отдела комплектования РНБ Т.В.Петрусенко, Т.М.Жаровой и Л.Д.Старцевой «Обслуживание пользователей ММБА РНБ: традиции и возможности в новой информационной ситуации», в котором намечены пути развития ММБА на базе использования возможностей телекоммуникационных средств. Работа секции была завершена докладом А.Ц.Масевича, В.П.Захарова и А.К.Багажкова «Выбор формы предоставления электронных библиографических изданий» (БАН РАН, С.-Петербург).

 Безусловно одной из важнейших проблем современной библиотечной практики является обучение и изучение пользователей. Обучение обоснованно считается составной частью справочно-библиографического обслуживания, а изучение пользователей рассматривается как основа совершенствования библиотечного обслуживания в целом. Постепенный переход к обслуживанию читателей в автоматизированном режиме сделал проблему еще более актуальной. Пользователи АИБС, стихийно выделившиеся в особую категорию пользователей, остаются пока не изученными ни с точки зрения их подготовленности к взаимодействию с АИБС, ни с точки зрения потребностей в услугах, ни с точки зрения особенностей информационного поведения и выбора стратегии поиска информации. Обучение пользователей не только не теряет свою актуальность на этапе внедрения современных информационных технологий, но, напротив, значение этого направления внутри библиотечной деятельности возрастает. Это в такой же мере может быть отнесено и к изучению пользователей. Это было подтверждено докладами Т.В.Соколовой «Изучение пользователей АИБС на современном этапе» (РНБ, С.-Петербург), Н.Е.Березиной «Основные категории пользователей АИБС в РГБ на современном этапе« (РГБ, Москва) и Л.П.Павловой «Потребности читателей в АИБС и пути их удовлетворения в Новосибирском научном центре» (ГПНТБ СО РАН, Новосибирск).

Блок докладов по обучению пользователей включал сообщения по проблемам организации обучения пользователей АИБС в библиотеках, а также персонала библиотек в рамках системы высшего и постдипломного образования. Зарубежному опыту организации обучения пользователей в национальной библиотеке был посвящен доклад Е.Д.Жабко «Обучение пользователей с потребностями в области деловой информации за рубежом (на примере Британской библиотеки)» (РНБ, С.-Петербург). Опыт отечественных библиотек был представлен в докладе Н.А.Зинкевич «Проблемы функционирования и некоторые итоги работы региональной школы Библиотечные компьютерные технологии на базе библиотеки С.-Петербургского государственного университета профсоюзов» (СПбГУП, С.-Петербург).

Основой эффективной работы библиотеки любого типа и ранга, конечно же, является высококвалифицированный персонал. О том, как выстроена система компьютерной подготовки будущих библиотекарей было рассказано в докладах Е.В.Панковой «Проблемы обучения пользователей персональных компьютеров в условиях динамичного развития технических и программных средств» и М.Д.Чернышевой «Проблемы сквозного компьютерного обучения на библиотечном факультете С.-Петербургской Академии культуры" (оба докладчика представляли кафедру информатики С.-Петербургской государственной Академии культуры).

В этом году в программу конференции была включена новая секция, объединившая целый ряд докладов по автоматизации вузовских и детских библиотек. Это достаточно показательно, поскольку несмотря на значительные трудности в комплектовании фондов в организации обслуживания студентов, библиотеки высших и средних учебных заведений постепенно включаются в общий процесс информатизации библиотек страны. Создание электронных каталогов на фонды, подключение к Интернет, использование сторонних баз данных на различных носителях – это далеко не полный перечень нововведений. Вместе с тем, традиционное обслуживание по прежнему остается ведущим в общей структуре обслуживания в вузовских библиотеках и занимает значительно больший объем по сравнению с автоматизированным. Именно поэтому организаторы конференции открыли секцию докладом Г.И.Красильниковой (РНБ, С.-Петербург), рассказавшей о традициях организации библиотечного обслуживания студенчества в С.-Петербурге и определившей тенденции этого обслуживания на современном этапе. В ее докладе были также намечены основные направления дальнейшего развития обслуживания студентов на базе использования компьютерной техники.

О трудностях и успехах вузовских библиотек было доложено в сообщениях Т.А.Лигун «Оптимизация информационно-библиографического обслуживания на основе изучения пользователей научной библиотеки (на примере научной библиотеки С.-Петербургского государственного университета)» и Т.В.Дягилевой «Внедрение и использование новых информационных технологий в справочно-библиографическом отделе вузовской библиотеки гуманитарного профиля» (СПбГУП, С.-Петербург). Достаточно интересным показался слушателям и доклад коллектива авторов из С.-Петербургского государственного электротехнического университета во главе с В.С.Кирчиком по организации автоматизированного обслуживания в вузовской библиотеке технического профиля «Обслуживание читателей университетской библиотеки: состояние и проблемы автоматизации». На секции были также заслушаны доклады Л.В.Мац «Проблемы изучения информационных потребностей пользователей АИБС ВУЗА» (С.-Петербургский университет экономики и финансов, С.-Петербург), Л.С.Антроповой и А.Ю.Харьковой «Образ компьютера в детской библиотеке» (Ленинградская областная детская библиотека, С.-Петербург).

Конференция завершилась подведением итогов и принятием рекомендаций о необходимости дальнейшего развития обсуждаемой проблематики, об установлении постоянных контактов между специалистами этой области путем обмена опытом, печатными изданиями, информацией оперативного характера, а также сотрудниками (командировки, стажировки). Участники конференции обратились к организаторам с просьбой о проведении очередной конференции в следующем году также на базе Российской национальной библиотеки. Была отмечена заинтересованность и активность всех участников, теплая атмосфера и полезные контакты, подчеркнута целесообразность издания материалов конференции в виде сборника.

Для участников конференции были организованы дополнительные профессиональная и культурная программы. В дополнительную профессиональную программу были включены посещения производственных подразделений РНБ (ИБО, ОМА, ОФО, ООиК), организованы встречи с ведущими специалистами библиотеки, экскурсия в Новое здание РНБ. Культурная программа включила экскурсию по РНБ, посещение Александринского театра и Музея-квартиры Ф.М. Достоевского.


Источник сведений

Автоматизация информационно-библиографического обслуживания в контексте профессиональных оценок /Сайт РНБ. Электронный ресурс// Режим доступа: http://www.nlr.ru/news/rnbinfo/1998/3-2.htm

 

Вернуться к результатам поиска