Практическая школьная энциклопедия / под общ. ред. Н. В. Тулупова и П. М. Шестакова. – Москва : Тип. П. П. Рябушинского, 1912. – 819 с.
Шифр РНБ: 37.34.2.68
Энциклопедия является первым изданием подобного рода в России.
Содержит 4 отдела:
1. Учитель и школа. Освещаются вопросы, связанные с работой учителя в школе. Содержит пристатейные библиографические списки, а также библиографию по вопросам детской литературы и детского чтения с 1886 по 1911 гг. (с. 268-277), списки книг для школьных библиотек (с. 278-308). Особый интерес представляют статьи "Детские сады" и "Детские библиотеки в Америке и в России".
2. Самообразование учителя. Содержит пристатейные библиографические списки, а также указатели журнальных статей по разделам "Общие вопросы психологии и педагогики" (с. 525-528) и "Бытовое и правовое положение народного учителя" (с. 565).
3. Культурно-просветительная деятельность вне школы. Имеются пристатейные библиографические списки.
4. Справочные сведения. Представлены извлечения из текстов законов и правительственных распоряжений по школьному и внешкольному образованию начала века. Включает Указатель журнальных статей по вопросам педагогики и народного образования с 1907 по 1911 г. (с. 778-787).
Издание снабжено предметным указателем.
Представляет историко-педагогический и библиографический интерес.
Оглавление:
I отдел.
Учитель и школа.
От редакции.
В. Линд. Трудовой принцип обучения.
Учебные планы и программы начальных школ.
Программы выработанные учительскими комиссиями на Харьковских Общеобраз. курс. в 1910 г.
Программа 4-годичного курса начальных училищ в Москве.
А. Зеленко, Е. Фортунатова и Л. Шлегер. План занятий в начальной школе, выработанный на основании программ американских школ.
Н. Капралов. Свободные беседы с учащимися.
В. Бабаков и И. Воскобойников. Местные образовательные прогулки в разные времена года.
И. Воскобойников. Наблюдения детей над явлениями природы.
В. Бабаков и И. Воскобойников. Школьные музеи.
- Коллекции и отдельные препараты животных.
- Собрание растений и составление школьного гербария.
- Технологические коллекции.
- Коллекции минералов.
- Наглядные пособия по физике.
Предметы преподавания в начальной школе
- Н. Сидоров. Русский язык.
*** Статьи и заметки о преподавании родного языка в педагогических журналах.
- И. Степной (И.Самохвалов). Арифметика и геометрия.
- В. Уланов. История.
- А. Борзов. География.
- М. Князева. Природоведение.
- В. Аркадьев. Физика.
- Н. Ивакин. Элементарный курс рисования.
- В. Сухова. Лепка.
- А. Никольский. Музыка.
- Н. Советова. Пение.
- Н. Касаткин. Ручной труд, как предмет общего образования.
- А. Аникина. Образовательные экскурсии в Москве.
*** Справочные сведения о льготных условиях и железнодорожных билетах для экскурсантов.
*** Детская литература и организация детского чтения.
- А. Корольков. Библиография по вопросам детской литературы и детского учения.
*** Указатель книг для ученических библиотек низших учебных заведений.
- В. Уланов. Список книг для исторической библиотеки начальной и средней школы.
- П. Шестаков. Журналы для юношеского и детского чтения.
- Е. Чарнолуская. Детские библиотеки в Америке и в России.
- Е. и И. Иваньковы. О школьных детских праздниках-спектаклях.
- Н. Филитис. Детские игры и их значение.
- А. Дмитревский. Школьные завтраки.
- Его же. Летние школьные колонии.
- В. Игнатьев. Необходимые краткие сведения из области школьной гигиены.
- Ф. Данилов. Школьно-санитарное строительство.
- А. Малинин. Школа и алкоголизм.
- Г. Россолимо и Б. Кащенко. Дефективные дети, их обучение и воспитание.
- И.С. Учебные заведения для дальнейшего образования окончивших начальную школу.
*** Список учебных заведений, куда можно поступить окончившим начальную школу.
- М. Чехова. Детские сады.
- А. Обухов. Деятельность по народному образованию и культурная работа земств в деревне.
II отдел.
Самообразование учителя
Н. Тулупов. Заветы русских педагогов.
М. Рубинштейн. Учитель и его психологическое, педагогическое и философское образование.
Е. Елачич. Биология и значение биологических наук.
П. Коган. Всеобщая литература.
Его же. Русская литература.
В. Уланов. История.
А. Борзов. География.
Б. Сыромятников. Основы правоведения.
***Общие вопросы психологии и педагогики (указат. журн. лит.).
Образовательные учреждения для учителя.
1. Постоянные педагогические курсы.
2. Женский Педагогический институт.
3. Педагогические курсы при С.-Петербургском Фребелевском обществе.
4. Частный Фребелевский Институт при Киевском Фребелевском обществе.
5. Н.Чехов. Педагогическая Академия.
6. П.М. Московские женские педагогические курсы.
М. С-овъ. Первый в России учительский дом.
Н. Гуров. Московское общество попечения о детях народных учителей и учительниц.
И. Шнеерсон. Поездки за границу.
Постановления общеземского съезда по народному образованию по вопросам о духовных и материальных нуждах учительства.
*** Бытовое и правовое положение народного учителя (указ. журн. лит.).
III отдел.
Культурно-просветительная деятельность вне школы
А. Обухов. Общеземский съезд и предстоящая деятельность земств по народному образованию.
Казимиров. Статистические данные о положении народного образования.
Б. Сыромятников. Народные университеты.
П. Садырин. Городской университет имени А.Л.Шанявского в Москве.
А. Обухов. Районная организация внешкольного образования.
Н. Малиновский. Земские подвижные музеи и народные дома-музеи, как центры внешкольного образования.
В. Костромина. Школы и курсы для взрослых.
Правила об уроках и курсах для взрослых.
Народные библиотеки.
1. Л. Хавкина. Народные библиотеки за границей.
2. С. Серополко. Народные библиотеки в России.
С. Серополко. Книжная торговля.
М. Шишкин. Народный учитель и народный театр.
М. Тихомиров. Школьные попечительства.
Г. Черкезов. Внешкольное попечение о детях.
В. Бабаков. Летние детские приюты-ясли в деревнях.
М. Голицын. Ясли для деревенских детей.
В. Уланов. Роль народного учителя в собирании местного культурно-бытового материала.
К. Шеметов. Кооперативное движение и народный учитель.
IV отдел
Справочные сведения
Законы и правительственные распоряжения по школьному и внешкольному образованию за последние 7 лет.
1. Бесплатное обучение детей лиц педагогического звания.
2. Библиотеки.
3. Инородческие школы.
4. Испытание на звание учителя.
5. Общества, союзы и собрания.
6. Об отводе сельским начальным училищам земельным участков и об отпуске им казенного леса.
7. Пенсии.
8. Права и обязанности земств., городов и сельских обществ.
9. Санитарный надзор.
10. Старообрядческие и сектанские училища.
11. Уроки и курсы для взрослых.
12. Учителя начальных училищ.
13. Чтения и лекции для народа.
14. Разные.
Указатели журнальных статей по вопросам педагогики за последние 5 лет.
Устав Общества взаимной помощи при Московском Уч. Институте.
Устав Московского ОбществаНародных университетов.Устав подвижного музея наглядных пособий при женской воскресной школе в г. Таганроге.
Примерные программы по изучению школьного дела.
Примерная схема вопросов по собиранию сведений о состоянии школьного дела в данном районе.
Г.П. Куда ехать народному учителю на летний отдых.
Список издательств, книжн. складов и магазинов.
Список фирм, торгующих картинами, наглядн. учебн. пособиями и картинами для волшебных фонарей.
Список периодических изданий.
Музеи и картинные галереи.
Педагогические музеи и музеи наглядных пособий.
Культурно-просветительные общества и учреждения.
Предметный указатель.
Содержит 4 отдела:
1. Учитель и школа. Освещаются вопросы, связанные с работой учителя в школе. Содержит пристатейные библиографические списки, а также библиографию по вопросам детской литературы и детского чтения с 1886 по 1911 гг. (с. 268-277), списки книг для школьных библиотек (с. 278-308). Особый интерес представляют статьи "Детские сады" и "Детские библиотеки в Америке и в России".
2. Самообразование учителя. Содержит пристатейные библиографические списки, а также указатели журнальных статей по разделам "Общие вопросы психологии и педагогики" (с. 525-528) и "Бытовое и правовое положение народного учителя" (с. 565).
3. Культурно-просветительная деятельность вне школы. Имеются пристатейные библиографические списки.
4. Справочные сведения. Представлены извлечения из текстов законов и правительственных распоряжений по школьному и внешкольному образованию начала века. Включает Указатель журнальных статей по вопросам педагогики и народного образования с 1907 по 1911 г. (с. 778-787).
Издание снабжено предметным указателем.
Представляет историко-педагогический и библиографический интерес.
Оглавление:
I отдел.
Учитель и школа.
От редакции.
В. Линд. Трудовой принцип обучения.
Учебные планы и программы начальных школ.
Программы выработанные учительскими комиссиями на Харьковских Общеобраз. курс. в 1910 г.
Программа 4-годичного курса начальных училищ в Москве.
А. Зеленко, Е. Фортунатова и Л. Шлегер. План занятий в начальной школе, выработанный на основании программ американских школ.
Н. Капралов. Свободные беседы с учащимися.
В. Бабаков и И. Воскобойников. Местные образовательные прогулки в разные времена года.
И. Воскобойников. Наблюдения детей над явлениями природы.
В. Бабаков и И. Воскобойников. Школьные музеи.
- Коллекции и отдельные препараты животных.
- Собрание растений и составление школьного гербария.
- Технологические коллекции.
- Коллекции минералов.
- Наглядные пособия по физике.
Предметы преподавания в начальной школе
- Н. Сидоров. Русский язык.
*** Статьи и заметки о преподавании родного языка в педагогических журналах.
- И. Степной (И.Самохвалов). Арифметика и геометрия.
- В. Уланов. История.
- А. Борзов. География.
- М. Князева. Природоведение.
- В. Аркадьев. Физика.
- Н. Ивакин. Элементарный курс рисования.
- В. Сухова. Лепка.
- А. Никольский. Музыка.
- Н. Советова. Пение.
- Н. Касаткин. Ручной труд, как предмет общего образования.
- А. Аникина. Образовательные экскурсии в Москве.
*** Справочные сведения о льготных условиях и железнодорожных билетах для экскурсантов.
*** Детская литература и организация детского чтения.
- А. Корольков. Библиография по вопросам детской литературы и детского учения.
*** Указатель книг для ученических библиотек низших учебных заведений.
- В. Уланов. Список книг для исторической библиотеки начальной и средней школы.
- П. Шестаков. Журналы для юношеского и детского чтения.
- Е. Чарнолуская. Детские библиотеки в Америке и в России.
- Е. и И. Иваньковы. О школьных детских праздниках-спектаклях.
- Н. Филитис. Детские игры и их значение.
- А. Дмитревский. Школьные завтраки.
- Его же. Летние школьные колонии.
- В. Игнатьев. Необходимые краткие сведения из области школьной гигиены.
- Ф. Данилов. Школьно-санитарное строительство.
- А. Малинин. Школа и алкоголизм.
- Г. Россолимо и Б. Кащенко. Дефективные дети, их обучение и воспитание.
- И.С. Учебные заведения для дальнейшего образования окончивших начальную школу.
*** Список учебных заведений, куда можно поступить окончившим начальную школу.
- М. Чехова. Детские сады.
- А. Обухов. Деятельность по народному образованию и культурная работа земств в деревне.
II отдел.
Самообразование учителя
Н. Тулупов. Заветы русских педагогов.
М. Рубинштейн. Учитель и его психологическое, педагогическое и философское образование.
Е. Елачич. Биология и значение биологических наук.
П. Коган. Всеобщая литература.
Его же. Русская литература.
В. Уланов. История.
А. Борзов. География.
Б. Сыромятников. Основы правоведения.
***Общие вопросы психологии и педагогики (указат. журн. лит.).
Образовательные учреждения для учителя.
1. Постоянные педагогические курсы.
2. Женский Педагогический институт.
3. Педагогические курсы при С.-Петербургском Фребелевском обществе.
4. Частный Фребелевский Институт при Киевском Фребелевском обществе.
5. Н.Чехов. Педагогическая Академия.
6. П.М. Московские женские педагогические курсы.
М. С-овъ. Первый в России учительский дом.
Н. Гуров. Московское общество попечения о детях народных учителей и учительниц.
И. Шнеерсон. Поездки за границу.
Постановления общеземского съезда по народному образованию по вопросам о духовных и материальных нуждах учительства.
*** Бытовое и правовое положение народного учителя (указ. журн. лит.).
III отдел.
Культурно-просветительная деятельность вне школы
А. Обухов. Общеземский съезд и предстоящая деятельность земств по народному образованию.
Казимиров. Статистические данные о положении народного образования.
Б. Сыромятников. Народные университеты.
П. Садырин. Городской университет имени А.Л.Шанявского в Москве.
А. Обухов. Районная организация внешкольного образования.
Н. Малиновский. Земские подвижные музеи и народные дома-музеи, как центры внешкольного образования.
В. Костромина. Школы и курсы для взрослых.
Правила об уроках и курсах для взрослых.
Народные библиотеки.
1. Л. Хавкина. Народные библиотеки за границей.
2. С. Серополко. Народные библиотеки в России.
С. Серополко. Книжная торговля.
М. Шишкин. Народный учитель и народный театр.
М. Тихомиров. Школьные попечительства.
Г. Черкезов. Внешкольное попечение о детях.
В. Бабаков. Летние детские приюты-ясли в деревнях.
М. Голицын. Ясли для деревенских детей.
В. Уланов. Роль народного учителя в собирании местного культурно-бытового материала.
К. Шеметов. Кооперативное движение и народный учитель.
IV отдел
Справочные сведения
Законы и правительственные распоряжения по школьному и внешкольному образованию за последние 7 лет.
1. Бесплатное обучение детей лиц педагогического звания.
2. Библиотеки.
3. Инородческие школы.
4. Испытание на звание учителя.
5. Общества, союзы и собрания.
6. Об отводе сельским начальным училищам земельным участков и об отпуске им казенного леса.
7. Пенсии.
8. Права и обязанности земств., городов и сельских обществ.
9. Санитарный надзор.
10. Старообрядческие и сектанские училища.
11. Уроки и курсы для взрослых.
12. Учителя начальных училищ.
13. Чтения и лекции для народа.
14. Разные.
Указатели журнальных статей по вопросам педагогики за последние 5 лет.
Устав Общества взаимной помощи при Московском Уч. Институте.
Устав Московского ОбществаНародных университетов.Устав подвижного музея наглядных пособий при женской воскресной школе в г. Таганроге.
Примерные программы по изучению школьного дела.
Примерная схема вопросов по собиранию сведений о состоянии школьного дела в данном районе.
Г.П. Куда ехать народному учителю на летний отдых.
Список издательств, книжн. складов и магазинов.
Список фирм, торгующих картинами, наглядн. учебн. пособиями и картинами для волшебных фонарей.
Список периодических изданий.
Музеи и картинные галереи.
Педагогические музеи и музеи наглядных пособий.
Культурно-просветительные общества и учреждения.
Предметный указатель.