- Цедент
- Кредитор, уступающий свое право требования другому лицу.
- Страховщик, переводящий риск, путем страхования.
- Целевое пособие
- см. Субвенция
- Целевой маркетинг
- см. Маркетинг целевой
- Цен потребительских, индекс
- см. Индекс потребительских цен
- Цена
- — денежное выражение стоимости товара. Различают следующие виды Ц.: оптовые, розничные, прейскурантные (фиксированные), договорные, свободные, закупочные, сезонные, поясные, теневые, мирового рынка, внешней торговли и пр.
См.также Бонификация, Брейк, Бум, Валоризация, Валюта цены (сделки), Выравнивание цен, Декорт, Демпинг, Дисконт, Инфляция, Котировка, Котировка биржевая, Либерализация цен, Лимит цены, Маржа, Масштаб цен, "Ножницы цен", Рабат, Регулирование ценовое, Спот, Фиксинг, Цена действительная, Цена справочная
- Цена базисная
- — цена для определенного сорта или качества товара, согласованная сторонами в сделке — купли-продаже, и являющаяся исходной для определения окончательной цены фактически поставляемого товара.
- Цена балансовая (книжная) акции
- — цена, определяемая на основе документов финансовой отчетности обычно в ходе аудиторских проверок для котировки акций на определенной бирже.
- Цена биржевая
- — цена на товары, реализуемые в порядке биржевой торговли. Данные о Ц.б. приводятся в систематических публикациях, бюллетенях товарных бирж, сообщаются в периодических (ежедневных, ежечасных и т. д.) котировках. Ц. б. — важный и достаточно достоверный источник информации об уровне и динамике цен соответствующих товаров. Примером Ц. б. международной торговли может служить котировка Лондонской биржи металлов.
- Цена "бросовая"
- — цена значительно ниже среднерыночного уровня, иногда ниже себестоимости.
См.также Демпинг
- Цена-брутто
- — цена без вычетов, например, цена на рынке ценных бумаг без учета комиссионных выплат.
- Цена государственная
- — цена, устанавливаемая государством на:
- продукцию, товары и услуги, производство которых сосредоточено в основном на предприятиях, занимающих монопольное положение на рынке;
- ресурсы, оказывающие определяющее влияние на общий уровень и динамику цен;
- социально-значимые товары и услуги.
- Цена действительная
- — цена, по которой фактически совершается сделка.
- Цена договорная
- — цена, определяемая по взаимному соглашению потребителя и производителя продукции и услуг. Определяется, исходя из плановой себестоимости, рентабельности и конъюктуры рынка. В период перехода к рыночным отношениям применяется на товары, не оказывающие существенного влияния на жизненный уровень населения. К таким товарам относятся прежде всего предметы роскоши, высококачественные, особо модные престижные товары отечественного производства и закупаемые по импорту. В системе Ц.д. функционируют отпускные и розничные цены.
- Цена купли-продажи (фактурная)
- — определяется условиями поставки, оговоренными в контракте; для краткости фактическую цену снабжают еще одним указанием: "СИФ", "Фоб", "Фор" и "франко".
- Цена курсовая (акции)
- — цена, по которой она оценивается (котируется) на вторичном рынке ценных бумаг. Это основная форма цены на фондовом рынке, определяющая реальную цену акции.
- Цена лимитная
- — верхний предел уровня цены на данный вид продукции, устанавливаемый по предварительным данным вначале разработки продукции.
- Цена лицензии
- см. Платежи паушальные
- Цена мировая
- — цена, являющаяся денежным выражением интернациональной стоимости реализуемого на мировом рынке товара.
- Цена монопольная
- — цена, устанавливаемая монополиями выше или ниже цены производства. Выше — для сбыта своих товаров, и ниже — для товаров, приобретаемых у других фирм.
- Цена нарицательная
- — цена, указанная на ценной бумаге, обычно не совпадающая с курсовой ценой, по которой данная ценная бумага обращается на бирже.
- Цена номинальная
- см. Номинал
- Цена "падающий лидер"
- — цена, которая используется торговцами для привлечения покупателей. Обычно снижается цена лишь на один какой-нибудь товар, но покупатель, привлеченный этим факторов в магазин, может купить и другие товары, цена на которые не снижалась.
- Цена оптовая
- — цена, по которой государственные предприятия и организации реализуют произведенную ими продукцию другим государственным, а также кооперативным предприятиям и организациям материально-технического снабжения и сбыта, оптовой торговли, т. е. всем категориям покупателей, кроме населения. В хозяйственной практике применяются два вида Ц. о.: Ц. о. предприятий и Ц. о. промышленности.
- Цена подвижная
- — цена, зафиксированная при заключении контракта, которая может быть пересмотрена в дальнейшем. При изменении ц.п. руководствуются общеобязательными принципами:
- определение условий повышения или понижения цены к моменту исполнения контракта;
- определение отклонений от допустимого минимума, при которыхдействует условие повышения или понижения цены;
- определение источника, позволяющего судить об изменениирыночной цены.
- Цена поставки
- см. Цена СИФ
- Цена поставки
- см. Цена СИФ
- Цена потребительская
- — затраты покупателя на приобретение и использование товара на протяжении нормативного периода его эксплуатации.
См.также Индекс потребительских цен, Экономические свойства товара
- Цена производственная
- — равна сумме всех производственных и маркетинговых издержек фирмы плюс ожидаемая прибыль.
- Цена публикуемая
- — это цена, сообщаемая в специальных и нормативных источниках, которая, как правило, отражает уровень мировых цен.
- Цена равновесная
- — цена, при которой количество предлагаемых товаров совпадает со спросом на них. Ее часто называют ценой, которая обеспечивает бесперебойное функционирование рынка.
- Цена розничная
- — это цена, по которой продажа ведется отдельными небольшими партиями в розницу. Эта цена состоит из оптовой цены плюс все управленческие, маркетинговые и производственные расходы розничной фирмы, плюс ее прибыль.
- Цена рыночная
- — цена, свободно формирующаяся под воздействием спроса и предложения в рыночной экономике.
- Цена свободная, отпускная
- — промышленные предприятия-изготовители согласовывают свободные отпускные цены товаров с оптовыми и розничными торговыми партнерами (юридическими лицами), имеющими договорные связи, включая организации и предприятия потребительской кооперации, предприятия общественного питания и бытового обслуживания. Ц.с.,о определяется, исходя из коннъюктуры рынка (сложившегося спроса и предложения), качества и потребительских свойств изделий на условиях франко-станция (порт, пристань) отправления, а при одногороднем отпуске — франко-склад предприятия-поставщика. При заключении повторных договоров на поставку товаров Ц.с.,о может меняться по уровню как в сторону снижения, так и в сторону повышения в зависимости от спроса и предложения на эти товары. В ней должны учитываться себестоимость производства, а также налог с оборота по установленным ставкам (по товарам, облагаемым налогом).
- Цена свободная розничная
- — цена, по которой отечественные и импортные товары реализуются населению, формируются розничными торговыми или другими предприятиями (юридическими лицами), осуществляющими продажу таких товаров, исходя из конъюктуры рынка (спроса и предложения), сложившегося в данном регионе, на основе свободной отпускной цены и торговой надбавки к ней до 20 % (в районах Крайнего Севера — до 30 %).
- Цена СИФ
- — цена, включающая стоимость товара, его страхования и доставки.
- Цена скользящая
- — цена, устанавливаемая договором в зависимости от некоторых условий (биржевой котировки, информации и т. д.) на определенную дату.
- Цена справочная
- — это цена, публикуемая продавцами сырьевых товаров. Она отличается от контрактной цены на величину скидки, предоставляемой продавцом покупателю.
- Цена спроса
- — цена, которая складывается на рынке в результате свободных рыночных отношений конкуренции, спроса и предложения.
- Цена твердая
- — цена, фиксируемая в договоре купли-продажи, которая не может быть изменена.
- Цена фактурная
- см. Цена купли-продажи
- Цена эмиссионная (акции)
- — цена, по которой акция продается на первичном рынке, т. е. эмитируется. Ц. э. обычно отличается от номинальной на величину надбавки дилерской фирмы, реализующей партии акций среди инвесторов.
- Ценности валютные
- см. Валютные ценности
- Ценные бумаги
- — бумаги, являющиеся свидетельством о вложении средств в предприятие или о предоставлении их в ссуду, дающие право на получение дивиденда или процента. Ц. б. выступают в виде: акций, облигаций предприятий, облигаций государственных займов, закладных листов.
См.также Ажио, Аккредитив, Актив, Акции, Альпари, Альтернативный приказ (в рыночных отношениях), "Андерлаинг", Арбитраж, Аренда финансовая, Ассоциация профессионалов рынка ценных бумаг, Ассоциация участников рынка ценных бумаг, Банк инвестиционный, Банко-цена, Бесса, Бондхольдер, Биржевой курс, Боны казначейские, Брокер, Брокераж, Варрант, Вексель, Вексель казначейский, Вольюм (объем), Всеобщий эквивалент, Вторичного рынка курс, Двойная регистрация ценной бумаги, Джоббер, Делистинг, Дефолт, Диверсификация, Дизажио, Дилер, Дисконт, Доход-брутто, ДТС (Траст-Компания-депозитарий), Закладной лист, Законы голубого неба, Имущественное обеспечение, Инвестиции финансовые, Казначейские ноты, Казначейские билеты, Капитал фиктивный, "Книжный капитал" (чистый капитал), Корпорация по защите владельцев ценных бумаг, Котировка (товаров, ценных бумаг), Кулисье, Курс ценных бумаг, Листинг, "Маржа-колл", НАСДАК, Облигация, Опцион, Паркет, Права (райтс), Процентные бумаги, "Райтер", Райтс, Рекуперация, Рынок вторичный, Рынок денежный, Рынок некотирующихся на бирже ценных бумаг, Рыночная экономика, Свитч, Сделки биржевые, Трансакция, Трансферт, "Флиппер", Фонды инвестиционные
Таблица "Ценные бумаги (см. также)"
- Ценные бумаги, активные
- — бумаги, являющиеся объектом массовой купли-продажи, котировки которых часто публикуются.
См.также Актив
- Ценные бумаги, закладные
- — ценные бумаги, выпущенные под заклад физических активов (обычно земли, сооружения и т. п.).
См.также Ипотека, Имущественное обеспечение
- Ценные бумаги, ретрективные
- — облигации или привилегированные акции, которые при определенных условиях могут быть предъявлены держателем эмитента для погашения в определенный срок.
- Ценовое регулирование
- см. Регулирование ценовое
- Ценовой масштаб
- см. Масштаб цен
- Центр, всероссийский биржевой
- см. Всероссийский биржевой центр
- Центр коммерческой информации, всесоюзный
- см. Всесоюзный центр коммерческой информации
- Центр по подготовке кадров
- — оказывает помощь в обеспечении предприятий, входящих в холдинговую компанию, специалистами, способными эффективно работать в условиях конкуренции.
- Централизм
- — система управления из единого центра, основанная на строгом подчинении нижестоящих органов вышестоящим.
- Централизованные фонды
- см. Фонды централизованные
- Центральный банк
- см. Банк центральный
- Цессионарий (цессионер)
- — перестраховщик, страховое (перестраховочное) общество, принимающее определенный риск в перестраховании.
- Цессионер
- см. Цессионарий (цессионер)
- Цессия
- Страховой бизнес, состоящий в передаче страхового риска в перестрахование; имеет место в страховых отношениях между цедентом и цессионарием.
- Уступка, передача другому лицу именных финансовых документов. Реализация прав владельца по данному документу возможна лишь при посредничестве лица, указанного в документе.
© Российская национальная библиотека, 2000
|