Обзор конференции «Маркс. Марксизм. Марксисты»

30 мая -1 июня 2018 г. в Доме Плеханова, отделе Российской национальной библиотеки (Санкт-Петербург), прошли ХIII Плехановские чтения, в рамках которых состоялась международная научно-практическая конференция по теме «Маркс. Марксизм. Марксисты». Встреча была организована Домом Плеханова при поддержке Московского отделения Фонда Розы Люксембург и Сектора философских проблем политики Института философии РАН.

Конференция явилась заключительной в цикле 5 научных встреч, объединенных идеей, вошедшей в теорию и практику революционного движения как 11-й тезис о Фейербахе К. Маркса: «Философы лишь различным образом объясняли мир, но дело заключается в том, чтобы изменить его»: проблемы социального развития и общественно-политические движения на рубеже ХIХ – ХХI вв.», запланированных Домом Плеханова к проведению в 2013-2018 гг. В программу цикла были включены следующие темы:

1. «От Группы «Освобождение труда» к Российской социал-демократической рабочей партии, 1883-1903 гг.» (25-26 сентября 2013 г.).

2. «Россия в геополитической ситуации 1914-1918 гг.». 30 мая – 1 июня 2014 г.

3. «Национально-освободительные революции 1917-1922 г. и социальные движения ХХ века: пути от «предыстории к истории»?» . 12-13 ноября 2016 г.

4. «Великая русская революция 1917 г.: альтернативный проект исторического развития». 30 мая – 1 июня 2017 г.

5. «Маркс. Марксизм. Марксисты». 30 мая – 1 июня 2018 г.

Основная задача цикла состояла в том, чтобы проанализировать сформулированные в 1883 году русскими марксистами задачи по социалистическому переустройству России в контексте истории общемировой. Следует отметить, что выбранные для рассмотрения эпизоды и этапы развития России одновременно являлись эпохальными событиями в истории всего человечества: экономический кризис конца XIX – начала XX вв., нашедший свое завершение в Первой мировой войне 1914-1918 гг., Великая русская революция 1917 г., уход в 1991 г. с исторической сцены Советской цивилизации.

Обозначенная тематика каждой из конференций потребовала широкого междисциплинарного подхода, способного вовлечь в сферу исследований не только историков и экономистов, но и философов, социологов, политологов, представителей ряда других социо-гуманитарных наук. Всего на участие в работе ХIII Плехановских чтений поступило 65 заявок, для включение в программу Организационный комитет отобрал 43 доклада, 14 из которых были подготовлены иностранными участниками; в заседаниях приняли участие 198 человек. Среди гостей и докладчиков присутствовали корреспонденты «Академического вестника» (Россия), члены редколлегий журналов «Transform! Europe», «Исторический архив», издания «Новая газета» (Россия).

Успехом последних, XII и XIII Плехановских чтений 2017-2018 гг., следует признать работу в них молодых специалистов. Если в XII Плехановских чтениях, посвященных 100-летию Великой русской революции, участники в возрасте от 17 до 32 лет оказались наиболее энергичными в дебатах, то на состоявшейся конференции сразу два доклада, магистранта и аспиранта Петербургского университета, были включены в Программу и в ходе обсуждения получили высокую оценку. В продолжение темы можно отметить, что примерно 1/5 участников дискуссии составляли молодые люди, что свидетельствует о возрастающем интересе молодежи к социально-политическим проблемам современности.

В Программу заседаний были внесены доклады сотрудников академических институтов и вузов, студентов и аспирантов; представителей общественных и политических объединений, левых и коммунистических партий России, Австралии, Болгарии, Великобритании, Германии, Италии, Мексики, Молдовы, Сербии, Украины, Японии.

Со второй половины XIX в., когда К.Маркс и Ф.Энгельс выдвинули гипотезу о закономерностях социально-исторического развития и возможности в реальном времени целенаправленно менять и в исторической перспективе изменить мир, марксизм предстал в качестве методологии познания, теории социально-исторического развития и социально-политической системы продолжает оставаться предметом теоретических и политических споров о практике движения к бесклассовому обществу – коммунизму - в «долгом» XIX и «коротком» ХХ веках. Данные положения нашли свое отражение в предложенных участниками докладах и дискуссиях.

Программу конференции составили несколько тематических блоков: марксизм как развивающаяся теория и практика исторического развития, марксизм как ценностное миросозерцание (миропонимание), в основе которого лежат идеалы и цель социальной справедливости, марксизм как методология познания, прогностические функции марксистской философии.

Марксизм как учение об обществе, раскрывающее органическое единство природного и социального, индивидуального и социального, объективного и субъективного, материального и духовного, позволяющее рассматривать человека и его жизнедеятельность с качественно новых позиций, не мог бы состояться вне открытого Марксом материалистического понимания истории (истмата).

Так, по мнению В. В.Калашникова, результаты исследования всемирной истории объективно доказывают, что истмат является общей теорией исторического развития в современном обществознании, поскольку подтверждает верность двух основных положений истмата и формационной теории как его составной части о том, что (1) уровень и характер развития производительных сил в обществе самым существенным образом определяет характер общественных отношений; (2) отношения, складывающиеся в процессе производства и распределения материальных благ, самым существенным образом влияют на формирование социально-политической структуры общества и господствующей идеологии. Докладчик полагает, наиболее зримым доказательством верности формационной теории и учения о базисе и надстройке является пример постперестроечной России, в которой смена экономического базиса повлекла за собой самые сущностные изменения во всех иных сферах российского общества: частный капитал стал главной силой в общественных отношениях, и в обществе изменились право, мораль, роль религии, искусство…

Не только Российское общество подтвердило истинность этих марксовых положений. Усилившиеся по итогам Второй мировой войны (1939-1945 гг.) процессы глобализации протекали в двух социально-экономических системах одновременно: по линии НАТО и СЭВ, параллельно которым позднее появилось и стало развиваться Движение неприсоединения. Крушение зарождавшегося многополярного мира, социалистической кооперации и интеграции, действовавших с конца 40-х гг., имело одним из результатов череду экономических, экологических, социальных и культурно-политических кризисов, сегодня поставило мир на грань катастрофы, угрожающей существованию цивилизации в целом.

Идеи Маркса о социуме как сложной саморазвивающейся системе, обладающей многообразием «различных реальностей и соответствующих данным реальностям практических задач», получили свое подтверждение и развитие в современных мир-системных теориях И. Валлерстайна, Дж. Арриги, А.Франка, С. Амина, с анализом которых выступил В.Проданов. В частности, исследователь обратил внимание на феномен неравномерности эволюции капитализма во времени и в пространстве - в центре (западноевропейская/англо-саксонская цивилизация), на полупериферии и периферии мировой системы. Т.о. В. Проданов подтвердил сделанный еще Г.В.Плехановым вывод о различиях в решении политических и экономических задач социалистов в деле социалистического переустройства общества, зависящих от конкретного историко-культурного и геополитического ландшафта страны («времени и места», как Плеханов, для краткости, называл эти условия). Однако трудно принять вывод болгарского исследователя, что «пространственная и временная дифференциация капитализма» является «предпосылкой для развития различных видов марксизма». Вероятно, следует принять точку зрения В.Н.Шевченко и В.Г. Бурова о «национализация» марксизма, если под «национализацией» иметь в виду политическую теорию марксизма, развитие которой находится в тесной связи с решением практических задач и тактикой строительства социализма на примере СССР и Китая. Но и согласившись с термином «марксизм с китайской спецификой», мы все равно должны вспомнить оговорку Маркса, сделанную им в письме к В.И. Засулич, о том, что предметом его исследований были страны Западноевропейской цивилизации, и, следовательно, учесть выдвинутое Плехановым положение.

Как отметил Н.А.Косолапов, марксизм развивался и будет развиваться вместе с эволюцией жизни человечества, не только отражая и познавая эту эволюцию, когнитивно опережая ее, прогнозируя ее тенденции и зигзаги, конструируя такие изменения в интересах трудящегося большинства. Эти и связанные с ними положения были развиты в докладах Дж. Сакса-Фернандеса, Г. Клейза, В.Н.Шевченко, Б.Дуранкева, А.В.Лабудина, В.В.Круглова, В.Л.Павлова, М.Б.Конашева, М.Хитова и И.Манчева.

Если рассматривать идею Маркса о том, что только изменение социальных отношений, основу которых составляют производственные отношения людей, способно привести к реорганизации общества, в котором «человек» становится принципом государственного строя» в качестве центрального положения его исторической концепции, то следует признать, что именно разработка политической теории марксизма должна стать определяющей в теоретической и практической деятельности пролетарских партий. Ее сущностные характеристики были заложены Марксом и Энгельсом, дополнены и развиты Плехановым, Лениным, Сталиным, Мао Цзедуном, Дэн Сяопином, теоретическая и практическая деятельность которых «навсегда перестроила все здание исторического материализма. Отказ от догматизации идей основопололожников марксизма, как и от абсолютизации ошибок и просчетов их последователей, позволит заметно сблизить и, соответственно, усилить позиции политических и общественных сил, усилия и интересы которых совпадают с высказанными Марксом и марксистами суждениями о родовой сущности человека. Связанные с этими и аналогичными проблемами задачи были проанализированы в докладах В.Н. Шевченко, В.Г.Бурова, Н.Э. Вашкау, Т.М. Смирновой, Ю.В.Шахина, Т. Кастро-Эскудеро, Т. Просик.

Анализ вклада в развитие марксизма, названного Плехановым "мощным духовным оружием", "высшею социальной истиной нашего времени", Г.В.Плеханова, Д. Лукача, М.А.Лифшица, М.Н.Покровского представлены в докладах В.Г.Арсланова, И.А. Гобозова, А.С.Лагурева, И.Л.Саблина, Х.Сакамото.

Внутренний мир Маркса и его отношения с людьми, входившими в ближайшее окружение, где он раскрывается как человеческая личность, рассмотрены в докладе Т.Т. Гиоевой. В сообщениях П.И. Талерова, С.А. Гаврильченко, О.В. Моревой, В.Ф.Солдатенко представлен Маркс-исследователь, Маркс-политический деятель во взаимоотношениях с единомышленниками и оппонентами, Маркс-мыслитель в оценке читателей и исследователей.

Все включенные в Программу XIII Плехановских доклады вошли в состав сборника «XIII Плехановские чтения. Маркс. Марксизм. Марксисты. Материалы к международной конференции. 30 мая- 1 июня 2018 г.» (СПб, Изд-во «КультИнформПресс». 2018. 299 с.), изданный накануне встречи.

К дням работы конференции было приурочено открытие выставки «Маркс. Марксизм. Марксисты». Для экспозиции были отобраны материалы из Личной библиотеки Г.В.Плеханова, архивные документы членов Группы «Освобождения труда», деятелей и исследователей революционного и общественного движения России и Западной Европы, печатные издания из фондов и коллекций Дома Плеханова и Русского фонда РНБ, посвященные истории общественной мысли, развитию марксизма как теории общественного развития в 19-21 вв., истории общественных движений и партий России и зарубежных стран, практически решавших задачу «…ниспровергнуть все отношения, в которых человек является униженным, порабощенным, беспомощным, презренным существом».

При формировании разделов выставки особое внимание было уделено изданиям с пометами Г.В.Плеханова на книгах Маркса, Энгельса, Ленина, политических деятелей России, Западной Европы; книгам с дарственными надписями великому русскому мыслителю-революционеру современных ему авторов; экземплярам со штампами и печатями издательств, библиотек, партийных организаций и общественных объединений и сопроводительными вкладышами; листовкам, иконографическим и рукописным материалам.

Еще одну часть экспозиции образовали книги с автографами исследователей, подаренные ими Дому Плеханова в 1990-2018 гг.

Интересным дополнением к книжным и рукописным материалам послужила серия плакатов, представляющих историю сознательного преобразования человеком окружающего его мира - мира, в котором политические и философские идеи являются одновременно и детищем и причиной конкретных исторических и социально-политических реальностей.

Т.И.Филимонова, канд. исторических наук,

зав. Домом Плеханова Российской национальной библиотеки

ПРОГРАММА КОНФЕРЕНЦИИ

Фото Ольги Ромодановой