Практикум для школьников в Доме Плеханова

Дом творчества "Измайловский" продолжает свое сотрудничество с  Домом Плеханова РНБ .

16 апреля 2025 г. на базе Дома Плеханова был проведен практикум "Работа с архивными материалами периода Великой Отечественной войны", подготовленный педагогами Е.С. Глибиной и Е.В. Жученко при помощи библиотекаря З. Г. Крейцер. Для занятия были выбраны документы из архива С. С. Волка (Ф. 1405).

Учащиеся Дома творчества "Измайловский" уже неоднократно обращались к архиву Степана Степановича Волка - расшифровывали его дневники, начиная с самых ранних, стараясь почувствовать и передать в комментариях контекст того времени. Для практикума же были выбраны письма - солдатские треугольники со штампом военной цензуры, полученные лейтенантом Степаном Волком на фронте от друзей, которые тоже воевали. Солдаты писали другу, письма шли с фронта на фронта.

Занятие было построено следующим образом. Сначала З. Г. Крейцер рассказала о фондах Доме Плеханова и ответила на вопросы о работе архивистов. После этого педагоги познакомили учащихся с биографией историка С. С. Волка - героя Великой Отечественной войны. Были продемонстрированы труды ученого, его орденские книжки и дневник, датированный апрелем-маем 1945 года - победный дневник.



Волк С. С. Портрет военного времени.

Фотооригинал.

АДП. Ф. 1405. Оп. 1. Ед. хр. 250. Л. 6.


Волк С. С. [Записная книжка] "Берлин". Записи дневникового характера.

Автограф. Часть записей карандашом.

АДП. Ф. 1405. Оп. 1. Ед. хр. 60.


Волк С. С. [Записная книжка] "Берлин". Записи дневникового характера.

Автограф. Часть записей карандашом.

АДП. Ф. 1405. Оп. 1. Ед. хр. 60.


Волк С. С. [Записная книжка] "Берлин". Записи дневникового характера.

Автограф. Часть записей карандашом.

АДП. Ф. 1405. Оп. 1. Ед. хр. 60.


Волк С. С. Орденская книжка к орденам "Красная звезда" (2) и "Отечественной войны" I и II степени.

АДП. Ф. 1405. Оп. 1. Ед. хр. 4. Л. 1-2.



Детям было предложено попробовать себя в роли исследователей - изучить солдатские письма; к письмам прилагались фотографии авторов и адресата. Участники практикума с большим интересом расшифровывали и анализировали доставшиеся им документы, а затем рассказали, что их впечатлило в этих письмах больше всего, и вспомнили, какие документы участников Великой Отечественной войны хранятся в их семьях. 



Богословский Георгий А., друг С. С. Волка. Фотография. 1942 г.

АДП. Ф. 1405. Оп. 1. Ед. хр. 249. Л. 11.


Богословский Георгий (Юрий) А., друг С. С. Волка. Фотография. 1942 г.
На обороте надпись: "Моему незабвенному, такому близкому и далёкому сейчас другу Стёпе Волку. Помнишь? "Надо другу ради друга не страшиться испытаний, откликаться сердцем сердцу и мостить любовью путь". Руставели. Февраль-август 1942 г. Г. Белорецк. Богословский".
АДП. Ф. 1405. Оп. 1. Ед. хр. 249. Л. 11 об.


Богословский Георгий. Письмо С. С. Волку. Ленинград, 28 августа 1944 г. 

Автограф. На почтовой карточке, со штампом военной цензуры.

АДП. Ф. 1405. Оп. 1. Ед. хр. 168. Л. 2.


Богословский Георгий. Письмо С. С. Волку. Ленинград, 28 августа 1944 г. 

Автограф. На почтовой карточке, со штампом военной цензуры.

АДП. Ф. 1405. Оп. 1. Ед. хр. 168. Л. 2 об.



Березин И. С. Письмо С. С. Волку. 11 февраля 1944 г.

Автограф. Со штампом военной цензуры.

АДП. Ф. 1405. Оп. 1. Ед. хр. 167. Л. 1.

 


Березин И. С. Письмо С. С. Волку. 11 февраля 1944 г.

Автограф. Со штампом военной цензуры.

АДП. Ф. 1405. Оп. 1. Ед. хр. 167. Л. 1 об.


Березин Иосиф Самуилович, школьный друг С. С. Волка. Фотография. 10 января 1945 г.

АДП. Ф. 1405. Оп. 1. Ед. хр. 249. Л. 52.


Березин Иосиф Самуилович, школьный друг С. С. Волка. Фотография. 10 января 1945 г.
На обороте надпись: "Дорогому Стиве от старого и верного друга "Джо". 10.1.45 г. Действ. Армия".

АДП. Ф. 1405. Оп. 1. Ед. хр. 249. Л. 52 об.


Таким образом, непосредственная работа с документом стала главной частью практикума, создающей особый эмоциональный фон восприятия. Работая с солдатскими письмами, учащиеся погрузились в атмосферу событий военных лет. Подобные мероприятия способствуют формированию интереса к истории и пониманию важности архивного документа.