В преддверии выпускных экзаменов и вступительных испытаний Российская национальная библиотека пополнила фонд электронной библиотеки книгами, рассказывающими об образовании в Российской империи, а также учебной литературой для детей.
На страницах книг, по которым в 19 веке проходило обучение, публиковался материал из самых разных областей знания, помогающий ребенку лучше разобраться в устроении и истории мира и человека. Например, по одной только книге «Подарок детям, или Новая живописная азбука, для употребления юношества» выпущенной в 1819 году, ученики осваивали не только буквы, слоги и правила чтения, но также знакомились с арабскими и римскими числами, таблицей умножения, получали сведения о том, что есть арифметика и грамматика в форме вопросов и ответов. Книга также снабжена различными материалами для чтения — прозаическими и стихотворными текстами нравоучительного характера, правилами поведения и хорошего тона и даже анекдотами. Сама азбука представлена в виде раскрашенных вручную букв с объектами или явлениями, на эту букву начинающимися.
Тексты, сопровождающие иллюстрации, позволяют не только заучивать начертание и звучание букв, но и рассказывают о назначении изображенных предметов, различных эпизодах истории. Так, на букву У дается описание смерти Сократа («Умирающий Сократ»), где приводятся биографические сведения о нем, а также рассказывается о последнем дне жизни философа.
Среди образовательных книг первой трети 20 века на иностранных языках представлено несколько изданий начала 1930-х годов на греческом языке, выпущенных в Ростове-на-Дону, Мариуполе и в Крыму для этнических греков, традиционно проживающих в южных областях России. Это Букварь и различные книги для чтения для начальной школы, в том числе для малограмотных детей.
О жизни детей в закрытых учебных заведениях расскажут книги, посвященные петербургским гимназиям. Так, в небольшой книжке «Петербургская мужская гимназия. Правила определяющия порядок движений целаго дня и обязанности чиновников и служителей С. Петербургской гимназии, в отношении к оному», выпущенной в 1823 году излагается весьма подробное описание распорядка дня мальчиков, находящихся на полном пансионе гимназии, а также правила обучения для полупансионеров и вольноприходящих учеников. Так как целью обучения в гимназии являлось не только поступление в университет, но также подготовка к дальнейшей гражданской и военной службе, то обучение предусматривало, помимо образовательных дисциплин, религиозное, этическое воспитание и послушание. Среди множества строгих правил неоднократно подчеркивается умение хранить молчание и способность беспрекословно выполнять требования учителей и воспитателей, за неисполнение которых предусматривалось суровое наказание.
Вступительным испытаниям посвящены «Учебные предметы, в коих имеют быть испытываемы в присутствии знаменитаго собрания воспитанники С. Петербургской губернской гимназии, а при ней находящихся училищ уезднаго и приходскаго сего июня 25 и 26 чисел» 1808 года , а также книга «Об экзаменах и открытом акте в Благородном пансионе Санкт-Петербургского университета» 1822 года . О подробностях проведения экзаменов мы узнаем, обратившись к последней книге. Так, в среднем испытания длились от 6 до 10 часов и часто оканчивались поздним вечером. Экзамены могли посетить для инспекции высокие чиновники от образования. Например, в один из дней Петербургский университетский благородный пансион посетил Министр духовных дел и народного просвещения князь Александр Николаевич Голицын. Среди прочего он присутствовал на выступлении одного молодого ученика, которому отводится место в книге: «Воспитанником М. Глинкою разыгрывается на фортепьяно концерт сочинения Г. Ценнера». Михаил Иванович Глинка, великий русский композитор, обучался в этом пансионе вместе с другими, ставшими впоследствии известными, учениками: будущими декабристами Михаилом Глебовым, Александром Плещеевым и Степаном Палицыным, братом А. С. Пушкина Львом Пушкиным, с которым был дружен будущий композитор, и другими. Все они отличались хорошей успеваемостью и отмечались похвальными грамотами и другими поощрениями пансиона. Среди учителей пансиона — известные люди своего времени, среди которых поэт, друг Пушкина и Баратынского, будущий декабрист Вильгельм Кюхельбекер, юрист, профессор Александр Петрович Куницын, который преподавал также в Царскосельском лицее и был одним из любимых учителей А. С. Пушкина. Сам Петербургский университетский благородный пансион был привилегированным учебным заведением закрытого типа. Основан был в 1817 году по указу императора Александра I, первоначально располагался на набережной реки Фонтанки в доме № 164, затем разместился на улице Ивановской (Социалистическая, 7), где позднее находилась 1-я Санкт-Петербургская мужская гимназия, а сегодня — школа № 321 Центрального района Санкт-Петербурга.
Вопросы высшего образования в России на рубеже 19–20 веков раскрываются в книге российского зоолога, зоопсихолога и основателя отечественной сравнительной психологии Владимира Александровича Вагнера «Чем должен быть университет», где он выступает с критикой высшего образования в России и рассуждает о путях его реформирования. В качестве эпиграфа автор приводит высказывание Н. И. Пирогова о предназначении университета, с которым трудно не согласиться: «Университет должен давать общечеловеческое (нравственное и гражданское) духовное развитие, а не специальное образование» . И действительно: сегодня эти задачи являются одними из главных в образовании и лежат в основе миссии любого университета. Сам В. А. Вагнер интересен не только книгами по зоологии, среди его работ — интересные исследования относительно влияния музыки на психику человека («О прекрасном в музыке», «Генезис и развитие музыки» ), а также актуальные сегодня труды по психологии питания («Психология питания и ее эволюция»).