Бесплатно, легально, всем? - ДА!

В 1634 году Французский гуманист Николас Клод Фабри де Пейреск, попытался организовать снабжение манускриптами между Королевской библиотекой в Париже, Ватиканом, и Библиотекой Барберини в Риме. У него не получилось. Но два века спустя (1836) обмен книгами между Библиотекой Гессенского университета и придворной библиотекой Великого герцогства Гессен-Дармштадтского уже работал. Некоторые историки считают, что всё началось гораздо раньше, аж в 8 веке, когда соседние монастыри одалживали друг другу манускрипты почитать. Есть версия, что всё пошло от Карла Великого, когда монастырские библиотеки давали книги в аренду под залог. Доподлинно известно одно: обмен книгами родился в Западной Европе.

Основной проблемой было расстояние. Сначала книгу можно было переносить насколько позволяла длина цепи, которой она была прикована, потом стали переносить внутри зданий, потом между зданиями. Расстояния увеличивались, менялись средства сообщения. Первыми каналами передачи информации были обычные человеческие ноги. Потом к ним присоединились лошади, паровозы, автомобили, самолеты, и т.д. Транспорт больше века служил библиотекам в деле обмена книгами. Телефон и телеграф помогли слабо. Ускорилась передача запросов, но для передачи книг эти технологии явно не годились. Пропустим еще несколько десятилетий, и попадём в прекрасное время восьмидесятых годов века двадцатого, когда в библиотеках помимо традиционного межбиблиотечного абонемента появилась доставка документов. Пока еще не электронная, она уже выглядела «импортно»: мы передавали ксерокс по факсу. А потом понеслось. Компьютерные сети, электронная почта, сканеры, копии цветные, а не черно-белые, дискеты, флэшки, передача файлов в режиме реального времени. Почти электронный книгообмен. Почти, да не совсем. Со статьями из журналов всё было в порядке: они небольшие, плюс системы безопасной доставки с использованием DRM начали использоваться в библиотеках с 2002 года.

Digital Rights Management — Управление Электронными Правами

Что такое DRM? В двух словах — технология и программное обеспечение, которые не дают делать с электронной копией все, что хочется, а позволяют только то, что разрешил владелец. Как? Механизмов защиты много. Можно «привязать» документ к устройству или к специальной программе просмотра. Вариантов много, и мы обязательно поговорим про DRM подробнее. Но вернемся к обмену книгами.

Книга по-прежнему слишком «толстая» для передачи по оптоволоконному кабелю, файлы слишком «тяжелые», хотя их уже можно запаковать в архив, а не передавать постранично. Но компьютеров для читателей не было. Читать с экрана тяжело, а распечатка — дело дорогое и трудоемкое, да и нельзя. Контрафакт!

Как же поделиться книгой с другой библиотекой, чтобы не отправлять ее по почте? Библиотекари решили — надо делать электронную библиотеку в библиотеке. Если нельзя передать книгу, то можно её показать.

Электронные библиотеки появились на рубеже 20 и 21 веков и моментально стали хитом. Время почти золотой лихорадки: технология есть, законов нет. Кто первый оцифровал, тот получил всех читателей. Но вскоре правообладатели и издатели вышли на тропу войны, и интеллектуальная собственность вновь получила защиту закона. Книга есть в электронной библиотеке, но она выдается только тому, кто пришел в библиотеку.

- Зачем тогда цифровать, если можно выдать бумажный экземпляр?

- А если выйти из дома сложно и библиотека закрыта?

- Надо выдавать электронные копии. Но как? Цифровая копия считай тот же контрафакт. Была одна книга, стало две.

- А что если не выдавать в это время книгу с полки?

- Здорово! НО… а если читатель скопирует?

- Эврика! У нас же есть DRM.

- А что делать тем, у кого в библиотеке нет нужной книги? если читатель в другом городе?

- Так можно сделать общий доступ, как будто межбиблиотечный абонемент. Главное, чтобы пользователь был читателем одной из библиотек. Тогда он получит электронную копию на время, как бумажную книгу, только ну прямо очень быстро.

… вот так появился CDL

Controlled Digital Lending — Контролируемый Электронный Абонемент

и 6 главных требований к нему:

1) Убедитесь, что оригинал (с которого делается копия) получен законным путем;

2) Применяйте Контролируемый Электронный Абонемент только к экземплярам, которыми библиотека владеет на постоянной основе (не на правах доступа);

3) Ограничьте общее количество электронных копий в любом формате числом физических экземпляров книг (так называемое соотношение «имею — выдаю»);

4) Выдавайте цифровую копию только одному читателю, как выдали бы физическую;

5) Выдавайте цифровую копию ровно на тот же срок, на который выдали бы физическую;

6) Используйте системы управления электронными правами (DRM) для предотвращения копирования и распространения.

- Нуууу, не знаю. Вроде всё правильно, но у нас, например, все книжки в PDF. Как с ними DRM работает? Кто-то уже пробовал?

- Да, есть такое место - Интернет Aрхив. И в нём Открытая библиотека. Ну не только там, конечно, контролируемый электронный абонемент есть. В обычных библиотеках тоже, в США, в Канаде и в Великобритании. Но Открытая Библиотека - это как бы такой центр, куда и другие библиотеки могут свои книжки загружать и не думать про DRM. И книжки тоже в PDF в большинстве. Про PDF я потом отдельно напишу. PDF, ePub и MOBI, — самые популярные форматы, поддерживаемые DRM.

- И что, теперь книжки по всем запросам цифровать?

- Вовсе нет. Что цифровать, каждая библиотека решает сама. В Российской национальной библиотеке, например, рядом с каждой записью в каталоге есть кнопка «Рекомендовать к оцифровке». Уже целая коллекция собралась, больше 6 тысяч изданий. Британская библиотека, например, старается рукописи не выдавать, поэтому их цифрует. Но это требует серьёзного оборудования и квалификации. Так что каждый выбирает сам, что ему важнее. Главное, что в любом случае и читатели, и библиотека в выигрыше.

- А как же издатели? А магазины книжные?

- В большинстве это книги, которые отсутствуют в продаже. Например, издательство Массачусетского технологического института (MIT Press) стало первым, подписавшим соглашение с Интернет Архивом о сканировании старых печатных книг, для которых нет цифровых копий, чтобы сделать их доступными для электронного абонемента. Очень часто цифровая копия не только не заменяет, но «разжигает аппетит» для покупки бумажного издания.

Вот немного статистики из совсем свежей (25.05.2020) работы «Оцифровка и спрос на физические работы: Свидетельства проекта «Google Книги»:

  • В хранилище Google Books (проект первоначально известный как “Библиотека печати Google”) есть более 25 миллионов оцифрованных работ, но “никому не разрешается их читать”.
  • Опрос пользователей норвежской системы оцифровки в 2012 году показал, что 20% респондентов приобрели книгу после того, как впервые нашли ее в хранилище, а 18% сообщили, что нет.
  • Оцифровка снизила выдачу внутри Гарварда (библиотеки Гарвардского университета — главного партера проекта), но увеличила продажи физических изданий примерно на 35%.

Никто не предлагает цифровать современную художественную литературу и отбирать у авторов и издателей деньги за только покинувший типографию бестселлер. Прежде всего речь о книгах, которые мало где сохранились, периодике, научных изданиях. Интернет Архив ежегодно тратит миллионы на оцифровку, и это не деньги налогоплательщиков и не бюджет библиотек. Между прочим, среди 1.600 000 книг на его абонементе больше 4 тысяч на русском языке.

Как было бы здорово, если бы каждая библиотека, у которой есть печатный экземпляр уже оцифрованной книги, присоединилась бы к Контролируемому Электронному Aбонементу или завела свой, национальный. Библиотеки должны выдавать книги! И сегодня нужно это делать по-сегодняшнему.

Ольга Барышева