Оказывается, именно системе 5S автогигант Toyota обязан успехом концепции «Точно в срок» (Just in time). Она также стала одним из краеугольных камней японской промышленной эстетики, наряду с Кайдзен, Муда, Канбан и Кайкаку. Итак что это за 5S и как их применить к электронной библиотеке.
1 — seiri (整理) — Sort — Сортировка
2 — seiton (整頓) — Set in Order — Соблюдение порядка
3 — seisō (清掃) — Shine — Содержание в чистоте
4 — seiketsu (清潔) — Standartise — Стандартизация
5 — shitsuke (躾). — Sustain — Совершенствование
1S сортировка. Она особенно важна на этапе отбора документов для электронной библиотеки. В процессе разделения потенциальных массивов документов на нужные, ненужные и редко требуемые появляются правила для стандартизации (4S) сортировки и, соответственно, документ, их описывающий.
2S порядок. В нашем случае это порядок рабочих процедур по созданию электронной копии. Порядок особенно важен при именовании файлов и размещении их на файловой системе, в базе данных, архиве. В противном случае можно получить миллионы неатрибутируемых файлов с одинаковыми именами (например, 01.tif). Принятые решения описываются для стандартизации (4S) их выполнения.
3S чистота. Электронная библиотека не может быть складом разнообразных многочисленных файлов. Часть их может не читаться, быть копией с другим именем и т.д. Проверка наличия «правильных» файлов на «правильном» сервере, резервное копирование, удаление файлов неподдерживаемых форматов и дублей, все это также описывается для дальнейшей стандартизации процедур (4S).
4S стандартизация. Собираем все документы, созданные в процессе выполнения предыдущих этапов и делаем из них наглядный материал для каждого сотрудника, процедуры, процесса, т.е. памятки, постеры, чек-листы. Можно было бы остановиться на 4S, если бы нам не мешал прогресс. Новые форматы, технологии обработки данных и машинного обучения мешают нам спать спокойно. Процессы требуют пересмотра и постоянного
5S совершенствования. Но как выбрать правильное направление? За что хвататься в первую очередь? Возвращаясь к прошедшей в Ухане конференции хочу отметить два доклада, которые показались мне полезными именно в этой связи. Их объединяет ключевое даже не слово, а приставка — микро-.
Первый был посвящен использованию микроуроков информационной грамотности, второй — облачной платформе цифровых библиотек Политехнического университета Вирджинии (Virginia Tech).
Микроуроки — это высокоэффективное и не требующее больших усилий средство для включения в курс практических навыков, идеальное для совершенствования. Многие образовательные платформы перешли от долгих лекционных программ к сериям микроуроков.
Микросервисы облачной платформы цифровых библиотек. Идея та же самая, отход от монолитных архитектур унаследованных систем к наборам микросервисов. Новые функции могут быть разработаны независимо от любого экземпляра цифровой библиотеки и интегрированы в этот экземпляр путем включения функции в шаблон. Изменение шаблона немедленно наследуется экземплярами шаблона. Общая инфраструктура облегчает быстрое включение новых или измененных функций в каждый экземпляр цифровой библиотеки. Микросервисы используются для консолидации разнообразной инфраструктуры доступа и хранения. Дополнительные сервисы обеспечивают поддержку цифрового хранения, включая аудит, проверку исправности файлов, репликацию на внешние поставщики облачных хранилищ, определение характеристик формата файлов и т.д.
Эффективность “микро” подхода оказалась просто фантастической. «Бессерверный» подход демонстрирует экономию на 87% по сравнению с традиционным локальным подходом к работе с электронной библиотекой. По мере расширения проекта платформы электронных библиотек Virginia Tech планируется создать набор API, которые позволят пользователям реализовывать определенные микросервисы независимо от архитектуры.
Хотелось бы поставить здесь точку, но … дочитав тезисы до конца, я обнаружила, что японские 5S не имеют ничего общего с 5S, представленными на конференции JCDL’20.
Оказывается, что 5S — это Streams, Structures, Spaces, Scenarios, Society.
Streams — Потоки — текст, видео, аудио, изображение — Свойства содержимого цифровой библиотеки, такие как кодирование и язык текстового материала или конкретных форм;
Structure — Структуры — коллекция, каталог, гипертекст, документ, метаданные — Определяют организационные аспекты измерения пространств содержимого цифровой библиотеки;
Spaces — Пространства — измеримые, топологические, векторные, вероятностные — Определяет логические и презентационные представления нескольких компонентов цифровой библиотеки;
Scenarios — Сценарии — поиск, просмотр, рекомендации — Подробное описание поведения служб цифровой библиотеки;
Society — Общество — менеджеры служб, учащиеся, учителя — Определяет менеджеров, ответственных за выполнение служб цифровой библиотеки, агентов, которые пользуются этими услугами и отношения между ними.
Ольга Барышева