1. Интернет-архив и Национальная чрезвычайная библиотека: закон об авторском праве и коронавирус COVID-19
Интернет-архив создал Национальную чрезвычайную (аварийную) библиотеку , чтобы обеспечить доступ к знаниям для тех, кто не мог получить доступ к своим обычным библиотекам, школам и учебным заведениям. В ответ четыре крупных издательства подали иск о нарушении авторских прав против Internet Archive, заявив, что это прямое нарушение авторских прав, а также вторичное нарушение авторских прав. Гильдия авторов поддержала это действие. Доклад австралийского юриста Мэтью Риммера поднимает ряд вопросов в отношении нарушения авторских прав, защиты добросовестного использования, исключений для библиотек, контролируемого электронного абонемента и ответственности посредников. Мы должны думать о чрезвычайных полномочиях интеллектуальной собственности. Когда внезапно все человечество оказалось в положении заключенных, возможно, наилучшим решением является временно думать не о своих доходах, а о том, как нам лучше помочь друг другу.
2. Жизнь контента: оффлайн упражнение.
В чем суть этого упражнения? Вы когда-нибудь задумывались, что происходит с вашим контентом, когда вы выпускаете его по лицензии Creative Commons? Музыка, искусство, произведения, видео и другие артефакты, которые вы вкладываете в мир, принимают так много прекрасных форм с течением времени, когда другие создатели добавляют к ним свое собственное творчество, повторно используя или перемешивая их. Это может быть очень медленным процессом, метаморфозой, которую сложно заметить в действии. В этом упражнении нам предлагалось запустить тот же процесс с ускорением в контролируемом пространстве, чтобы можно было наблюдать этот переход вблизи и вживую. Результаты подобных «упражнений» любой может увидеть, например, на CC-miXter или Behance.
3. Copyright Evidence Wiki: использование доказательств для информирования политики
Электронный ресурс, разработанный центром CREATe при Университете Глазго, ставит своей целью создание полного каталога существующих эмпирических данных, относящихся к политике авторского права, для информирования общественности. Доказательства распределены по многим категориям, включая страну, отрасль, источник финансирования и метод исследования, что позволяет получить более подробное представление о существующих результатах. Категории можно изучить с помощью функции семантической развертки.
4. Glassdoor: Misinformation edition
Стеклянная дверь: дезинформационное издание - это «легкая» выставка, которую можно разместить в самых разных помещениях: от библиотек и школ до конференций, технических центров и даже станций метро. В 2020 году это издание запускается на нескольких языках по всей Европе. Немецкая негосударственная компания Tactical Tech исследует различные типы дезинформации, учит детей и взрослых распознавать ее и бороться с ее распространением. Выставка была отформатирована так, чтобы соответствовать виртуальному носителю, и весь контент, лицензированный CC, доступен онлайн. Это только один из интереснейших проектов. Другие тоже стоят внимания: Представляя невидимое, Проверь дважды, Капля в океане, Дата детокс, Мы — наши данные.
5. Сессия ключевых докладов: Культура мира: первый программный доклад, посвященный необходимости обсуждения роли «открытости» в продвижении мира. Спикеры Бушра Эбади (Канадская комиссия по делам ЮНЕСКО), Дипак Рамола (Проект FUEL), Леонардо Паррага (Хувентудес Пор Ла Пас) и Аша Сиад (Воспоминания о Могадишо) говорили об открытом доступе, открытой культуре, открытом знании и понимании роли деколонизации и демократизации концепций этих терминов.
6. Представление сетевых платформ.
Creative Commons имеет четыре сетевые платформы: Авторского права, Открытого образования, Открытых GLAM и Развития сообщества (эта в настоящее время находится в разработке и не начнется до 2021 года).
7. Поговорим об Open GLAM!
В этом выступлении инициатива Открытых GLAM представила свои основные каналы связи (Twitter @openglam и Medium на http://medium.com/open-glam), оценила свою деятельность за последний год и пригласила всех поучаствовать.
8. Как позиционировать «Бесплатное» в Бесплатном Музыкальном Архиве?
Мы подошли к важному моменту во времени. Доступ к цифровой музыке воспринимается как бесплатный, однако справедливое вознаграждение может привести к более устойчивым моделям дохода для музыкантов в музыкальной индустрии. Free Music Archive (FMA) представляет два варианта использования музыки — royalty free и Creative Commons
9. Открытый цифровой репозиторий
Wellcome Collection стремится предоставить бесплатное и неограниченное цифровое пространство. Благодаря своей стратегии оцифровки его создатели стремятся оцифровать свои коллекции под открытыми лицензиями. Они применяют подход к авторскому праву с учетом рисков, чтобы расширить доступ к современным материалам. Они используют открытые API-интерфейсы и отдают предпочтение использованию стороннего программного обеспечения с открытым исходным кодом. Такой открытый подход оказывается полезным для нас и наших пользователей, намного перевешивая риски
Они — не они, точно не только они используют средства Международного фреймворка взиамодействия изображений.
Это требует отдельной статьи и как только закончится Саммит и Форум библиотечных лидеров, о котором тоже обязательно надо написать, я обязательно вернусь к этой теме. Если забуду, — напомните. Но я не забуду. Работа с изображениями — моя почти страсть и основная специальность.
10. Revivo Images: Пул идей
«Оживление изображений», представленное в прошлом году как идея, запускает пилотную версию. Revivo Images стремится соединить творческие умы в мире искусства и дизайна с самыми востребованными изображениями из Открытых GLAM по всему миру. Участникам предлагается стать соавторами платформы, как в части идеи, так и источников уникальных изображений.
11. Открытые наборы данных: создание основы для технологий искусственного интеллекта
Открытые наборы данных являются важной частью инфраструктуры многих важных технологий искусственного интеллекта, таких как распознавание лиц и открытие лекарств. Например, частные фотографии изFlickr и других открытых источников используются для машинного обучения. Предполагаем ли мы такое использование, когда размещаем их на условиях открытой лицензии? Мы открываем миру нашу интеллектуальную собственность и креативность, а предприимчивые разработчики новых технологических решений используют лица наших родных и друзей. Как защитить себя от подобного вмешательства в нашу жизнь, не лишая в то же время себя возможности делиться и не закрывая свое творчество для мира?
12. Семь уровней открытой науки
В академических кругах все больше и больше исследователей открыто публикуют свой код, данные и статьи. Эта открытая научная деятельность была представлена как семиуровневая модель с рекомендациями о том, как выпускать исследовательские продукты для общественного потребления. Целесообразность и полезность 100% открытой науки, а главное легальность, стали предметом дискуссии сессии.
13. Декларация об открытом доступе к культурному наследию: к стандартному и справедливому определению открытого доступа к GLAM
Многие учреждения культурного наследия создают Открытые коллекции, к которым любой человек из любой точки мира может получить доступ без регистрации и полностью бесплатно. Концепция обсуждалась как набор принципов вокруг «Открытых GLAM» на прошлом саммите (меня там не было). В этом году был представлен пересмотренный подход к Open GLAM, предварительно названный «Декларация открытого доступа к культурному наследию», история и контекст Декларации, предполагаемые сроки, планы работы с сообществами и то, как планируем учесть отзывы в окончательной декларации.
14. Может ли веб-монетизация поддержать создателей цифровых материалов?
Грант для Интернета — это фонд в размере 100 миллионов долларов, направленный на стимулирование использования веб-монетизации, которая является технологией ранней стадии, которая расширяет возможности денежных потоков в Интернете. Грант приведет к созданию более здорового Интернета, основанного на открытых стандартах, предоставит людям больше независимости и контроля над тем, как они распространяют и монетизируют контент, а также создаст лучшие бизнес-модели для Интернета. На этой панели мы услышали от соавторов гранта для Интернета и получателей гранта о состоянии технологии монетизации, о том, какие варианты использования изучаются в настоящее время и какие финансовые возможности это открывает для создателей цифровых материалов. (Тоже требует отдельной статьи, но сначала времени на «поиграть»). Кому интересно сейчас, можно зайти сюда, сюда, и вот сюда.
15. CC сертификация: отзывы и новые возможности
На сессии был дан краткий обзор программы сертификации Creative Commons, открытого лицензионного обучения CC, запущенного в 2018 году. Обещают запустить сертификационный тренинг для аудитории GLAM (галереи, библиотеки, архивы и музеи). Мы также послушали счастливчиков, прошедших курс сертификации.
16. Общие звуки будущего
Как выглядит будущее? Это была последняя сессия второго дня, которая закончилась в час ночи дня третьего. Участники совместно создавали аудиовизуальный «опыт» с помощью наших собственных голосов и лицензированных компонентов Creative Commons. Результат будет передан общественности и представлен 23 октября 2020 года во время художественной / праздничной витрины саммита. Ссылку обязательно дам.
Ольга Барышева