Перед вами заключительная часть моих заметок с Глобального Саммита Креативных Сообществ — вот так забавно переводится Creative Commons. Самое интересное, как всегда, в самом конце. Некоторые темы я, безусловно, разовью в следующих статьях, ибо они требуют гораздо большего погружения, чем это было возможно в рамках очень насыщенного саммита.
1. Дайте мне средство индивидуальной защиты: 3D-печать, движение производителей и кризис общественного здравоохранения, связанный с COVID-19
В этой презентации оценивалась реакция как коммерческой, так и любительской сторон сообщества 3D-печати на кризис общественного здравоохранения, связанный с коронавирусом COVID-19. В США Дейл Догерти из «Make» продвигал план C, в рамках которого добровольцы работали вместе над производством СИЗ. В Канаде образовательная компания по 3D-печати развернулась и создала Канадский щит. В ЕС сеть FabLab стремилась преодолеть разрыв в цепочках поставок. В Австралии и Новой Зеландии 3D-печать использовалась для увеличения количества СИЗ. Рассматривались также проблемы интеллектуальной собственности, медицинского регулирования и ответственности за качество продукции.
2. Как «возвратные» права могут исправить авторское право: восстановление утраченной культуры и получение оплаты создателем
Возврат прав становится одним из наиболее важных инструментов для исправления действующего законодательства об авторском праве. В некоторых странах его срок достигает 100 лет с момента публикации, а тираж может быть распродан в течение например, первых трех лет. Ситуация «есть спрос, но нет предложения» становится довольно частой практикой. Возврат (реверсия) прав может помочь восстановить культуру, которая в противном случае была бы утеряна, одновременно поддерживая создателей, чтобы сделать больше, внедрять лучшие мировые практики и изучать виды механизмов реверсии, которые могут наилучшим образом способствовать развитию открытой культуры. Технически автор заполняет запрос на возврат своих прав например, издательству, которому они были переданы для публикации. Если у издательства нет планов дальше использовать это произведение, и весь доход от него уже получен, то оно оставляет уведомление без ответа и права считаются возвращенными. Иногда (довольно редко) издательство пишет уведомление-протест. В этом случае делать нечего. Но и из такой ситуации можно найти выход. Скажем, автор готов распространять свое произведение на условиях открытой лицензии и уведомляет издательство об этом. В этом случае издательство просто размещает его произведение на своем сайте для свободного чтения. Плюс к карме писателя, плюс к карме издателя. Читатель счастлив. Вот примерная схема действия, которую обсуждали эксперты из разных стран. Они анализировали возникающие возможности реформы законодательства, инструменты и ресурсы, которые понадобятся для их использования, и призвали начать вместе составлять повестку дня для практических действий.
3. Защита данных как общественное движение
Мы живем в обществе, которое все больше ориентируется на данные. Конкретно наши личные данные (не только персональные, но любые, которые мы создаем и генерируем) хотелось бы контролировать самим. По мере того, как компании собирают больше наших личных данных, мы теряем возможности контроля. Решения существуют, и они не только технические (например, возможно редактирование или изменение настроек своих профилей может установить некоторые фильтры). Однако для этого надо обладать определенными знаниями и обладать достаточно высоким уровнем понимания имеющихся ресурсов. Опираясь на работу Элинор Остром в области общего пользования, создан инструмент коллективной деятельности для сообщества, ориентированный на защиту данных, который поощряет сотрудничество и совместное творчество в процессе защиты данных. Эта сессия была направлена на то, чтобы начать дискуссии о том, как мы можем перенести публичное обсуждение личных данных на общественное, рассматривая защиту данных как общее благо.
4. 3D-сканирование в открытый доступ: практическое руководство по оцифровке и обеспечению доступности 3D-работ в коллекциях GLAM
Думаете о включении физических объектов в вашу инициативу открытого доступа? На этой сессии было представлено новое руководство GLAM 3D, предназначенное для того, чтобы провести вас через весь процесс, от выбора объектов до создания сканированных трехмерных изображений и предоставления данных в рамках открытого доступа. К сожалению, язык только английский. Мы обсуждали технические, культурные и правовые факторы, которые следует учитывать, и узнали о передовых опытом успешных инициатив открытого доступа к 3D. Я например, не знала о движении Отсканируй мир, где волонтеры и разных стран делают 3D сканированные файлы объектов культурного наследия по всему миру доступными для всех желающих. Даже просто полюбоваться, например, античными скульптурами — уже огромное удовольствие.5. Демократия на продажу
Серию ключевых пленарный докладов завершили генеральный директор CC Кэтрин Штилер и член правления Алек Тарковски, говорящие с автором Питером Геогеганом о его грядущей книге «Демократия на продажу». В частности, они обсуждали, как правая идеология, деньги и социальные сети использовались для разрушения современных демократий, особенно в Северной Америке и Европе. В ходе разговора обсуждались связи между борьбой за наши демократии и борьбой за «открытость» и общественные интересы.
6. Открытое воздействие: 10 организаций, которые меняют мир с помощью открытых принципов
Сегодня наш мир сталкивается с серьезными проблемами, от изменения климата до COVID-19. Решение этих проблем потребует широкомасштабного сотрудничества и открытого обмена знаниями. Познакомьтесь с 10 организациями, которые возглавляют движение открытого воздействия, включая Shuttleworth Foundation, Gooru, Убежище2.0, Precious Plastic и Open Streets 880. Лично мне больше всего понравилась утилизация пластика и изготовление из него новых, жутко красивых материалов и изделий. Не надо быть дизайнером, надо просто правильно собирать и утилизировать отходы.
Еще одна прекрасная инициатива Открытые улицы 880, когда на время улицы городов становятся свободным от машин. Это могут быть определенные дни или часы, когда улицы превращаются в открытые пространства для проведения творческих, спортивных, просветительных и развлекательных мероприятий для всех от 8 до 80 лет, отсюда и название.
Полный список участников со ссылками можно посмотреть здесь.
7. Леонардо да Винчи, Томас Эдисон и … искусственный интеллект
Страны принимают различные решения о «своем» искусственном интеллекте, выдвигают идеи, открывающие новый горизонт для обсуждения интеллектуальной собственности. Creative Commons не только не должен стоять в стороне от процесса, но должен играть в нем ведущую роль. Можно ли признать искусственный интеллект создателем творческого и новаторского изобретения или произведения искусства? Кто сможет действовать от имени искусственного интеллекта как создателя? Следует ли нам придерживаться «политики человеческого авторства» в отношении права интеллектуальной собственности? А что он там может изобрести, — скажет скептик. Предлагаю посмотреть и послушать самим.
Ольга Барышева