Монетизация Веб 2.0: теория

Новые средства идеологии справедливости

Photo by André François McKenzie on Unsplash

Если по-русски набрать в поисковике “Монетизация веб”, то мы увидим уже давно всем порядком надоевшие слова: SEO оптимизация, продвижение рекламной кампании сайта, продажа, купоны, аукционы, рефералы. Вариантов много, но все на один мотив. Реклама. Контекстная и не очень.

Если провести тот же самый поиск, но на английском, то результаты будут более интересными и веб-ориентированными. В смысле, про монетизацию всего Веб-пространства, а не отдельных сайтов. Это как? Сейчас узнаем.

В прошлой статье вы уже читали про амбициозные планы построить интернет богатства. Будущее покажет насколько быстро и сильно разбогатеют участники проекта, но факт остается фактом: проекты на основе загадочного слова блокчейн и соблазнительно золотых картинок криптовалют привлекают все больше и больше внимания. Пока что внимание это напряженное: пусть они там поиграют, а мы пока посмотрим. Осторожная позиция — это тоже позиция. Однако как передовой отряд информационно грамотных и призванных нести эту грамоту в массы библиотекари должны понимать, с чем, возможно, придется столкнуться уже завтра причем не только читателям, но и библиотекам:

блокчейн,

децентрализованные приложения,

криптовалюта.

Блокчейн — это технология последовательной записи в электронном журнале, которую очень-очень сложно подделать или сломать.

Хотелось бы сказать “невозможно”, но мы все знаем, что “нет ничего невозможного для человека с интеллектом”.
Представьте себе обычный школьный урок. Учитель пишет на доску предложение и его записывают только два ученика за первой партой. Потом один из них передает свою тетрадь назад. Один ученик за второй партой дописывает туда второе предложение, второй пишет его в своей чистой тетради, которую передает назад. И так далее. Получается цепочка, чтобы сломать которую, надо собрать тетради у всего класса. Теперь представьте, что весь такой журнал ведется в электронном виде плюс закодирован, а ученики разбросаны по всему миру и не знакомы друг с другом. Вот так, если совсем примитивно, работает технология блокчейн.

Блокчейн значит “цепочка блоков”, и записываются и передаются они с бешеной скоростью. Так “работает” криптовалюта. Удобно? Трудно сказать. Надёжно? Вроде бы да. Сложно? Кажется, что сложно, но уже понятно что цифровая денежка уже не останется в одном цифровом кармане, если её передали в другой. Потому что это цепочка со встроенной “страховкой”. Да, нужны механизмы шифрования, авторизации, идентификации, etc.
Пока мы не привыкли к пластиковым карточкам вместо бумажных денег, тоже казалось сложно. Почему стало просто? Потому что появился банкомат с простым интерфейсом и мы перестали думать, как это работает и стали просто пользоваться.

В новой крипто-идеологии роль такого интерфейса выполняют приложения. Эпитет “децентрализованные” они получили потому, что работают по технологии блокчейн. (Не путать с приложениями на Inrupt Solid, которые не завязаны на деньги). Как работает такое приложение и что для этого надо?

Первое. Децентрализованное приложение — это программа, а не информация. Представьте себе, например, браузер без поисковой системы. Вот оно приложение. Чтобы работать, приложение нуждается в определенной информации, протоколах ее обработки и действиях пользователя этого приложения.

Протоколы прямой монетизации не подлежат. Они — средство связи между продавцом и покупателем, т.е. пользователем и информацией, точнее её создателем и потребителем.

Допустим, N написал статью и хочет продать ее в журнал. Есть два сценария развития событий: N называет свою цену или журнал имеет расценки на статьи. Если N согласен с ценовой политикой журнала, он сдает статью. Если нет, то N ищет того, кто заплатит его цену. Таких, как правило, нет.
Примерно так же работает навязчивая контекстная реклама. Есть расценки рекламных услуг сайтов, аукционы Google Ad, стоимость баз данных клиентов (наших с вами данных) и т.д. Как работают новые схемы монетизации?

1. Новая старая схема. Пользователь платит за отсутствие рекламы. Удобно? Да. Понятно? Абсолютно. Выгодно? Ещё как выгодно. Из нашего с вами кармана вынимаются деньги в большем объеме, чем компания — поставщик услуг получила бы от рекламодателя. И делать практически ничего не надо, только агитировать потребителей активнее отказываться от назойливой надоевшей рекламы. Это примерно как в ресторане вам бы предложили заплатить за то, чтобы унести блюдо, которого вы не заказывали. Считаю человека, придумавшего этот гениальный ход, достойным премии имени великого экономиста Остапа Бендера.

2. Новая схема А (простая). Вы каждый день пользуетесь определённым ресурсом, допустим онлайн платформой для чтения новостей или газетой. Вы платите за подписку, скажем 100 рублей в месяц. Вы получили доступ к своей любимой газете. Для вас никакой разницы, куда идут ваши деньги, но хотелось бы справедливости. В новой схеме распределение ваших денег происходит так: 100 рублей делятся на время проведенное вами за чтением (допустим 100 минут). Это называется микроплатеж. В нашем случае он составляет 1 рубль. Дальше ваши 100 распределяются пропорционально времени, затраченному на чтение, и отправляются именно тем журналистам, статьи которых вы читали.
Например вы читали статьи N, X и Z. На чтение их статей ушло 40, 26 и 34 минуты соответственно. N получает 40 рублей, X — 26 и Z — 34. Авторы A, B, C и т.д. не получают из ваших денег ничего.
Распределение денег по этой схеме может происходить без вашего участия, но вы будете уверены, что именно ваш любимый журналист получит плату за свой труд. Возможен вариант, когда минимальный микроплатеж определяется заранее и распределяется пользователями в явном виде. Как лайки, только денежные. Понятно, что сумма микроплатежа в этом случае будет значительно меньше, например в 10 копеек, потому что невозможно предсказать сколько времени вы проведете за чтением, но суть остается прежней.

3. Новая схема B (золотая). Каждый содержательный “слиток” информации, помещаемый во Всемирную паутину, приобретает свою цену. Цену определяет автор (владелец) в некоторых условных единицах. Они называются токены. 1 токен — 1 “слиток”. Процесс, соответственно, называется токенизацией. Таким образом регулируется количество электронных экземпляров информации. В отличие от допечатывания дополнительных тиражей книги, здесь так не получится. Количество токенов определяет ценность одного токена. Как с книгами: мало — ценные, много — читатель потерял, не страшно. Каждый пользователь имеет свой цифровой кошелек, и раздает свои деньги тому, кому хочет. Хочет, — покупает токен, хочет — идет на онлайн платформу и платит за время чтения.

Новые схемы Веб Монетизации построены на идеологии справедливости, другими словами кто платит деньги, тот заказывает музыку. Старая схема предполагает противоположный вариант: оркестр выбирает, что играть, — ты терпи и плати за то, что играют. Или доплати еще немножко за то, чтобы уйти.

Объяснения кажутся довольно скучными, но во второй части статьи будет совсем наоборот. Никаких объяснений, обещаю. Только примеры, как работает Монетизация Веб 2.0 на практике.

Теория, мой друг, суха,
Но зеленеет жизни древо
(И.В. Гете)

Ольга Барышева