Общественное достояние 2022: Public Domain Day

Наступил новый год и это значит, разрушилась очередная стена авторского права, и новый творческий материал стал общественным достоянием. Общественное достояние бесплатно для всех, его можно использовать, модифицировать и строить новые здания из старых кирпичей. Это часть матрицы, из которой рождается будущее творчество.

Для начала, прежде чем приступить к серьезной части — немного несерьезной музыки. Все объяснения — потом.

A Celebration Of Sound: Public Domain Day 2022 : Free Download, Borrow, and Streaming : Internet… On January 20, 2022, the Internet Archive, Creative Commons and many other leaders from the Open world honored the…

Одним из главных мест для изучения этого является Центр изучения общественного достояния в Университете Дьюка. Его миссия состоит в том, чтобы «содействовать исследованиям и исследованиям вклада общественного достояния в речь, культуру, науку и инновации, способствовать обсуждению баланса, необходимого в нашей системе интеллектуальной собственности, и переводить академические исследования в решения государственной политики». Каждый год Центр обобщает данные о произведениях наконец-то ставших общественным достоянием в США, и соответственно, всего мира.

Вот некоторые из самых громких названий, которые утратили защиту авторских прав 1 января 2022 года :

Первая книга о Винни-Пухе А. А. Милна, первые опубликованные романы Эрнеста Хемингуэя и Уильяма Фолкнера, первые сборники стихов Лэнгстона Хьюза и Дороти Паркер, повесть о знаменитом оленёнке “Бэмби. Жизнь в лесу” Феликса Зальтена, “Песок и пена” Халиля Джебрана, и роман королевы детектива Агаты Кристи “Убийство Роджера Экройда”.

В отличие от РФ, в США авторские права распространяются на каждое произведение в отдельности, а не на все творения автора в целом, поэтому книги одеого и того же автора освобождаются от оков права по одной и иногда даже герои одного произведения, но опубликованного в разные годы остаются по разные стороны стены. Так, например, случилось с Винни-Пухом и Тигрой. Пух появился в книге 1926 года, а Тигра только в издании 1928-го. И медвежонок Винни уже свободен, тогда как полосатому Тигре ждать еще два года.

В общественное достояние перешло множество немых фильмов, в том числе с участием Гарольда Ллойда, Бастера Китона и Греты Гарбо, известных бродвейских песен и известных джазовых стандартов. Вот несколько самых известных фильмов: “Ради бога” (в главной роли Гарольд Ллойд), “Сражающийся дворецкий” (с Бастером Китоном в главной роли) “Двенадцатый сын шейха” (в главной роли Рудольф Валентино) “Соблазнительница” (в главной роли Грета Гарбо), “Фауст” (классика немецкого экспрессионизма) и первый полнометражный фильм, в котором использовалась звуковая система Vitaphone — “Дон Жуан”. Однако, не все так радостно. Одним из фильмов 1926 года, который должен был перейти в общественное достояние был «Великий Гэтсби», первая экранизация романа 1925 года. Но в процессе ожидания все копии этого фильма оказались полностью утраченными.

_______

Почему же надо было ждать так долго? Произведения 1926 года должны были стать общественным достоянием в 2002 году, после того, как они были защищены авторским правом в течение 75 лет. Но прежде чем это могло произойти, американский Конгресс нажал кнопку “пауза” и продлил срок действия авторских прав до 95 лет. Похоже, что срок действия прав растет вместе с ценами.

Когда в 1710 году было изобретено современное авторское право, срок его действия составлял всего 14 лет с возможностью продления еще на 14 лет, а это означало, что произведения все еще были современными, когда они стали общественным достоянием, а не причудливыми артефактами из далекой эпохи.

Потом цифра как-то вдруг превратилась в 28 с возможностью продления прав еще на 28 лет. На самом деле 85% авторов не продлевали его, и для подавляющего большинства — вероятно, 99% — произведений 1926 года ни один правообладатель не получал финансовой выгоды от сохранения авторских прав. В отчете Исследовательской службы Конгресса указано, что только около 2% авторских прав от 55 до 75 лет сохраняют коммерческую ценность. После 75 лет этот процент еще ниже. Огромное количество старых произведений становятся «сиротами», когда владельца авторских прав вообще невозможно найти.

Было бы более эффективно просто взимать налог с использования произведений небольшого процента правообладателей, чьи работы все еще приносят доход после пожизненного срока плюс 50 лет, потому что произведения, которые когда-то были самыми современными, даже если они все еще являются шедеврами, давно устарели, и те, кто мог бы на них учиться, исследовать и изучать их, тоже давно состарились. И получается, что произведение не только выпадает из образовательного и научного контекста эпохи, но и проходит мимо поколений читателей, слушателей, артистов. И рвется связь времен.

________

Но хватит о грустном. Вернемся к новому году.

Главный “хит” общественного достояния 2022 — звукозаписи. 1 января 2022 года открылась дорога на свободу для всех записей, которые так долго ждали своего часа. Десятилетия записей, сделанных с момента появления звукозаписывающей технологии до конца 1922 года, — по оценкам, около 400 000 произведений — открыты для повторного использования на законных основаниях.

Произошло это благодаря принятому в 2018 году закону под названием «Закон о модернизации музыки».

Дело в том, что Закон об авторском праве США по-разному относится к музыкальным композициям и звукозаписям. Композиция состоит из слов и музыки, которые вы можете увидеть на нотном листе. Звукозапись — это воплощение конкретного исполнения этой композиции, зафиксированное на таких носителях, как виниловые пластинки или цифровые аудиофайлы. Если один человек напишет песню, а второй ее запишет, то первый получает авторские права на композицию, а второй — отдельные авторские права на свою запись этой песни.

Вот так выглядели первые “общественные” прослушивания звукозаписей

Вот так выглядели первые “общественные” прослушивания звукозаписей
Закон об авторском праве США распространяется на композиции с 1831 года, а на звукозапись — с 15 февраля 1972 года. Получается, что действующее право распространяется только на записи, сделанные с этой даты. А что же с записями, сделанные до 1972 года? Они подпадали под действие разных государственных законов, но в целом получалось, что до 2067 года ничто не станет общественным достоянием.

И именно этот почти невообразимый срок скостил Закон о модернизации музыки 2018 года. Он поставил все записи, сделанные до 1972 года под действие федерального закона и установил график постепенного перехода старых записей в общественное достояние. Первой важной датой стало 1 января 2022 года, когда множество записей наконец-то стало достоянием общественности.

Но опять же и это не главное…

А вот что делает Закон о модернизации музыки действительно значимым, так это права, которые он дает библиотекам. Впервые звукозаписи, сделанные до 1972 года, могут быть доступны для некоммерческого и образовательного использования без каких-либо ограничений или угрозы судебного ущерба. Ну не ура ли? Ура!

___________

И именно для того, чтобы мы прочувствовали, что именно мы возвращаем к жизни, отмечается ежегодный День общественного достояния. Традиционно Интернет-архив проводит по этому поводу вечеринку. Уже не в первый раз она проходит виртуально, в виде вебинара, но не становится от этого менее интересной и популярной.

Мероприятие «День общественного достояния» было организовано Интернет-архивом при поддержке SPARC, Creative Commons, Library Futures, Authors Alliance, Библиотеки разнообразия бионаследия, Public Knowledge, ARSC, Центра изучения общественного достояния Duke и Ассоциация музыкальных библиотек. Празднование прошло 20 января под флагом Закона о модернизации музыки, и соответственно, было много музыки и музыкальных проектов.

В музыкальной части программы выступили Citizen DJ, Roochie Toochie и Ragtime Shepard Kings. Также было интервью с Колином Хэнкоком, музыкантом и историком, который построил свою карьеру, играя ранний джаз, блюз и музыку в стиле рэгтайм и используя старинные технологии для ее записи.

Проект Citizen DJ, о котором рассказал собственно ди джей Брайан Фу предлагает публике создавать музыку в стиле хип-хоп, используя бесплатные аудио- и видеоколлекции из Библиотеки Конгресса. Встраивая эти материалы в хип-хоп музыку, слушатели могут обнаружить в обширных коллекциях Библиотеки записи, о существовании которых они, вероятно, никогда не знали.

В проекте есть три способа доступа к звукам:

  1. Интерфейс для быстрого изучения конкретной коллекции по звуку и метаданным.
  2. Простое приложение для создания музыки, позволяющее создавать ремиксы на сборники битов.
  3. Пакеты сэмплов, которые вы можете загрузить. Они содержат тысячи аудиоклипов из определенной коллекции, которые можно использовать в большинстве программ для создания музыки.

Очень советую потратить немного времени и потрогать интерфейс самим. Все очень просто, схожие по звучанию композиции сгруппированы по цветам.

Все, что требуется от пользователя, — наводить курсор на понравившийся вам цвет. Вы двигаете курсор как бы “прокручивая” музыку и слышите сниппеты музыкальных произведений. Как только что-то “зацепило”, время переходить в вкладке Ремикс и накладывать свои эффекты на музыку, меняя ее темп, добавляя перкуссию и т.д.

Результаты ваших экспериментов всегда можно сохранить как аудиофайл и поставить, например, в качестве будильника на свой телефон.

Citizen DJ invites the public to make music using free-to-use audio and video collections. By embedding these materials…

Еще один интересный проект “Записи на восковом цилиндре Honest-To-Goodness от Roochie Toochie и The Ragtime Shepherd Kings”. Послушаем самих музыкантов:

В 2013 году нам дали шанс записать песню на восковом цилиндре с Мартином Фишером на фестивале “Breakin’ Up Winter” в Ливане, Теннесси. Цилиндрическое воспроизведение завораживающе преображало голоса и инструменты. Мы попались! Мы решили записать целый альбом на восковые цилиндры. Мы откопали и переработали группу мелодий и песен 1910–1930-х годов с целью запечатлеть навязчивые звуки, юмор и веселье, которые нам нравились в этих старых записях. Оказывается, это было удивительно и сложно, и у нас есть альбом, чтобы доказать это. Хотя мы знаем, что для того, чтобы послушать альбом, записанный на технологии 100-летней давности, нужен преданный слушатель, мы думаем, что есть что-то замечательное в куче дурацких песен, сыгранных в конус группой приятелей, любящих старую музыку.

Sounds · Roochie Toochie and the Ragtime Shepherd Kings. Recordings On Honest-To-Goodness Wax Cylinder by Roochie Toochie & The Ragtime Shepherd Kings Recorded by Martin Fisher…

Курс Джейсона Лютера в университете Rowan называется «Введение в искусство письма». В модуле «Технологии и будущее письма» студенты выбирают запись со старой пластинки, проводят небольшое исследование и в результате записывают одноминутный эпизода для подкаста. Часто находятся очень интересные параллели с днем сегодняшним. Технология меняется, но тренды и способы распространения идей все те же самые. Показать миру, что мы не такие, как все. А как — это уже свобода выбора.

 Technologies with the future of writing

В The Phono Project опубликованы проекты почти 200 студентов. Они также начали публиковать этот проект в своем новом журнале о поп-культуре Halftone.

А музыкант и историк Колин Хэнкок не только рассказал и показал, как делались записи для граммофонных пластинок, но специально для дня общественного достояния 2022 записал одну сам. "Public Domain Day Disc" recited by Colin Hancock for Internet Archive 'Public Domain Day,' 2022.

Знаете ли вы, что для записи музыканты садились в определенном порядке. Более “слабые” инструменты ближе к “рогу”, более “сильные” — дальше. Вот таким механическим способом достигалась гармония звучания оркестра в ранних звукозаписях. Об этом и многих других тонкостях технологии рассказал Колин.

Ну и конечно нельзя обойти вниманием самую большую коллекцию старой музыки — проект “Great 78” Интернет Архива. Оцифрованные с отличным качеством и сохраненные для цифровой переработки или просто приятного времяпрепровождения, более 300 000 сторон пластинок на 78 об/мин можно найти на :

The Great 78 Project. Ever think the world could learn from, and protect better, the treasures that are 78rpm records? Lets do something…

И на этом зарубежная часть статьи окончена.

______

А в заключение небольшая справка для РФ:

В соответствии с ГК РФ Статья 1282. Переход произведения в общественное достояние

По состоянию на 1 января 2022 г. следующие категории произведений находятся в общественном достоянии и их можно использовать свободно и без ограничений:

  • впервые опубликованные на территории Российской империи и Российской республики до 7 ноября 1917 г. (за исключением Великого княжества Финляндского и Царства Польского);
  • опубликованные на территории РСФСР, если автор умер до 1948 г. и не был посмертно реабилитирован как жертва политических репрессий;
  • опубликованные на территории РСФСР до 1952 г., если автор неизвестен;
  • впервые опубликованные на территории США до 1923 г.;
  • созданные служащими Федерального правительства США в рамках служебных обязанностей (сотрудниками пресс-службы Белого дома и Госдепартамента, НАСА, других правительственных изданий и веб-сайтов).

А также с 1 января 2022 года в ГК РФ внесены следующие изменения, касающиеся интеллектуальной собственности:

  1. скорректированы нормы о договорах на выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ;
  2. изменились обязанности работодателя в отношении работников, создавших служебное изобретение, полезную модель, промышленный образец;
  3. изменились нормы о результатах интеллектуальной деятельности, созданных при выполнении государственного или муниципального контракта.

При подготовки статьи использованы материалы:

Public Domain Day 2022 by Duke Law School’s Center for the Study of the Public Domain

Webinar Internet Archive: A Celebration Of Sound: Public Domain Day 2022 2022–01–21 15:56:19 https://archive.org/details/a-celebration-of-sound-public-domain-day-2022

Записи на восковом цилиндре Honest-To-Goodness от Roochie Toochie и The Ragtime Shepherd Kings https://roochietoochie.com/

Технологии и будущее письма http://iwa.futureofwriting.com/

Ольга Барышева