Обогащение метаданных Europeana. Обогащение можно определить как создание метаданных на основе данных, предоставленных партнерами Europeana. Комбинация исходных и расширенных метаданных используется для индексации записей, и позволяет создавать функции поиска и просмотра коллекций, а также давать рекомендации. Достижение автоматического обогащения с помощью алгоритмов машинного обучения является одной из целей стратегии Europeana на 2020–2025 годы. Группа исследований и разработок Europeana изучает, как методы компьютерного зрения (системы, которые могут анализировать визуальные данные) могут улучшить процесс обогащения. Europeana запустила пилотный проект по классификации изображений, в ходе которого построена модель, которая способна классифицировать изображения оцифрованных объектов культурного наследия по набору заранее определенных категорий. Первыми шагами, необходимыми для построения модели классификации изображений, были выбор целевого словаря и сбор обучающего набора данных с помощью Europeana Search API. В словарь включили 20 категорий, таких как фотографии, картины, скульптуры, одежда и украшения. По заданному запросу и набору параметров Search API возвращает машиночитаемый ответ, содержащий метаданные результирующих объектов. Метаданные, обслуживаемые Search API, находятся под открытой лицензией, тогда как содержание объектов культурного наследия может быть объектом авторского права. Для пилотного проекта были отобраны только изображения, не защищенные авторскими правами. Для каждого полученного объекта информация сохранялась в отдельном файле CSV.
Международный обзор автоматизации библиотек. Расширенное анкетирование проводилось в 14 раз. Количество ответов на опрос по автоматизации библиотек было меньше, чем в предыдущие годы. В этом году на опрос ответили 2 849 библиотек, что немного меньше, чем 3 234 библиотеки, зарегистрированных в прошлом году. Опрос направлен на сбор значимой информации об основных технологических системах, от которых зависят библиотеки для управления своими операциями и предоставления доступа к своим коллекциям. Некоторые заключения по библиотечным системам:Постоянный успех среди академических библиотек имеет Alma. Намерения по миграции предполагают, что самым сильным конкурентом Alma станет FOLIO, хотя интерес к OCLC WorldShare Management Services и Koha также остается высоким. Падение устаревших продуктов ускоряется. И если пользователи «Вояджер» и «Алеф» смотрят в сторону Alma, то остальные проявляют больший интерес к FOLIO, WMS и Koha. Траектории перехода библиотек с устаревших продуктов будут определять следующий этап реализации текущих флагманских продуктов. В секторе публичных библиотек, где преобладают традиционные АИБС, ответы указывают на умеренный интерес к переходу на новые системы. Библиотеки, использующие современные веб-продукты, мало заинтересованы в изменении систем. Biblionix Apollo получил высокие оценки, и очень немногие библиотеки, использующие его, рассматривают альтернативы (1,1%). Оба основных АИБС продукта с открытым исходным кодом, Koha и Evergreen, демонстрируют растущий уровень удовлетворенности. OPALS, используемый в основном в школьных и академических библиотеках, получает превосходные оценки. Осведомленность о платформе библиотечных услуг FOLIO продолжает расти: 88 библиотек упомянули ее среди своих кандидатов на миграцию.
Ассоциация специалистов в области информации, управления знаниями и библиотечного дела в Уэльсе CILIP Cymru Wales совместно с компанией “For the Record” пригласила коллег со всего Уэльса поделиться историями о библиотеках, работе и жизни во время пандемии COVID-19 — с апреля по октябрь 2020. Истории от всех библиотек и информационного мира — от публичных библиотек и менеджеров по знаниям до школьных библиотекарей, сотрудников высшего и дополнительного образования, Национальной службы здравоохранения, фрилансеров и специализированных библиотек были собраны на одном сайте. Библиотекари рассказывали свои истории о житейских проблемах, — стрижке, походе в магазин, организации домашнего офиса. Вот, что говорят участники проекта: “Мы надеялись, что каждая история, возможно небольшая сама по себе, внесет вклад в более широкую картину, которую можно будет использовать в будущем для извлечения уроков. Мы можем увидеть, как работает наша профессия, когда ее подвергли столь экстремальным испытаниям, а также, столкнувшись с некоторыми трудными истинами, возможно, мы также сможем найти вдохновение …”
Неделю библиотек американские библиотекари могли даже не планировать. Американская библиотечная ассоциация предлагала всем готовые сценарии:
Не волнуйтесь, если вы еще не запланировали Неделю национальной библиотеки! Вот ежедневное руководство для библиотек, независимо от того, проходит ли неделя виртуально или с личным присутствием. Совет: используйте хэштег #NationalLibraryWeek в социальных сетях.Воскресенье, 4 апреля: первый день Недели национальной библиотеки. Создайте цифровой дисплей или публикацию в социальных сетях, отражающую тему этого года: «Добро пожаловать в вашу библиотеку». Поощряйте свое сообщество делиться в социальных сетях тем, что им нравится в ресурсах и услугах вашей библиотеки, используя хэштег #MyLibraryIs, чтобы получить шанс выиграть подарочную карту Visa на 100 долларов.
Понедельник, 5 апреля: Выпуск специального отчета о состоянии библиотек Америки: COVID-19. Поделитесь в социальных сетях фактами и графикой из отчета о состоянии библиотек Америки за 2021 год. Создайте презентацию или сообщение в блоге, в котором будут освещены копии 10 самых сложных книг 2020 года, которые будут включены в отчет. Распечатайте раскраску на тему дня библиотек.
Вторник, 6 апреля: Национальный день библиотечных работников. Поощряйте посетителей выказывать свою признательность библиотечным сотрудникам, номинируя кого-нибудь для участия в программе «Позовите звезду», которая поощряет сотрудников библиотек по всей стране за их упорный труд. Размещайте фотографии сотрудников библиотеки в социальных сетях или на витрине, используя хэштег # NLWD21. Попросите пользователей библиотеки поблагодарить любимого библиотечного работника лично или в социальных сетях.
Среда, 7 апреля: Информационно-пропагандистский день Национальной библиотеки. Создайте сообщение в блоге или ветку в социальных сетях, в которой будут рассказывать об информационных услугах библиотеки и о том, как поддерживается связь сообщества с основными ресурсами. Используйте хэштег #LibraryOutreachDay. Примите участие в параде виртуальных букмобилей, организованном Ассоциацией книжных мобильных и информационно-пропагандистских служб.
Четверг, 8 апреля: Примите меры ко Дню библиотек. Свяжитесь с президентом Байденом и членами Конгресса и попросите их включить 5 миллиардов долларов на финансирование библиотечных помещений, указанных в Законе о создании библиотек в Америке, в предстоящий пакет инфраструктуры. Напомните своему сообществу, насколько важно финансирование библиотек.
Пятница, 9 апреля. Используйте настраиваемый шаблон Canva для Национальной библиотеки, чтобы продвигать ресурсы и услуги своей библиотеки. Создайте блог или сообщение в социальных сетях о том, как члены сообщества могут записаться в библиотеку и получить читательский билет онлайн или лично.
Суббота, 10 апреля: последний день недели национальных библиотек. Поблагодарите свое сообщество за то, что вы являетесь частью недели библиотек. Создайте ветку в социальных сетях, выделяя сообщения от пользователей библиотеки.
Атлас эмоций Google. Эмоции помогают нам реагировать на окружающий мир — принимать решения, понимать людей, избегать опасностей и выжить. Эмоции также помогают другим людям понять нас. На протяжении тысячелетий люди изображали эмоций. Мы можем связать их с нашим собственным опытом, и они вызывают ответные чувства внутри нас. Ученые из Калифорнийского университета в Беркли Дагер Келтнер и Алан Коуэн провели исследование эмоций, вызываемых произведениями искусства во времени и в разных культурах. Они попросили 1300 человек описать, какие чувства вызывают у них 1500 картин. Результаты выявили 25 различных эмоций, связанных с просмотренными произведениями искусства. Эти чувства нанесли на интерактивную карту, сгруппировав работы, которые вызывали определенные эмоции. Откройте атлас эмоций и посмотрите, какие чувства вызывают у вас цвета, мазки, формы и предметы.
Art Emotions Map. Edit description
В прошлом месяце цифровая библиотека Франции Галлика предложила пользователям Интернета улучшить геолокацию старых гравюр и фотографий Нормандии. И вот обновленная карта Нормандии опубликована.
Normandie — uMap. Edit description
Чтобы обогатить каталогизацию и повысить точность координат, вычисляемых алгоритмом, Gallica запускает геолокационную кампанию для своих иконографических коллекций. Каждый месяц изображения с новой территории или региона Франции размещаются на платформе L’Arpenteur, позволяющей пользователям Интернета и галликанавтам указывать положение документов, которые неправильно атрибутированы или не имеет данных о геолокации. Результаты этой кампании добавляются по мере продвижения. Запущенное в декабре 2020 года это коллективное путешествие уже прошло несколько этапов. Многие интернет-пользователи и галликанавты внесли свой вклад в геолокацию иконографических коллекций Галлики. Все их предложения собраны на специальных карточках.
Википедия снимает Викиэксперименты. Добавление мультимедийных файлов в статьи Википедии никогда не было распространенной практикой в отличие от добавления изображений, хотя есть темы, которые явно выиграют от наличия видео и аудио файлов.
Многие статьи о научных явлениях, связанных с физическими и химическими изменениями, не могут быть должным образом объяснены с помощью статических изображений и требуют динамичности, которую можно обеспечить с помощью видео. Компания Shared Knowledge в сотрудничестве с Университетом Кирилла и Мефодия в Скопье начала проект, известный как Wikiexperiments. Идея проекта — записать и загрузить бесплатные видео высокого разрешения о научных экспериментах. Проект недавно пополнился новыми записями. В результате общее количество видео о физико-химических экспериментов достигло 90. Все записанные видеофайлы были загружены в определенную категорию на Викискладе под лицензией CC-BY-SA 4.0. Видео файлы содержат описания экспериментов на английском языке, которые объясняют записанный контент с использованием научного языка и обозначений. Видео были специально записаны без звука, чтобы можно было добавлять субтитры на желаемом языке. Идея проекта — создание бесплатной цифровой библиотеки систематически организованного контента в качестве нового открытого образовательного ресурса. Структура электронной библиотеки будет приведена в соответствие с учебной программой для упрощения процесса обучения.
В ознаменование Недели национальной библиотеки и начала весны Смитсоновский институт сделал новые цифровые паззлы! Каждый состоит примерно из 100 частей, но их можно настроить в соответствии с вашим уровнем. Все изображения взяты из цифровой библиотеки или коллекций архивов Смитсоновского института. Собирайте онлайн!
Исследователи и историки из Университета штата Мичиган, и Матричный центра цифровых гуманитарных и социальных наук штата Мичиган при поддержке Фонда Меллона, создали связанную платформу открытых данных, содержащая информацию о людях, событиях и местах, вовлеченных в трансатлантическую работорговлю.
С помощью ученых, преподавателей и семейных историков проект Enslaved: Peoples of the Historical Slave Trade быстро расширяется.
Основное внимание Enslaved.org сосредоточено на людях, которые были порабощены, владели рабами, были связаны с работорговлей и работали над освобождением рабов. Платформа также содержит руководство по отправке материалов в проект. Процесс повторяет схему научных печатных журналов, т.е. редакторы отправляют материалы рецензентам или проводят их тщательное рецензирование внутри компании. Рецензируемые наборы данных и статьи с данными должны признаваться высшими учебными заведениями как полноценные публикации.
Ольга Барышева