Четвероевангелие.
1507 г. Москва. Писец Никон. Златописец Михаил Медоварцев. Художник Феодосий, сын Дионисия
F (272 x 202). 381 л.
Бумага. Чернила, киноварь, краски, золото.
Каллиграфический полуустав.
Миниатюры с изображением евангелистов работы Феодосия, сына Дионисия (на вклеенных л. 10 об, 108 об., 171 об., 271 об.); на л. 11, 11 об., 109 об., 172, 172 об., 272, 272 об. защитные тканевые завесы. Большие заставки с символами евангелистов под ними (на л. 12, 110, 173, 273), и малые заставки неовизантийского стиля (на л. 3, 5, 104, 166, 341).
Небольшие заставки старопечатного стиля (на л. 105 об. и 267), с геометрическим и растительно-геометрическим орнаментом (на л. 168 об., 266 об., 358). На л. 371 изображение руки с Голгофским крестом, вписанное в орнаментальный круг (краски, золото). На полях л. 374 и 376 об. расположены розетки, написанные синей, зеленой, малиновой красками с золотом. Инициалы неовизантийского стиля красками и золотом (на л. 12, 110, 173 и 273), инициалы синей краской и золотом (на л. 372-381). На л. 273 заголовок синей краской, текст золотом.
На л. 370 об. запись писца о создании рукописи в 1507 г. в Москве в монастыре Николы Старого при великом князе Василии III, повелением Ивана Ивановича Третьякова. В записи сообщаются имена писца, златописца и живописца.
Евангелие стоит одним из первых в ряду особо роскошных рукописей, созданных в Москве в первой трети XVI в. Кодекс был изготовлен по заказу И. И. Третьякова (из рода Ховриных), который занимал высокое положение при великокняжеском дворе: он был сначала печатником, потом казначеем Василия III, а во время венчания на царство Ивана Грозного в 1547 г. сопровождал царские регалии в Успенский собор. В конце жизни он принял постриг в Кирилло-Белозерском монастыре. Местом создания Евангелия была "келья" в монастыре Николы Старого близ Московского Кремля, которую "держал" организатор и руководитель великокняжеского и митрополичьего придворного скриптория Михаил Медоварцев с конца XV в. и на протяжении первой трети XVI в. С этой мастерской связано происхождение едва ли не большинства лучших московских рукописных книг эпохи Дионисия, выдающегося художника кон. XV-нач. XVI в.
Рукопись поступила в ИПБ в 1852 г. в составе собр. М. П. Погодина.
Шифр: РНБ. Погод. 133.