Сборник певческий нотированный.
70-е гг. XVII в. [Троице-Сергиев монастырь]. Переплетчик Василий Глебов
Q (195х150) 615+III л.
Бумага. Чернила, киноварь.
Полуустав разных почерков (смена почерка на л. 169, 182, 258 об. 384 об., 392, 401 об., 565 об., 569, 583, 596, 609). Новое истинноречие.
Нотация знаменная пометная беспризначная.
Заставки с растительным орнаментом старопечатного стиля, чернилами. На л. 1, 258, 401 маргинальные украшения с изображением птиц на вершине. На л. 1 об., 182, 384 об. инициалы с растительным орнаментом киноварью, на л. 258 об., 401 об. - с растительным орнаментом старопечатного стиля чернилами. Заголовки киноварью, вязью.
Рукопись принадлежала иеродиакону, головщику (руководителю хора) Кирилло-Белозерского монастыря Григорию Жернову. Он родился в Макомской волости Белозерского уезда в семье стрельца Никиты Тимофеева, сына Коневала. Спустя какое-то время Григорий стал пострижеником Ново-Иерусалимского Воскресенского монастыря, который был основан патриархом Никоном в 1656 г. Как известно, через 10 лет (в 1666 г.) Никон был сослан в Белозерский Ферапонтов монастырь. Вероятно, в это же время Григорий Жернов становится головщиком Кирилло-Белозерского монастыря. К патриарху он испытывал столь глубокое почтение, что даже после его низложения называл его хотя и "бывшим", но "Великим господином, святейшим Никоном патриархом Московским и всея России". Жернов заказал несколько певческих сборников, в числе которых была и рукопись, представленная в каталоге. Как указано во владельческой записи, она была переплетена в 1674 году Василием Глебовым в Троице-Сергиевом монастыре. Из другой записи в этом же сборнике, мы узнаем, что подписал рукопись "подначалный" Жернову "москвитин" Андрей Мартинов. (В этой записи фамилия Жернова написана как Хемпоша, с использованием тайнописи - простой литореи, с заменой согласных букв). Надо полагать, что кодекс, состоящий из нескольких певческих книг и отдельных комплексов песнопений, написанных разными почерками, создавался и составлялся в Троице-Сергиевом монастыре, там же где он был переплетен.
По заказу головщика Григория Жернова, в сборник были включены почти все певческие книги, необходимые для богослужения, за исключением Стихираря месячного. Текст снабжен многочисленными уставными указаниями, а также наблюдениями об отличии пения по "великоросийски" от греческого, сербского и болгарского пения. Составитель рукописи обращался и к современным ему печатным книгам, и к древним рукописным, что отмечено в его комментариях к текстам. Использование большого числа разных источников, откуда были взяты песнопения с самыми разными роспевами, дало ему возможность отразить в кодексе результаты творческой деятельности роспевщиков, представить многовариантность церковного пения, его мелодическое богатство.
Рукопись поступила в ГПБ в 1918 г. в составе собрания Кирилло-Белозерского монастыря.
Шифр: РНБ. Кир.-Бел. 632/889.