Книги по русской и советской культуре

Большой раздел выставки посвящен русской и советской культуре. Среди книг, рассказывающих о древнерусской культуре, следует особо отметить сборник статей Христианство и искусство в России, изданный Кембриджским университетом / Christianity and the Arts in Russia. Ed. Brumfield W. Cambridge, 2008/. В него вошли материалы симпозиума, состоявшегося в Библиотеке конгресса США, котором приняли участие как отечественные, так и зарубежные специалисты.

Среди тем, которые были затронуты в сборнике, можно выделить следующие: древнерусская музыка, иконопись, архитектура, песнопение, декоративно-прикладное искусство. Северорусское деревянное зодчество, одним из наиболее ярких примеров которого является ансамбль в Кижах, нашло отражение в обширной монографии Дэвида Бакстона Деревянные церкви Восточной Европы. Вводный обзор / Buxton D. The wooden churches of Eastern Europe. An Introductory Survey. Cambridge, 2008/.

Канадский славист, профессор Оттавского университета, Дуглас Клейтон в книге Тень Дмитрия. Толкование Бориса Годунова Александра Пушкина / Clayton J.D. Dimitry's Shade. A reading of Alexander Pushkin's Boris Godunov. Evanston, 2004/ предлагает новое и, можно даже сказать, революционное понимание этой трагедии великого русского поэта. Автор отходит от традиционного взгляда на Бориса Годунова как сочинение молодого опального поэта, ненавидевшего императора Александра I, сомневающегося в пользе самодержавного строя и заигрывавшего с атеизмом. На самом деле, в трагедии виден открытый разрыв Пушкина с декабристами и отказ от своих прежних либеральных взглядов. Автор показывает, что поэт переходит на позиции консерватизма и фактически становится защитником самодержавия. В Борисе Годунове, по наблюдениям автора, можно отчетливо увидеть все три составные части "теории официальной народности", которая стала идеологической основой николаевской России: православие, самодержавие, народность.

Идеи субъективности в творчестве наиболее видных русских писателей XIX в., представителей русской школы психологического реализма, - И.С.Тургенева, Ф.М.Достоевского и Л.Н.Толстого стали темой специального исследования канадского профессора Донны Тассинг Орвин Последствия сознания: Тургенев, Достоевский, Толстой / Orwin D.T. Consequences of Consciousness. Turgenev, Dostoensky, and Tolstoy. Stanford, 2007/. Автор рассматривает влияние западноевропейской мысли на развитие психологической прозы у всех трех русских писателей и показывает, как она трансформировалась в русском контексте. По ее мнению, великие русские писатели хорошо изучили пределы субъективного сознания, и в этом плане их книги сейчас так же актуальны, как и прежде, а русская психологическая проза внесла заметный вклад в мировую культуру, при чем не только в литературу, но и в практическую психологию.

Мы хотели бы обратить внимание читателей на богато иллюстрированное издание Джона Боулта Москва и Санкт-Петербург в Серебряный век России / Bowlt J. Moscow and St.Petersburg in Russia's Silver Age. 1900-1920. London, 2008/. Автор рассматривает визуальную и материальную культуру двух российских столиц в конце XIX - начале XX вв. Это был период упадка российской империи, но одновременно и время неожиданного художественного возрождения. Большая часть творческой энергии той поры была вызвана к жизни идеями символизма. В книге показаны все сферы русской культуры того времени: литература, искусство, театр, музыка, балет. Наряду с хорошо известными деятелями русской культуры этого периода автор останавливается и на менее известных культурных явлениях, таких как экспериментальный театр, живопись Николая Колмакова, свободный танец последователей Айседоры Дункан. Многие фотографии и материалы публикуются впервые.

Русской литературе конца XIX - первой трети XX вв. посвящено исследование французского филолога Катрин Депретто Формализм в России/ Depretto C. Le formalism en Russie. Paris, 2009/. Специалист в области русской культуры XX в., преподаватель Сорбонны, Депретто не столько уделает внимание истории самого движения и его основным идеям, сколько занимается творчеством тех людей, которые создавали русский формализм. Это - Юрий Тынянов, Виктор Шкловский, Роман Якобсон, Евгений Поливанов, Борис Ярхо, Григорий Винокур. Кроме того, автор прослеживает влияние идей формализма на таких известных поэтов, как Владимир Маяковский, Сергей Есенин, Осип Мандельштам, Борис Пастернак и Велимир Хлебников. В конце книги помещен список книг и статей по русскому формализму, выпущенных в свет после 1990 г.


Монография Кэтрин Чепелы Одинаковое одиночество: Борис Пастернак и Марина Цветаева / Ciepiela C. The Same Solitude: Boris Pasternak and Marina Tsvetaeva. Ithaca, 2006/ рассказывает об одном из интереснейших эпизодов в истории русской литературы 20-х- 30-х гг.ХХ в. - о переписке двух величайших русских поэтов ХХ в. В 1922 г. Марина Цветаева уехала из Советской России, а Борис Пастернак открыл для себя ее поэзию и послал ей восторженное письмо. С этого момента и началась их переписка, оказавшая большое влияние на творчество обоих.

© Российская национальная библиотека, 2011