Книги по русской и советской культуре
Несомненный интерес представляет книга Роус Уйман Система актерского мастерства Станиславского. Наследие и влияние на современное исполнение / Whyman R. The Stanislavsky System of Acting. Legacy and Influence in Modern Performance. Cambridge, 2008/. Будучи выдающимся русским театральным режиссером, актером и педагогом, Станиславский основал знаменитую актерскую систему, которая уже на протяжении ста лет пользуется огромной популярностью во всем мире. Автор книги, преподаватель Бирмингемского университета, длительное время сама работала в различных театрах и потому имеет собственный актерский опыт. Основываясь на источниках, которые стали доступны в последнее время в России, автор показывает, как система Станиславского формировалась под влиянием научных открытий в его жизни и сравнивает его методы с методами Всеволода Мейерхольда, Михаила Чехова и Евгения Вахтангова. В 2009 г. в Италии вышла одна из самых полных биографий Владимира Высоцкого на иностранном языке Душа дурного общества. Жизнь и невероятные дела Владимира Высоцкого / Buvina E., Curletto M.A. L'anima di una cattiva compagnia. Vita e imprese mirabolanti di Vladimir Vysockij. Bologna, 2009/. Ее авторы Елена Бувина и Марио Курлетто, преподаватели итальянских университетов, раскрывают эпический подвиг выдающегося русского актера, поэта и исполнителя песен, ставшего символом целой эпохи, и показывают его влияние на итальянскую культуру.Читателей библиотеки безусловно заинтересует и обстоятельная монография американского профессора Альберта Леонга Кентавр: жизнь и искусство Эрнста Неизвестного / Leong A. Centaur: the Life and Art of Ernst Neizvestny. Lanham, 2002/. Книга рассказывает о выдающемся советском и российском скульпторе и теоретике искусства, бросившем вызов советской системе, вынужденном эмигрировать и, в конце концов, получившем всемирное признание. Автор собирал материал для книги более 10 лет. Он побывал в городах, связанных с творчеством мастера, встречался со многими людьми, с которыми был знаком скульптор, и работал в архивах, прежде закрытых для исследователей. Несколько работ посвящены российскому и советскому кинематографу. Профессор Вермонтского университета Денис Янгблад обращается к малоизученному, но очень популярному жанру в отечественном кинематографе - военному фильму. Ее книга так и называется Русские фильмы о войне: на кинематографическом фронте, 1914-2005 / Youngblood D. Russian War Films: Оn the Cinema Front, 1914-2005. Lawrence, 2007/. Автор рассматривает более 160 кинофильмов, посвященных различным войнам ХХ века, начиная с Первой мировой и заканчивая Чеченской, и показывает, как политика и идеология влияли на кинематограф. Тем не менее, она должна признать, что советские режиссеры не были простыми марионетками в руках власти и нередко нарушали официальную идеологию, создавая фильмы в духе голливудских боевиков. Книга вносит значительный вклад в понимание богатой кинематографической традиции России и позволяет по-новому взглянуть на хорошо знакомые фильмы.
Нэнси Конде в книге Имперский след: cовременное российское кино / Condee N. The Imperial trace: recent Russian cinema.Oxford, 2009/ изучает российский кинематограф последних десятилетий. Отдельные главы посвящены творчеству таких мастеров, как Никита Михалков, Кира Муратова, Александр Сокуров, Алексей Герман. Несмотря на распад СССР, по наблюдениям автора, в современном российском кино по-прежнему доминируют имперские настроения.
Несколько книг посвящены истории и культуре Санкт-Петербурга. Прежде всего хотелось бы назвать сборник статей Иностранные церкви в Санкт-Петербурге и их архивы, 1703-1917, изданный известным нидерландским издательством Брилль / Foreign Churches in St.Petersburg and Their Archives, 1703-1917. Leiden, 2007/. Сборник подготовлен российскими и зарубежными специалистами и приурочен к 300 - летию Санкт-Петербурга.
Материалы международной конференции, состоявшейся в Санкт-Петербурге 3-4 октября 2008 г., представлены в книге Краков и Санкт-Петербург наследие столичности. Краков, 2009. Авторы обсуждают так называемый синдром "упавших столиц" и пытаются ответить на вопрос, являются ли королевский Краков и царский Петербург в настоящее время местами ностальгии и комплексов или скорее волнений и стремлений, где наследие столичности является важным потенциалом для экспансии.
Завершают выставку книги, опубликованные на русском языке в зарубежных странах. Их авторы, наши соотечественники, волей судьбы оказавшиеся за пределами родины. Литература русского зарубежья обширна и хорошо представлена в фондах РНБ. Значительную часть этой литературы представляют книги эмигрантов первой волны. Их неоднократно представляли на выставках, и в 1991 г. был даже издан каталог. Появление новых изданий уже связано с эмиграцией последних десятилетий и распадом СССР. Кто-то просто уехал жить заграницу, например, в США и Израиль, а кто-то оказался во вновь образовавшихся государствах. Это Игорь Шестаков, Юрий Окунев, Владимир Ротт, Владимир Кривонос, Марк Сокольский, Аркадий Чудновский, Виктор Гин и многие другие. Здесь можно увидеть прозаические сочинения и сборники стихов, мемуары и философские эссе, книги по истории и искусству. Особое внимание мы хотели бы обратить на новые издания по истории русской эмиграции Дом в изгнании. Очерки о русской эмиграции в Чехословакии 1918-1945. Прага, 2008, Русское зарубежье в Болгарии: история и современность. София, 2009, Русская эмиграция и русские писатели Эстонии 1918-1940 гг. Таллинн, 2002.