31.10.2024

Обзор новых поступлений по экономике и праву

Октябрьский обзор посвящен изданию, затрагивающему две основные темы: Экономика и Управление. Речь идет об учебном пособии «Корпоративное управление», изданном Санкт-Петербургским экономическим университетом в 2024 году.

Петров, А.Н. Корпоративное управление: учебное пособие/ А.Н. Петров. – Санкт-Петербург: Изд-во СПбГЭУ, 2024. – 438 с.

Шифр РНБ: 2024-7/4867

Первое определение понятия корпоративное управление было дано в 1992 г. Адрианом Кэдбери: «Корпоративное управление – это система, с помощью которой осуществляется руководство компанией и контроль над ней». Это включает в себя:

  • установление и следование корпоративной стратегии;
  • анализ текущего и стратегического управления;
  • управление рисками;
  • балансирование интересов всех заинтересованных лиц (менеджеров, акционеров, работников, клиентов, государства и общества).

Преимущество издания состоит в том, что понятие корпоративного права рассматривается с разных точек зрения: экономической, нормативной и организационной. Ниже предсталены определения из рассматриваемого учебного пособия.

 

Нормативный подход

Экономический подход

Управленческий подход

В свете нормативного подхода корпоративное управление представляет собой кодекс принципов и норм, регламентирующих права, обязанности и ответственность лиц, участвующих в управлении эмитентом акций. Такие принципы и нормы закрепляются в различных правовых актах.

С позиции экономического подхода под корпоративным управлением понимается система отношений между органами управления и должностными лицами предприятия-эмитента, владельцами-акционерами, владельцами долговых ценных бумаг корпорации.

При управленческом подходе корпоративное управление рассматривается как система выборных и назначенных органов акционерного общества, которая управляет им в целях обеспечения максимальной доходности ото всех видов деятельности при соблюдении законодательных норм.

 

Материал пособия разбит на четыре основных блока. Каждый блок содержит в себе рекомендательную литературу по рассмотренной теме:

  1. Сущность корпоративного управления;
  2. Формирование корпоративной стратегии;
  3. Управление корпоративными рисками;
  4. Приложения (Положение о Совете директоров, Кодекс корпоративного управления, Кодекс корпоративной этики на примере ПАО «Газпром»).

Издание призвано в том числе сформировать понимание того, что цель корпораций должна состоять не в максимизации прибыли ее владельцев, но в решении экологических и социальных проблем человечества. В пособии содержатся примеры компаний, которые следуют своей стратегии корпоративного управления.

Пособие может быть полезно практическим работникам, связанным с процессом стратегического менеджмента организации, а также студентам магистратуры направлений «Экономика» и «Менеджмент». Издание доступно к выдаче в Новом здании Российской национальной библиотеки.