07.12.2024

ЦПИ – эффективный механизм правового информирования

4 и 5 декабря 2024 года в медиахолле Центральной городской публичной библиотеке им. В.В. Маяковского (наб. реки Фонтанки, д. 44) прошла Всероссийская практическая конференция «Библиотека XXI века – общедоступный центр деловой и социально значимой информации: опыт работы, проблемы, перспективы». В мероприятии участвовали сотрудники ЦПИ, Ляндзберг Ника Артуровна и Ренин Ксения Альбертовна, с докладом по теме «Кадровый потенциал – главное условие развития ЦПИ РНБ».

Открывали конференцию приветственное слово представитель из Комитета по культуре Санкт-Петербурга и доклад М.В. Конюховой, зав. Центром деловой и социально-правовой информации библиотеки им. В.В. Маяковского, посвященный истории и результатам работы Центра за 30 лет. 

Первая часть конференции была посвящена общим вопросам создания правовых центров, их функционирования и перспектив развития и сотрудничества с органами государственной власти. Представитель Официального интернет-портала правовой информации, Е.А. Кривошеев, в своем выступлении обозначил исторические этапы программы ПЦПИ от первого центра (в Смоленске) до итоговой на 2024 год цифры в 96 267 – именно столько центров открыто по всей стране. П.В. Алексеев из Министерства юстиции подчеркнул значимость центров правовой информации, но обозначил проблему недостаточного правового просвещения за пределами относительное крупных городов. Спикер предложил библиотекам небольших городских поселений, находящийся под угрозой закрытия, обращаться в местную администрацию с инициативой на своей базе проводить мероприятия правовой тематики для жителей. Главное управления Минюста РФ по Санкт-Петербургу и Ленинградской области принимает активное участие в информировании населения, проводит выездные приемы граждан (по вопросам своего ведомства) в муниципалитетах и планирует привлечь к сотрудничеству библиотеки.

Следующий корпус докладов освещал деятельность непосредственно Центров правовой информации, функционирующих на базе библиотек Санкт-Петербурга и регионов. Коллеги презентовали свой уникальный опыт, обсуждали возникающие сложности, делились разработанными и модернизированными формами взаимодействия с посетителями. Так, Н.В. Мартынова, зав. Библиотекой правовой и экономической информации ЦБС Московского района Санкт-Петербурга рассказала о проекте «Анатомия права» - «закрытые» встречи для молодежи (строго до 25 лет), на которых ребята разбираются с интересующими их вопросами (Правовые основы семьи и брака, Брачный договор и т.п.), а также о ежегодной конференции «Молодежь и право». Коллеги из Челябинской областной универсальной научной библиотеки в лице И.Н. Фадеевой продемонстрировали целый ряд различных проектов, среди которых полнотекстовая база данных по Официальным документам Челябинской области 1934-1990 гг. и музей Права, с чьей экспозицией можно ознакомиться в виртуальном формате. Отдел правовой и деловой информации Ставропольской краевой универсальной научной библиотеки имени М.Ю. Лермонтова (Е.И. Васильева) поделился итогами интенсивной сотрудничества с государственными структурами и экспериментами на поприще правового просвещения населения, в частности творческими театрализованными встречами на правовую тематику, организованными вместе с настоящими актёрами.

Все участники конференции на личном примере так или иначе затрагивали общие для Центров правовой информации направления работы – тематические выставки, информационные и обучающие мероприятия для молодёжи и пожилых людей, юридические консультации, аккумуляция документов в единые путеводители/базы, лекции и семинары с приглашенными специалистами в области юридических наук и пр. Кроме этого, в ходе мероприятия были представлены хотя и атипичные, но востребованные, остросоциальные варианты взаимодействия Центров правовой информации с населением. Проект «Точка опоры» Белгородской государственной универсальной научной библиотеки (С.А. Бодякова) призван оказать помощь беженцам, вынужденным переселенцев и мигрантам, став для них консультационно-информационным центром. В рамках проекта на базе Центра правовой информации организован доступ к КонсультантПлюс, проводятся бесплатные консультации юриста и психолога, читаются лекции по актуальным для аудитории проблемам. Другой пример –  социальный проект «Соучастие в судьбе» ЦПИ Великолукской центральной городской библиотеки имени М.И. Семевского (Г.А. Федорова), содействующий реабилитации детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Докладчик поделилась опытом сотрудничества с Себежским специальным учебно-воспитательным учреждением закрытого типа, в ходе которого помимо вопроса правового просвещения встала необходимость способствовать мягкой социализации осужденных.

Доклады заочных участников конференции будут опубликованы в электронном виде на сайте Центральной городской публичной библиотеки им. В.В. Маяковского. Сотрудниками ЦПИ РНБ, Н.А. Ляндзберг и К.А. Ренин, был подготовлен материал, посвященный проблематике кадрового потенциала и использования его для решения текущих и долгосрочных задач, внедрения новых подходов и технологий в работе центра на примерах проектов молодых сотрудников Центра правовой информации Российской Национальной библиотеки. С текстом доклада можно ознакомиться на сайте Центральной городской публичной библиотеке им. В.В. Маяковского в соответствующем разделе

На второй день организаторами был запланирован тематический семинар, суть которого заключалась в предоставлении сотрудникам центров правой и деловой информации возможности услышать представителей различных государственных структур.

В.Э. Ковальчук, представитель СФО, осветил целый ряд возможностей взаимодействия граждан с государством посредством цифровых технологи - расцвет публичных слушаний, электронные обращения, петиции – и отметил, что библиотеки помогают пользователям ориентироваться в этом многообразии современных форм коммуникации с властью.

Обучение населения правовой грамотности, в целом, является актуальной задачей. Об этом говорила и Е.А. Чернышова, начальник управления по работе с персоналом СПб ГКУ «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг». На базе МФЦ ведется работа с разными группами населения по специальным программа (обучение для пожилых людей, обучение молодежи) цифровой и правовой грамотности с целью не только дать представления о правах и перечне доступных к получению услуг, но и научить пользоваться государственными электронными ресурсами. Помимо указанных, важным оказался проект по поддержке молодым родителям, в рамках которого ведется информирование будущих мам о возможностях получения помощи и упрощения процесса получения некоторых услуг, заключаются договора с перинатальными центрами. Кроме этого, востребованным остаются проект «Жизненная ситуация», представляющий собой комплексы услуг для заявителя в конкретных обстоятельствах («Я – студент», «Я вернулся», «Я достиг серебряного возраста»). Естественно, обучение всех слоёв населения усилиями небольшой службы – процесс медлительной, поэтому сотрудники МФЦ практикую обучение цифровой грамотности специалистов общественных учреждений культуры, чтобы те в свою очередь смогли передавать навыки посетителям и совместными усилиями повышать общий уровень.

Проблематика цифровизации процессов оказания услуг государственными структурами оказалась сквозной темой для нескольких выступлений. Так, С.Л. Завьялова, председатель комиссии по делам молодежи Нотариальной палаты Санкт-Петербурга, рассказала об электронных сервисах нотариата. Были рассмотрены такие из них, как: Единая информационная системе нотариата, откуда берут информацию реестры и сервисы, активно используемые гражданами; Реестр уведомлений о залоге движимого имущества; Сервис проверки доверенности; Сервис поиска открытых наследственных дел; Проверка документов по QR-коду в целях убедиться в подлинности предоставляемого документа. Кроме того, докладчик осветила, как нотариусы используют достижения электронного формата взаимодействия с учетом специфики своей работы. Речь шла о новом нотариальном действии «дистанционные сделки», посредством которой стало возможным заключить сделку сторонам, пребывающим в разных субъектах РФ, и об удаленных действиях, не требующих вообще обращения к нотариусу лично (если не нужно устанавливать волеизъявление заявителя).

Завершался тематический семинар выступлением А.Е. Бирюкова, экономического советника АНО «Служба обеспечения деятельности финансового уполномоченного» (г. Санкт-Петербург). Спикер напомнил о том, что финансовый уполномоченный – независимое должностное лицо, рассматривающее спор между потребителем финансовых услуг и финансовой организации в досудебном порядке, который имеет право рассматривать дела вне зависимости от региона, где произошло правонарушение, и обладает властными полномочиями. Кроме того, спикер обозначил порядок обращения, которому необходимо следовать. Сначала потребитель до обращения к финансовому уполномоченному должен направить претензию в финансовую организацию, которая, по его мнению, нарушила права с целью установить факт спора и при возможности урегулировать конфликт. В случае, если спор не разрешен, потребитель обращается к финансовому уполномоченному.

С материалами финансового уполномоченного можно познакомиться в том числе и на сайте ЦПИ в разделе «Уголок финансовой грамотности».

Всероссийская практическая конференция «Библиотека XXI века – общедоступный центр деловой и социально значимой информации: опыт работы, проблемы, перспективы» продемонстрировала многообразие форм взаимодействия ЦПИ с разными группами населения, с некоммерческими и коммерческими структурами, многогранность работы сотрудников и разносторонность их проектов. Значимость ЦПИ на базах библиотек различных субъектов нашей страны, ставших за время существования программы связующим звеном между населением, органами власти, государственными и общественными организациями, подкрепляется востребованностью оказываемых услуг среди пользователей. ЦПИ –  эффективный механизм для информирования всех категорий населения, имеющий потенциал и перспективы развития.