В 2017 г. сотрудниками сектора восточных фондов Отдела рукописей РНБ издано 17 работ, в том числе 4 книги:
Альбом серии «Культурное наследие Узбекистана» полностью посвящен шедеврам книжного искусства XV–XVI вв., которые донесли до нас слова и чаяния великого узбекского поэта, государственного деятеля и мецената Алишера Навои (1441–1501). В издание включены разделы об истории РНБ, о жизненном пути и поэтическом творчестве Навои, об истории комплектования Отдела рукописей списками его сочинений и об их месте в искусстве книги. Две трети книги занимает иллюстрированный каталог, в который вошли подробные описания 15 манускриптов, воспроизведения образцов каллиграфии, всех миниатюр (с раскрытием их сюжетов), большинства орнаментированных страниц и художественных переплетов. Среди них – переписанные известнейшим гератским каллиграфом Султан-Али Машхади «Ранний диван» 1465–1466 г. и «Хамса» (Пятерица) 1492–1493 г., книги, украшенные миниатюрами Мавераннахра и Тебриза 1520х гг., а также золотые тисненые переплеты, изготовленные в Казвине в 1580х гг.
Завершает книгу именной указатель на трех языках. К изданию приложен CD с видеофильмом, подготовленным известным узбекским тележурналистом Шахнозой Ганиевой.
Презентация первых пяти альбомов серии состоялась 15 мая 2017 г. в Ташкенте в рамках международного конгресса «Культурное наследие Узбекистана – путь к диалогу между народами и странами».
Творчество персидско-таджикского поэта и ученого Абдуррахмана Джами (1414–1492), старшего современника и наставника Алишера Навои, представлено в Отделе рукописей РНБ семьюдесятью списками XV–XIX вв. Это – собрание сочинений (Куллийат), семь поэм «Хафт авранг» («Семь звезд Большой Медведицы») и отдельные поэмы, произведения художественной прозы и суфийские сочинения, а также грамматика арабского языка. Многие книги XV–XVI вв. исполнены известными каллиграфами (Шах-Махмуд Нишапури, Ахмад ал-Хусайни, Мир Куланги), украшены миниатюрами разных школ от туркменской 1460х гг. до казвинской и бухарской 1580х гг. Эти рукотворные шедевры поражают и орнаментальным убранством – фронтисписами, заставками, золотым декором разноцветных полей. Под стать им и переплеты – кожаные с золотым тиснением и лакированные с фигуративной живописью; среди них один датирован 1576 г.
Альбому, в котором представлены 18 списков сочинений Джами и который дает представление о сюжетах его поэм и об искусстве книги, предпосланы статьи о жизни и творческом наследии Джами, о его произведениях в книжном искусстве.
Материалы альбома представлены на сайте РНБ.
Четвертый выпуск каталога новых поступлений в Отдел рукописей Российской национальной библиотеки посвящен восточным фондам, которые за 2001–2005 гг. пополнились 232 единицами хранения: рукописными книгами (в основном на арабском и персидском языках), документами, изобразительными материалами и фотографиями, ксилографическим и печатным изданиями.
Мусульманские рукописные книги представляют собой цельный комплекс, состоящий по большей части из религиозных, учебных, юридических и литературных сочинений. Материалы других фондов, хотя и явно случайные, разрозненные приобретения, прекрасно отражают широкий круг книжных традиций стран и народов Востока.
В предисловии дается краткий обзор поступлений с точки зрения тематики, времени переписки, особенностей оформления и изложены принципы описания материалов.
Каталог снабжен системой указателей: 1) имен авторов и составителей, 2) названий, 3) имен переписчиков и владельцев (все три в порядке и арабского и кириллического алфавитов), 4) географический, 5) датированных рукописей, 6) тематический.
В конце каталога помещены более 20 цветных иллюстраций.
Книга подготовлена к изданию библиотекарем сектора восточных фондов Отдела рукописей РНБ Е. В. Гусаровой, ученицей Вячеслава Михайловича Платонова (1941–2012), известного востоковеда-африканиста, многолетнего сотрудника ОЛСАА РНБ и преподавателя кафедры африканистики Восточного факультета СПбГУ.
Монография Платонова, которая является результатом его многолетней исследовательской работы над материалами из собраний С.-Петербурга, посвящена эфиопской рукописной традиции и культуре с древнейших времен до начала XX в. Текст книги был представлен автором в машинописи еще в 1998 г., но не был опубликован. Хотя за прошедшие годы значение этого исследования не уменьшилось, однако появились новые работы, касающиеся данной тематики.
В задачу Гусаровой входило привести новые данные (в примечаниях), дополнить список литературы, составить указатели (именной, географический, эфиопских терминов). Помимо этого ею написаны вводная статья и биографический очерк, составлен конкорданс шифров эфиопских рукописей С.-Петербурга, подобраны иллюстрации.
В самом начале книги опубликовано краткое предисловие С. А. Французова; на цветной вкладке представлены более 50 иллюстраций из эфиопских рукописей РНБ и Института восточных рукописей РАН. На нижней обложке воспроизведен портрет В. М. Платонова, выполненный В. А. Аноповой.
Об эфиопских рукописях см. выставку на сайте РНБ.