13 июля 2016 г. состоялось открытие выставки «История кинематографа в рукописях Российской национальной библиотеки».
Кинематограф – искусство великих возможностей, но искусство весьма специфическое. Михаил Зощенко, будучи уже известным писателем, в 1936 г. обратился к кинодраматургии и признал: «Дело это – кино – оказывается весьма нелегкое. И выбрать тему для повести много легче, чем для сценария».
Экспозиция представляет кинематограф как процесс творческого взаимодействия специалистов разных профессий: режиссеров, актеров, сценаристов, композиторов, художников-постановщиков, художников-гримеров, монтажеров и организаторов кинопроизводства – продюсеров и директоров кинолент. Здесь можно увидеть литературные и режиссерские сценарии, рецензии на фильмы, нотные автографы, эскизы костюмов и декораций к фильмам, письма, воспоминания, многочисленные фотографии, а также экономические расчеты по производству кинолент и деятельности кино-организаций.
Материал выставки охватывает более семи десятилетий истории отечественного кино, начиная с 1913 г. Среди экспонатов – автографы режиссеров разных поколений: Всеволода Пудовкина, Владимира Гардина, Михаила Ромма и Ильи Авербаха, писателей Михаила Зощенко, Ивана Катаева, Виктора Некрасова.
Особый интерес вызывают музыкальные материалы, связанные с киноискусством. Они представлены в экспозиции подлинными нотными рукописями композиторов, чья музыка звучала в фильмах разных жанров: фильм-опера, фильм-балет, оперетта (музыкальный фильм), мультипликационный фильм. С конца 1950-х годов в СССР осуществлялся просветительский проект, призванный познакомить публику с великими достижениями отечественного оперного и балетного искусства. Основным средством его реализации стал кинематограф. Поэтому на выставке рукописи П. И. Чайковского (ариозо «Иоланты» из одноименной оперы) и А. К. Глазунова (балет «Раймонда») соседствуют с фотографиями актеров, оперных певцов и артистов балета, участвовавших в экранизациях музыкальной классики. Кроме того, здесь можно увидеть партитуру оперетты Н. М. Стрельникова «Холопка», которая легла в основу художественного фильма «Крепостная актриса». Любопытны подготовительные материалы к мультфильму «Почта», созданному в 1929 г. в версии немого кино и озвученному в 1930 г. Они включают нотную партитуру В. М. Дешевова, письмо режиссера М. М. Цехановского, адресованное композитору, и текст стихотворения С. Я. Маршака, размеченный для съемок.
Многие документы экспонируются впервые и до этого момента оставались неизвестными даже киноведам. Например, подготовленное еще в 1938 г. обоснование Владимира Гардина по организации театра киноактера при киностудии «Ленфильм» (пять лет спустя он был организован в Москве). Или документы из архива режиссера Ильи Авербаха – его режиссерская разработка сценария Н. Рязанцевой «Чужие письма» (1975) и сценарная разработка к фильму «Фантазии Фарятьева» (по пьесе А. Соколовой, 1978).
Особое место в экспозиции занимают материалы из архива писателя Виктора Некрасова, переданные из Франции его наследниками. Альбом с фотографиями посвящен фильму «Солдаты», снятому по сценарию В. Некрасова (и на основе его книги «В окопах Сталинграда») режиссером Александром Ивановым в 1956 г. на киностудии «Ленфильм», с Всеволодом Сафоновым и Иннокентием Смоктуновским в главных ролях. В витринах можно также увидеть рецензии и тексты выступлений «парижского периода» жизни писателя; они посвящены ведущим деятелям отечественного кино.
О необыкновенно популярных в 1980-е гг. фильмах: «Долги наши» (1977), «Два долгих гудка в тумане» (1980), «Деревенская история» (1981), «Портрет жены художника» (1981), «Женщина в белом» (1981), «Из жизни начальника уголовного розыска» (1983), – напоминают эскизы кино-плакатов, выполненные художником Е. А. Тищенко. Съемочный процесс отображают пейзажные зарисовки художника-постановщика киностудии «Ленфильм» (1959–1981) В. Н. Зачиняева, сделанные во время съемок фильмов «Весна на Заречной улице» (1956) и фильма-оперы «Князь Игорь» (1969).
Вернисаж открыла заместитель генерального директора РНБ Е. В. Тихонова. Авторы выставки – ведущие научные сотрудники Отдела рукописей Марина Юрьевна Любимова и Наталья Васильевна Рамазанова – провели экскурсию по новой экспозиции.