Модест Петрович Мусоргский – композитор, чье творчество остается востребованным и исполняемым. Его 180-летний юбилей совпал с годом театра в России, поэтому материалы М. П. Мусоргского, вошли в общую концепцию выставки, отражающую историю формирования и развития музыкального, в частности, оперного театра.
На выставке представлены документальные источники, демонстрирующие начальные элементы театрального искусства в Древней Руси: изображения скоморохов из древнерусских рукописей, зарисовки музыкальных инструментов, тексты исследований о них. В XVI–XVII вв. в России существовали и другие театрализованные представления. В частности, это были церковные действа, сопровождавшиеся пением: «летопровожение», посвященное началу нового года; «шествие на осляти» (вход Иисуса Христа в Иерусалим), осуществлявшееся в вербное воскресение; «пещное действо» – чин воспоминания о чудесном спасении трех отроков в огненной печи. На выставке можно увидеть рукописные источники, содержащие музыкальный материал для этих чинопоследований.
В экспозиции также демонстрируются рукописи, заключающие в себе зарубежные оперы XVIII – начала ХIХ в., впервые поставленные в России – Ф. Арайи, Д. Паизиелло, Д. Чимарозы, В. Мартина-и-Солера, А. Буальдьё. Отдельная витрина посвящена ранним русским операм Е. И. Фомина, Д. С. Бортнянского, А. А. Алябьева, А. Н. Верстовского, А. Н. Титова.
Новый путь развития русской музыки и театра, намеченный в творчестве М. И. Глинки, представлен на выставке отдельными произведениями, повлиявшими или перекликающимися с творчеством М. П. Мусоргского. Их сюжеты связаны с такими операми как «Жизнь за царя» М. И. Глинки, «Русалка» А. С. Даргомыжского, «Демон» А. Г. Рубинштейна, «Юдифь» А. Н. Серова, «Вильям Ратклиф» Ц. А. Кюи, «Псковитянка» Н. А. Римского-Корсакова, «Князь Игорь» А. П. Бородина. Сложный путь от замысла, подготовки спектаклей к их сценической постановке представлен в переписке. Сохранившиеся фотоснимки создают галерею фотопортретов главных героев, исполнителями которых в разное время были выдающиеся певцы – Ф. И. Стравинский, Ф. И. Шаляпин, Л. В. Собинов, А. Мазини. На выставке экспонируются воспоминания о первой постановке оперы «Жизнь за царя», составленные оперной певицей А. Я. Петровой-Воробьевой, впервые исполнившей партию Вани; статья А. Г. Рубинштейна по поводу сотого представления оперы «Демон».
Отдельный раздел выставки посвящен творчеству Мусоргского. Здесь представлены его письма, в которых он высказывает свои взгляды на русскую оперу, а также рукописи тех музыкальных сочинений, которые стали предтечей его оперных шедевров: песни, ранняя опера «Саламбо», фрагменты оперы на прозаический текст Н. В. Гоголя «Женитьба». Посетители выставки могут увидеть автографы вершинных оперных произведений Мусоргского – «Бориса Годунова» и «Хованщины», заглянуть в «творческую лабораторию» композитора. Здесь также представлены документы, свидетельствующие об интересе к операм Мусоргского и, шире, русской опере в XX веке. О распространении опер Мусоргского в России и за рубежом свидетельствуют письма и материалы М. Олениной-д’Альгейм, М. Кальвокоресси, документальные источники, связанные с парижской постановкой «Бориса Годунова» С. Дягилевым и с «жизнью» опер Мусоргского в советское время.
Выставка будет доступна для посетителей с 17 сентября до 20 октября 2019 г. Записаться на экскурсию можно по телефону 312-28-63