Ведущий научный сотрудник Отдела рукописей Н. В. Рамазанова приняла участие в работе Государственной экзаменационной комиссии в Санкт-Петербургской консерватории им. Н. А. Римского-Корсакова

10 и 22 июня 2021 г. ведущий научный сотрудник Отдела рукописей Наталья Васильевна Рамазанова приняла участие в работе Государственной экзаменационной комиссии по направлению подготовки 53.03.06 «Музыкознание и музыкально-прикладное искусство» (профиль «древнерусское певческое искусство») в Санкт-Петербургской государственной консерватории имени Н. А. Римского-Корсакова.

Выпускникам было необходимо сдать два Государственных экзамена:
1. Защитить  выпускные квалификационные  работы (дипломы).
2. Подготовить творческую программу  по дисциплине «Вокальный ансамбль».

Дипломные работы выпускников были разными не только по тематике, но и  подходам к материалу. Так, тема квалификационной работы Серафимы Кудрявцевой  «Иеротопия рая и музыкальная образность Недели сыропустной в древнерусской традиции» была рассмотрена в сопоставлении разных невменных нотаций (древнерусской и греческой). На уровне графики проанализирована музыкальная интерпретация текстов Студийской эпохи.  Подробно исследованы музыкальные тексты из чинопоследования Недели об Адамовом изгнании по рукописям Иерусалимской эпохи середины – конца XVII вв., где фрагменты, связанные с раем выделены с помощью широкого спектра музыкальных средств. Интересен также опыт исследования сакрального пространства, создаваемого сочетанием иконографии и музыкально-поэтических текстов.

Работа Дмитрия Гордейчука «Киноварные пометы «гораздо высоко» и «мало повыше с хохлом» в системе знаменной нотации (на материале рукописи РНБ, Сол. 277/286)» посвящена теме, по которой мнения исследователей принципиально расходятся. Ему удалось показать, что и те, и другие по-своему правы. Им выявлена особенность интонирования роспевов гласовых песнопений в третьем и пятом гласах, где эти пометы используются в разном значении. При этом, он отметил, что «в определенный период мастеропевцы стали отождествлять эти две пометы». А при анализе внегласовых песнопений как силлабического, так и мелизматического типа распева он обнаружил закономерность, согласно которой «выбор той или иной пометы зависит от направления движения распева и от тяготения к тому или иному устою». Следует подчеркнуть, что Гордейчук с успехом использовал в своей работе метод статистического анализа.

Исследование Маргариты Кролевой «Преображение духа: служба на перенесение мощей преподобных Зосимы и Савватия Соловецких в древнерусской певческой традиции» – посвящено рассмотрению указанного чинопоследования в контексте престольного праздника монастыря – Преображения Господня. Историографический обзор включает работы, посвященные происхождению топонимики (соль, соло), архитектуре, иконописи, житийным и музыкальным текстам, исследованиям рукописей. Ею привлечены, помимо нотированных, и ненотированные источники, в число которых  вошли и уставы Соловецкого монастыря. С точки зрения поэтики проанализированы тропари Преображению Господню и святым, где автору удалось обнаружить тесное взаимодействие «преображенской» световой семантики и аскетических мотивов. А стихиры на «Господи, воззвах» прп. Савватию и Зосиме, заимствованные из персональных чинопоследований на 27 сентября (Савватию) и 17 апреля (Зосиме) сопоставляются ею со славником «Петру и Иакову и Иоанну».

Госэкзамен по «Вокальному ансамблю» включил в себя три, подготовленные выпускниками, разные по содержанию, но связанные между собой программы. Все вместе они сложились в триптих, где каждая из программ, отразила библейскую и человеческую историю в неразрывной связи. Тематика Рая, отразившаяся «в древнерусских песнопениях и духовных стихах» и переданная в названии программы: «Раю мой, раю, прекрасный мой раю», подготовленной Серафимой Кудрявцевой, сменила программа Дмитрия Гордейчука: «От крещенья до венченья, от венченья до сконченья», заключающая в себе  «Песни и песнопения земного круга жизни человека». И, наконец, программа Маргариты Королевой «Песнопения и духовные стихи о Страшном Суде “Конец веку приближается”», завершила триптих.

Экзамен прошел в форме театрализованного концерта, в котором были представлены древнерусские роспевы, включающие в себя как монодию, так и многоголосие, духовные стихи, песенный фольклор и пение вопленицы (плакальщицы), создававшее скорбную атмосферу в связи с окончанием человеческой жизни.

Все выпускные квалификационные  работы, и концертные программы были высоко оценены государственной экзаменационной комиссией, а выпускники получили отличные оценки