Л. начинала свое образование в жен. классич. гимназии С. Н. Фишер в Москве, затем училась в 23-й сов. труд. школе Петрограда, к-рую окончила в 1923. Учиться музыке начала под руководством отца. В 1927, окончив техникум при Ленингр. консерватории по классу фортепиано, поступила на ист.-теорет. фак. Консерватории и в 1931 получила диплом музыковеда.
В 1931—33 Л. преподавала муз.-теорет. предметы в Татар. техникуме искусств в Казани, затем (в 1933) поступила в аспирантуру ЛО Гос. акад. искусствознания (ГАИС), откуда перешла в Ленингр. консерваторию, в связи с переводом туда музыковедч. секции. Здесь же, в Консерватории, с 1938 по 1940 заведовала Рукоп. отд.
После смерти муз. хранителя ОР ПБ А. Н. Римского-Корсакова (см. т. 2), И. А. Бычков (см. т. 1), возглавлявший Отд. в то время, пригласил Л. для работы по описанию муз. рукоп. 16 авг. 1940 зачислена в штат Б-ки на должность гл. б-ря. В этой должности и должности гл. библиографа она работала в течение 23 лет до своего выхода на пенсию в 1963. В 1949 ей предложено было совместить работу в ОР с зав. Нот. отд. ПБ. Проработав там несколько месяцев, в янв. 1950 она возвратилась в штат Рукоп. отд. (оставаясь чл. науч.-метод. совета Отд. нот), мотивируя это тем, что «тяготится организационной работой».
В годы войны Л. сопровождала рукоп. материалы в эвакуацию в Мелекесс. Там, как и др. сотр., занималась вскрытием для проверки ящиков с рукоп., заготовкой дров, несла ноч. дежурства.
Вместе с реэвакуиров. фондами в 1945 Л. вернулась в Ленинград, в 1946 защитила дис. на соискание уч. степени канд. искусствоведения. Темой ее иссл. было «Творческое наследие М. А. Балакирева». В 1951 утверждена в уч. звании ст. науч. сотр.
Помимо работы в Б-ке Л. принимала участие в муз.-обществ. жизни. По ее инициативе при Упр. культуры Ленгорисполкома была создана секция муз. б-к Межведомств. библ. совета. В 1960—63 состояла чл. бюро этой секции. Как чл. ЛО Союза сов. композиторов (принята 17 нояб. 1961) вела большую работу в источниковедч. секции: составляла Обращение к I учредит. съезду композиторов Российской Федерации «Состояние музыкально-библиотечного дела», в 1960—61 готовила докл. «О музыкально-библиографической, нотографической и источниковедческой работе в библиотеках и научных учреждениях Ленинграда», принимала участие в подгот. кол. ст. «Состояние музыкального источниковедения и библиографии».
Работа Л. в ОР ПБ заключалась прежде всего в описании муз. материалов. Именно она унифицировала описания, сформулировала осн. положения, связ. со спецификой этого вида рукоп., составив «Инструкцию по каталогизации нотных рукописей» (впервые опубл. в 1963, затем вошла в «Сборник инструкций по описанию рукописных материалов фондов личного происхождения XVIII—XX вв.» (Л., 1979)). Положения этой инструкции вырабатывались большим практ. опытом в процессе работы над фондами, вкл. сотни и тыс. ед. хр. Ею были обработаны фонды композиторов А. К. Глазунова, Ц. А. Кюи, М. А. Балакирева, С. М. Ляпунова, А. К. Лядова, музыковеда, ред. «Рус. муз. газ.» Н. Ф. Финдейзена и др., начата работа над арх. дир. Рус. муз. о-ва М. М. Курбанова, А. Н. Римского-Корсакова и его жены, композитора Ю. Л. Вейсберг.
Л. постоянно пополняла муз. материалы Отд. Во время ее работы принято на хранение ок. 30 фондов, не считая отд. поступлений. В числе фондообразователей столь значимые для рус. муз. культуры имена, как М. А. Балакирев, С. М. Ляпунов, значит. часть материалов к-рых передала в Б-ку сама Л. Она содействовала получению фондов Н. Ф. Финдейзена, И. О. Дунаевского, Н. М. Мясковского, ей передал рукоп. своих поздних соч. («Золушка», «Обручение в монастыре») С. С. Прокофьев и т. д.
Л. не только принимала на хранение и описывала рукоп.; описания, над к-рыми она работала, стали основой каталогов, представляющих возможности для знакомства с рукоп. и их источниковедч. иссл. широкому кругу музыковедов, занимающихся изучением и публ. произв. рус. композиторов. Не ограничиваясь только рукоп., Л. составляла справ., включавшие в себя сведения об изд. этих произв., стремясь к созданию справ. лит., охватывающей весь круг существующих источ. Она подготовила и опубликовала «Каталог рукописей М. И. Глинки» (1950), а несколько лет спустя «Каталог-справочник произведений М. И. Глинки» (1958). В 1960 в ПБ издан ее труд в трех вып. «Творческое наследие М. А. Балакирева: Каталог произведений», где «описаны все произведения М. А. Балакирева, как изданные, так и неизданные», сюда «включены прижизненные и посмертные издания <…> и все его рукописи (оконченные и неоконченные)».
Л. сама занималась источниковедч. и текстол. работой, готовя к изданию творч. рукоп. музыкантов, их лит. произв., эпистолярное наследие. С 1949 начала печататься в журн. «Сов. музыка», где поместила ряд ст. и публ. Как исследователь, она отдавала предпочтение М. И. Глинке, М. А. Балакиреву и С. М. Ляпунову, хотя к такому отбору пришла не сразу. Первая ее науч. работа, к-рая готовилась как дис., была посвящена муз. критику, писателю, журналисту, востоковеду О. И. Сенковскому. Авторизов. машинопис. копия этой работы «"Библиотека для чтения" и О. И. Сенковский в истории развития русской музыкально-критической мысли» хранится в ОР РНБ. Затем Л. занялась иссл. крит. деятельности В. Ф. Одоевского (см. т. 1). Однако и эта работа не была завершена.
Вполне закономерным являлось обращение Л. к творч. наследию М. И. Глинки, т. к. собр. материалов этого композитора «среди музыкальных коллекций Отдела <…> по праву занимает одно из первых мест». Л. была наследницей двух выдающихся музыкантов — своего отца — С. М. Ляпунова и его близкого друга — М. А. Балакирева — не только в плане материальном (у нее сохранились их кн. и рукоп., к-рые были переданы ею в дар ПБ), она унаследовала и их муз. интересы, посвятив свою жизнь изучению и публ. их богатейшего наследства.
Кат. рукоп. и изд., письма и док., опубл. Л., позволили заполнить лакуны, существовавшие в отеч. музыкознании, познакомить с неизд. ранее материалами изв. рус. музыкантов.
Награждена медалью «За доблестный труд в Великой Отеч. войне 1941—1945».
Похоронена на Северном кладб. в Петербурге.
Соч.: Рукописи М. И. Глинки: Каталог. Л., 1950; Из заметок В. В. Стасова о М. И. Глинке // М. И. Глинка: Иссл., материалы. Л.; М., 1950; Михаил Иванович Глинка. Литературное наследие. Т. 1. Автобиография и творческие материалы. Л.; М., 1952 (текстол. подгот.); То же. Т. 2. Письма и документы. М., 1953 (текстол. подгот., коммент.-очерки, указ.); Рукописные источники оперы М. И. Глинки «Иван Сусанин» // Сб. 2 / ГПБ. 1954; Опись архива М. И. Глинки // Там же; Рукописное наследие А. К. Глазунова // Сб. 3 / ГПБ. 1955; Каталог-справочник произведений М. И. Глинки: Изд. 1917—1954 гг. Л., 1958; Переписка М. А. Балакирева с нотоиздательством П. Юргенсона. М., 1958 (сост., публ. и коммент. с В. А. Киселевой); Творческое наследие М. А. Балакирева: Каталог произв. Л., 1960. Вып. 1—3; Из истории творческих связей М. А. Балакирева и С. М. Ляпунова // Милий Алексеевич Балакирев: Иссл. и статьи. Л., 1961; Молодые годы Балакирева // Милий Алексеевич Балакирев: Восп. и письма. Л., 1962 (совм. с С. М. Ляпуновым); Письма к В. М. Жемчужникову // Там же (публ.); С. Н. Лалаева: Восп. // Там же (публ.); Ляпунов С. М. Русские народные песни: Для голоса в сопровождении фортепиано. М., 1963 (вступ. ст.); Римский-Корсаков Н. А. Полн. собр. соч. Т. 5. Литературные произведения и переписка. М., 1963 (подгот.); То же. Т. 7. Литературные произведения и переписка. М., 1970 (совм. с Э. Э. Язовицкой); Балакирев М. А., Стасов В. В. Переписка. М., 1970—71. Т. 1—2 (ред.-сост., авт. вступ. ст. и коммент.); О некоторых проблемах музыкального источниковедения // Сов. музыка. 1971. № 3; Глинка М. И. Литературные произведения и переписка. М., 1973 (подгот.).
Справ.: Муз. энц.; Энц. муз. слов.; Бернандт Г. Б., Ямпольский И. М.; Бернандт Г. Б., Ямпольский И. М. Советские композиторы и музыковеды: Справ.: В 3 т. М., 1981. Т. 2.
Лит.: Рамазанова Н. В. А. С. Ляпунова — хранитель и исследователь музыкальных рукописей // Петербургский музыкальный архив. СПб., 1999. Вып. 3.
Некр.: Сов. музыка. 1973. № 6.
Арх.: ОР РНБ. Ф. 1141; Ф. 451; Арх. РНБ. Ф. 10/1 (1949, 1963).
Иконогр.: Рамазанова Н. В. Указ. соч.
Н. В. Рамазанова