Родилась в многодет. евр. семье крестьянина-колониста. После тяжелой болезни и гибели отца в 1921 семья дошла до крайних пределов нищеты. Две старшие сестры ушли в Мариуполь, а четверо младших, в т. ч. и Е. остались беспризорными. Нек-рое время жила подаянием. Была прикреплена сельсоветом к богатым семьям для бесплат. питания. Работала нянькой, пряхой, на с.-х. работах. В 1924 ее приютила учител. семья из с. Преславы, и девочка начала учиться. В след. году вернулась в Ногайск, где стала заниматься в школе. В 1927 комсомол. ячейкой направлена на учебу в пед. техникум в Новочеркасске. После окончания техникума (1930) работала учительницей в школе 1-й ступени с. Джаба Джанкойского р-на в Крыму, затем была переведена в с. Воронцовка в Армении, где преподавала рус. яз. и обществоведение в старших кл. Одновременно активно участвовала в обществ. жизни.
В 1932 переехала в Ростов-на-Дону, а затем в Ленинград, где преподавала историю в школе при Акад. капелле. Летом 1932 по направлению Смольнин. райкома ВЛКСМ поступила на ист. фак. ЛГУ. Особый интерес проявляла к истории сред. веков. О. А. Добиаш-Рождественская (см. т. 2) привлекла ее для занятий с западноевроп. средневековыми рукоп. Она же ходатайствовала о приеме Е. на службу в Рукоп. отд-ние ПБ, отмечая ее подгот. (фр. и нем. яз. и латынь; знание основ зап. палеографии, дипломатики, ист. хронологии и ист. географии), и то немаловажное обстоятельство, что «будучи активным членом комсомола и хорошей, живой общественной работницей, т. е. и в общественном отношении представляется крайне желательным сотрудником Отделения». В янв. 1937, будучи студенткой 5-го курса Е. зачислена на должность б-ря 1-го р. на половину рабочего дня в зап. сектор Рукоп. отд-ния на работу по обработке старофр. рукоп. После окончания ею ун-та Б-ка ходатайствовала перед ЛГУ и Наркомпросом о том, чтобы Е. была оставлена в Б-ке. «Необходимость обеспечения смены на этом важном участке Библиотеки, где сосредоточены самые богатые в СССР собрания рукописных материалов, требующих для успешной работы сотрудников совсем особой и пока редко встречающейся у нас квалификации, уже в течение ряда лет была предметом серьезных забот ГПБ. Подходящий для этого кандидат в лице Е. был найден лишь после немалых трудов. Сейчас уже проведена Библиотекой значительная работа по подготовке ее к деятельности ученого хранителя». Е. была оставлена в Б-ке и 1 февр. 1938 зачислена в аспирантуру ПБ по отд-нию западноевроп. рукоп. (науч. руководитель О. А. Добиаш-Рождественская). Однако из-за тяжелой болезни Добиаш-Рождественской специализация была изменена сначала на инкунабулы, а затем на ист. кн. Науч. руководителем по специальности «Книга XV и XVI вв.» стал В. С. Люблинский (см. т. 2), а консультантами — И. М. Гревс (по авторам Средневековья и Возрождения) и Н. П. Киселев (по палеотипам и редкой старин. книге). В 1939 была утверждена тема дис. Е.— «Французская публицистическая литература начала XVII века, как источник по истории Франции того времени (по фондам ГПБ)» (науч. руководитель А. Д. Люблинская (см. т. 2)). 28 февр. 1941 Е. окончила аспирантуру и 15 марта зачислена в ОФО на должность б-ря 1-го р. на половину рабочего дня, продолжая работать над дис.
После нач. войны, 3 июля 1941 направлена педагогом в дет. дом ПБ в Малую Вишеру. Через месяц подала заявление об уходе в связи с отъездом из города и уволена 16 авг. Вместе с маленькими племянниками она отправилась в эвакуацию в г. Чкалов, но затем решила поехать в Кисловодск, где жили ее родственники. После оккупации Кисловодска начались акции по уничтожению евреев, и две ее сестры с детьми и один из племянников, с к-рыми она эвакуировалась, были расстреляны. В кон. войны попала в Сталинабад, где стала преподавать в школе.
Арх.: Арх. РНБ. Ф. 10/1; Ф. 10/2; Арх. СПб ИИ РАН. Западноевроп. секция. Ф. 13.
Иконогр.: Арх. РНБ. Ф. 10/1.
Л. Б. Вольфцун