РНБ Российская национальная библиотека

Сотрудники РНБ — деятели науки и культуры

Биографический словарь, т. 1-4 (электронная версия)

 

Антарова Конкордия (Кора) Евгеньевна

Антарова Конкордия (Кора) Евгеньевна

(13.04.1886, Варшава [по др. источникам (ошибочно) — Петербург] — 6.02.1959, Москва), певица, педагог, литератор, заслуженная артистка РСФСР, в ПБ 1931—32.

Отец — чиновник М-ва нар. просвещения, мать — двоюрод. сестра народовольца А. В. Тыркова, состояла в родстве с С. Л. Перовской. По окончании гимназии (1901) А. поступила на ист.-филол. фак. Высших жен. курсов (окончила в 1904). В 1907 окончила Петерб. консерваторию (по классу И. П. Прянишникова). В 1901—02 выступала на сцене Нар. дома. В 1907—08 — солистка Мариинского театра. В 1908 А. была принята в труппу Большого театра, где проработала (с перерывом 1930—32) до 1936. В 1908—12 была участником Кружка любителей рус. музыки. В 1919—17 выступала как камерная певица. На сцене Большого театра пела в “Пиковой даме” (Графиня), “Иване Сусанине” (Ваня), “Руслане и Людмиле” (Ратмир), “Русалке” (Княгиня), “Евгении Онегине” (Ольга) и др. В 1933 удостоена звания заслуж. артистки РСФСР.

После ухода со сцены занималась пед. деятельностью. Во время войны жила в Москве, писала трехтом. теософ. роман “Две жизни”. Кроме изв. “Бесед К. С. Станиславского” (1939), А. принадлежит также запись бесед с В. И. Качаловым. В 1946 ею был организован при ВТО Кабинет К. С. Станиславского.

Существуют три версии о том, где была А. в 1930—32 — в труппе 2-го Гос. акад. театра оперы и балета (Москва) (А. М. Пружанский), Кировского театра (Муз. энц.), в лагере (после расстрела мужа; возвращена на сцену Большого театра по приказу И. В. Сталина) (“Две жизни”, ст. М. С. Стриженовой). В действительности 25 дек. 1930 А. по лич. просьбе “освободилась от службы” в Большом театре и 25 нояб. 1931 поступила в ПБ бибтехн. сотр. Сектора хранения. 1 янв. 1932 переведена на должность пом. б-ря. Распоряжением по ПБ от 8 июля 1932 А. была уволена “согласно заявления” с 1 июля 1932.

Похоронена на Новодевичьем кладб. в Москве.

Соч.: Беседы К. С. Станиславского в Студии Большого театра в 1918—1922 гг. М.; Л., 1939; Моя работа над ролью Графини в “Пиковой даме” // Чайковский и театр: Ст. и материалы. М.; Л., 1940; Из записей репетиций К. С. Станиславского // Театр. 1951. № 5; Памяти чудесного певца // Василий Родионович Петров: Сб. ст. и материалов. М., 1953; Искусство, одухотворенное человечностью // Антонина Васильевна Нежданова: Материалы и исследования. М., 1967; Две жизни. М., 1993—94. Ч. 1—3 (2-е изд., испр. 1995).

Справ.: БСЭ. 2-е изд.; Театр. энц.; Муз. энц.; Бернандт Г. Б., Ямпольский И. М.; Пружанский А. М. Отечественные певцы, 1750—1917: Слов. М., 1991.

Лит.: Бугославский С. А. Концерт К. Е. Антаровой // Зрелища. 1921. № 26; Он же. Антарова // Там же. 1923. № 35; Грошева Е. А. Обновленная классика // Сов. музыка. 1976. № 3; Грошева Е. А. Большой театр Союза ССР. М., 1978; Стриженова М. С. К. Е. Антарова // Антарова К. Е. Две жизни. Ч. 3, кн. 2; Тюляев С. И. Из воспоминаний // Там же.

Некр.: Сов. культура. 1959. 10 февр.

Арх.: Арх. РНБ. Ф. 10/5; ОР РНБ. Ф. 173, оп. 1, д. 329, оп. 2, № 265.

Иконогр.: Антарова К. Е. Две жизни.

М. Д. Эльзон