Родился в семье сел. учителя. Окончил винниц. реал. уч-ще и в 1913 поступил в Киев. ун-т на ист.-филол. фак. Участвовал в студ. движении, подвергался аресту. В 1918 окончил ун-т по отд-нию философии со специализацией по психологии. В 1917 состоял в партии эсеров, вышел из нее, а в 1921—22 был чл. РКП(б), откуда выбыл «по семейным обстоятельствам».
По окончании ун-та был оставлен при нем для подгот. к проф. деятельности. Одновременно в должности ассист. начал преподавать во Фребелевском ин-те, вскоре влившемся в Ин-т нар. образования, организов. на базе преобразов. Киев. ун-та, где преподавал курс психологии детства, а затем общей психологии. В 1924 получил предложение занять каф. психологии и педологии Горского пед. ин-та (Владикавказ), где и работал до 1930. Кроме курсов психологии и педагогики читал курс науч. орг-ции труда. Здесь в 1925 Ч. организовал кабинет педологии, к-рый он возглавил и одним из ассист. к-рого стал изв. впоследствии психолог, зав. каф. психологии ЛГУ Б. Г. Ананьев. Кабинет осуществлял эксперимент. рефлексол. и реактол. иссл., проводил массовые обследования учащейся молодежи Осетии и Ингушетии, с 1927 кабинет начал изд. под ред. Ч. сб. «Вопросы науки о поведении ребенка и взрослого»; в 1927—29 вышло 3 вып. Ч. был пред. гор. бюро Секции науч. работников Владикавказа, чл. правления Сев.-Кавказ. бюро Секции.
В 1929 Ч. получил приглашение от Ин-та изучения мозга им. В. М. Бехтерева и в 1930 переехал в Ленинград, где занял должность ст. науч. сотр. сектора психологии ин-та. Занимался методологией рефлексол. эксперимента, а затем психологией искусства, заведовал в 1933—34 лабораторией психологии искусства. В 1934—35 работы по психологии искусства проводил в Ленингр. акад. театре драмы им. А. С. Пушкина, где, в частности, занимался изучением взглядов В. Р. Гардина на исполнит. искусство, консультировал его. В 1935 в связи с изменением тематики ин-та и ликвидацией лаборатории уволился из ин-та, нек-рое время работал зав. учеб. частью и педологом в дет. колонии, в 1936 зачислен ст. науч. сотр. лаборатории зрит. восприятий Акад. художеств, заведовал этой лабораторией. В сент. 1938 уволился из Акад. по собств. желанию.
С нач. 1937 Ч. работал в ПБ по договору, в июле договор был пролонгирован до кон. года, а затем — до марта 1938. Работал в ОФО, занимался изучением читателей.
По увольнении из Б-ки продолжал заниматься психологией и педагогикой в разл. учреждениях. В 1939-41 преподавал в шк. №5 в Петергофе. С нач. Великой Отеч. войны занимался подпол. агитац. деятельностью в тылу фашистов. Казнен гитлеровцами 11 февр. 1943.
Похоронен в брат. могиле в Гдове Псков. обл.
Соч.: Элементы детского воображения // Путь просвещения. Киев, 1922. № 3; Развитие и значение детского воображения // Там же. № 5; Объяснительная записка к программе преподавания обществоведения // Опыт применения комплексного метода: Сб. Киев, 1923; Обществоведение в советской школе: Метод. заметки. Киев, 1924; К вопросу о взглядах и интересах современной учащейся молодежи // Изв. Горского пед. ин-та. 1926. Т. 3; Изучение поведения путем хватательного рефлекса // Вопросы науки и поведения ребенка и взрослого. Владикавказ, 1927. Вып. 1; Строение тела и моторика // Там же; Рефлексологические типы // Там же. 1928. Вып. 2; Процессы возбуждения и торможения в юношеском возрасте // Там же; К изучению хватательного рефлекса // Там же (совм. с Б. Г. Ананьевым); Методы рефлексологического исследования: (Опыт сравнит. оценки). Владикавказ, 1928; Упрощенная методика рефлексологического исследования (без аппаратуры). Владикавказ, 1928; Психология или рефлексология // Под знаменем марксизма. 1928. № 7/8; Предмет и метод науки о поведении // Вопросы науки о поведении ребенка и взрослого. 1929. Вып. 3; Марксизм и эклектизм в науке о поведении // Там же; Метод хватательных рефлексов. Владикавказ, 1930; Методика науки о поведении. Владикавказ, 1930; Конструктивно-техническая деятельность учащихся средней школы // Конструктивно-техническая деятельность. Л., 1935.
Лит.: Науч. работники СССР; Науч. раб. Л-да; Ананьев Б. Кабинет педологии Горского педагогического института в 1927 г.
// Вопросы науки о поведении ребенка и взрослого. 1927. Вып. 1.
Арх.: Арх. РНБ. Ф. 10/1; Пр. и расп. 1937—38; ОР РНБ. Ф. 173, оп. 1, д. 185, 186; оп. 2, д. 360, 397; Ф. 685, д. 689; Арх. Акад. художеств. Л. д.
Иконогр.: Арх. Акад. художеств. Л. д.; Лич. арх. семьи Черановских.
Л. А. Шилов