Из рабочей семьи. Муж Ю. П. Нюкши. В 1918 работал б-рем в 21-м Сов. полку, давал уроки грамоты в Киев. полку связи. В 1920 при райкоме комсомола г. Фастова организовал школу и преподавал в ней. Позже стал заниматься полит.-просвет. деятельностью среди молодежи и красноармейцев губернии. В 1921—25 преподавал соц.-экон. предметы в политшколе ЧК (ГПУ), в 1925—27 — в Киев. инж.-мелиоратив. и Межигор. худож.-керам. техникумах.
Параллельно Р.-З. учился на фак. права Киев. ин-та нар. хоз-ва (1924—28), на втором курсе увлекся историей филос. мысли, проявил интерес к кит., а позже япон. философии. Чтобы читать в подлиннике вост. филос. тексты стал самостоятельно заниматься древ. и совр. кит. яз., получая учеб. пособия из Дальневост. ун-та. Окончил ин-т в 1928. В 1929—30 читал лекции по диамату и философии студентам и аспирантам Киев. с.-х. и Киев. кооп. ин-тов в кач-ве проф. и одновременно заведовал Всеукр. одногодич. курсами хоз. кадров Укрколхозсоюза.
В 1930 Р.-З. направлен на учебу в Моск. ин-т востоковедения им. Н. Нариманова. Сдав экзамены, был зачислен в аспирантуру при япон. каф. Через год, в сент. 1931, откомандирован в Ленинград, в ИВ АН СССР для поступления в аспирантуру этого ин-та. Вторично выдержав экзамены, 1 окт. 1931 зачислен аспирантом при япон.-кор. кабинете. Под руководством Н. И. Конрада и Н. А. Невского изучал вост. яз., конфуц., чжусиан. и неоконфуц. трактаты, читал лекции по диамату на каф. философии АН СССР и работал над дис. В 1936 окончил аспирантуру, 4 дек. защитил дис. «Учение Конфуция в современной японской философии» на уч. степень канд. филос. наук. Зачислен в штат Ин-та востоковедения на должность ст. науч. сотр. В 1937 впервые на Вост. фак. ЛГУ Р.-З. читал курс лекций по истории кит. и япон. философии. В 1938 на Всесоюз. конкурсе работ молодых ученых был удостоен первой премии за ст. «Образцы фашистской модификации конфуцианства». В послед. гг. Р.-З. работал над проблемой «философии японизма». Публиковались его ст. и иссл., посв. япон. мыслителям Ито Дзинсай и Камадо Рюо, вызвавшие интерес в Японии и Америке.
В 1940 Р.-З. делает первые шаги на библ. поприще. 10 марта 1940 зачислен в ПБ пом. б-ря в спецотд. по совместит.; 1 апр. переведен на должность гл. б-ря. Отчислен 16 авг. 1941 в связи с ухудшением здоровья и переводом на инвалидность 2-й группы.
С нач. войны, в 1941 Р.-З. с частью сотр. Ин-та востоковедения был эвакуирован в Ташкент. С 21 нояб. 1942 по 15 авг. 1943 и. о. зав. япон.-кор. кабинетом, одновременно являлся науч. сотр. Узб. фил. АН СССР, читал курс философии аспирантам Узб. фил. Ин-та востоковедения. В эти годы Р.-З. работал над темой «Идеология японского империализма», занимался иссл. творчества Накаэ Тёмина (1847—1901) и готовил к защите дис. на степень д-ра ист. наук «История материалистических идей в Японии в XVII—XIX вв.». Защита состоялась в Ташкенте в Среднеазиат. ун-те 4 июля 1942.
В 1945 вместе с Ин-том востоковедения возвратился в Ленинград.
С 18 июня 1945 по 10 июня 1946 работал по совместит. в ПБ на должности ст. библиографа в ОФО и ОСХ, занимался просмотром по содерж. лит. на вост. яз., консультировал сотр., обрабатывал новые поступления. 10 июня 1946 уволен как совместитель.
В 1946—48 Р.-З. возобновил чтение лекций по кит. и япон. философии на вост. фак. ЛГУ. 11 янв. 1947 ему присвоено уч. звание проф. В марте того же года вышел из печати его фундамент. труд «Конфуцианство и его распространение в Японии», закончена работа «Японский буддизм. (Буддийские учения в Японии V—XIX вв.)». С 16 марта по 18 мая 1948 временно по совместит. работал в ПБ ст. б-рем. В 1949 была издана кн. «Материалистическая философия Накаэ Тёмина» — результат его иссл. в обл. истории материалист. идей в Японии.
19 февр. 1949 Р.-З. принят в ПБ на врем. работу гл. б-рем в ОФО и ОСХ. 19 окт. 1950 переведен в штат ст. ред. ОК; часть рабочего времени посвящалась работе в ОНЛ, Отд. рукоп., Отд. каталогизации. Для Отд. рукоп. им были сделаны описания 55 ед. хранения яп. рукоп. и ксилографов, составлена картотека «Японские рукописи и ксилографы. Японская новая серия». 3 апр. 1951 переведен в Отд. систематизации и предметизации гл. б-рем. С 16 авг. 1951 работал в ОНЛ. В отд., где ему пришлось работать, он каталогизировал сам и помогал обрабатывать и систематизировать вост. кн., давал консультации по вопросам культуры, истории, философии стран Дальнего Востока.
После структур. реорг-ции ОНЛ из его фондов была выделена лит. на яз. заруб. Востока и образован самостоят. Отд. лит. на яз. заруб. Востока, первым зав. к-рого 31 окт. 1952 был назначен Р.-З. Помимо непосредств. обязанностей зав. отд., он выполнял работы рядового б-ря, инвентаризировал и каталогизировал яп. кн. Уволился из Б-ки 12 сент. 1956 по собств. желанию в связи с переходом на пост. работу в сектор филос. и социол. мысли народов Востока Ин-та философии АН СССР. В эти годы работал над иссл. материалист. и атеист. концепций в яп. философии, писал предисл. и ст. по философии Японии для «Философской энциклопедии», консультировал аспирантов и преп., делал пер. сер. «Современные японские мыслители». В 1972 опубликовал работу «Из истории материалистических идей в Японии в XVII — первой половине XIX в.», к-рая была переведена на яп. яз. и вышла в Японии двумя изд. (1979, 1980). Мн. из его работ были также переведены на яп. яз. Он авт. б. 50 работ. В послед. гг. жизни Р.-З. изучал религ.-филос. построения яп. буддизма.
Награжден медалью «За доблестный труд в Великой Отеч. войне 1941—1945».
Похоронен на кладб. в Колпино под Петербургом.
Соч.: О так называемой «философии японизма» // За большевистскую науку. Л., 1937; Фальсификация истории японской философии японским фашизмом // Юбилейный сб. ЛГУ. Л., 1939; Материалистическая философия Ито Дзинсай (1627—1705) // Сов. востоковедение. М.; Л., 1941. Т. 2; Материалистические идеи в Японии; Конфуцианство // Рабочая хроника Института востоковедения АН СССР: За 1-е полугодие 1944 г. Ташкент, 1944. № 2; «Рэкидзо синсё» // Там же. № 2; Философская терминология в «Dictionarium latinolustianicum ac japonicum» // Сов. востоковедение. М.; Л., 1945. Т. 3; Конфуцианство и его распространение в Японии. М.; Л., 1947; «Японизм» — философия японского империализма // Филос. зап. 1948. Т. 2; Материалистическая философия Накаэ Тёмина (1841—1901) // Сов. востоковедение. М., 1949. Т. 6; Дай Чжэнь (1723—1777) — выдающийся китайский просветитель // Вопр. философии. 1954. № 4; Великий китайский атеист Фань Чжэнь (ок. 450—515) // Ежегодник Музея истории религии и атеизма. М.; Л., 1957. № 1; Япония: философия // БСЭ. 2-е изд. 1957. Т. 49; Японская философия (XVII—XVIII) // История философии. М., 1957. Т. 1; Япония // Там же. Т. 2; Современные японские мыслители. М., 1958 (вступ. ст.); Философская и социологическая мысль в Японии в период домонополистического капитализма и начала его перерастания в империалистическую стадию (последняя треть XIX в.) // История философии. М., 1959. Т. 4; Философия Японии эпохи империализма (до конца первой мировой войны) // Там же. 1961. Т. 5 (совм. с Л. А. Часовитиной); Амэномори Хосю (Адзума) (1668—1755); Андо Сёэки (XVIII в.); Араи Хакуга (Юто) (1715—92); Араи Хакусэки (Кимиёси) (1657—1725); Дадзай Сюндай (Дзюн) (1680—1747) // ФЭ. Т. 1; Догэн (1200—53); Ито Дзинсай (Гэнсукэ) (1627—1705) // Там же. Т. 2; Каваками Хадзимэ (1879—1946); Котоку Дэндзиро (Сюсуй) (1871—1911) // Там же. Т. 3; Андо Сёэки — философ-материалист XVIII века. М., 1961; Из истории материалистических идей в Японии в XVII — первой половине XIX в. М., 1972.
Справ.: ФЭ; Милибанд. 1975; 1995.
Лит.: Азиатский музей — Ленинградское отделение Института востоковедения АН СССР. М., 1972.
Некр.: Народы Азии и Африки. 1988. № 4.
Арх.: ОР РНБ. Лич. ф. Р—3; Арх. РНБ. Ф. 10/1 (1948, 1956); Ф. 10/2.
Иконогр.: Арх. РНБ. Ф. 10/1 (1948).
В. В. Бакалюк