Из дворян. Старший сын композитора Н. А. Римского-Корсакова. По окончании гимназии К. Мая в Петербурге в 1897 поступил на ист.-филол. фак. Петерб. ун-та, но из-за студ. волнений осенью 1899 (в к-рых сам участвовал) перешел в Страсбург. ун-т. В 1903 окончил филос. фак. Страсбург. ун-та, в к-ром выдержал докт. экзамен и защитил дис. "Herbart's Ontologie, eine kritische Darstellung". Она была издана в том же году в Петербурге и явилась первой печат. работой Р.-К. Наставником Р.-К. в Страсбург. ун-те был нем. философ-неокантианец В. Виндельбандт. В Страсбурге Р.-К. познакомился и сблизился и с др. изв. философами — Г. Когеном и будущим лауреатом Нобелевской премии мира А. Швейцером.
По возвращении в Россию в 1903 тяжело заболел и до 1906 вынужден был отказаться от всякой работы. С 1906 по 1912 преподавал логику, психологию, историю педагогики и философии в ст. классах петерб. гимназий (7-й, 12-й и др.). С 1912 началась муз.-критич. и музыковедч. работа. Р.-К. заведовал муз. отд. газ. "Рус. молва", выступал с муз.-критич. ст. в журн. "Сев. записки", "Рус. мысль", "Апполон", "Муз. летопись", "Книга". С 1915 по 1918 издавал и редактировал журн. "Муз. современник", при ред. к-рого организовал ряд выст. и концертов. К 1906—11 относится период сближения и дружбы Р.-К. с И. Ф. Стравинским. Р.-К.— авт. первых в России публ. о балетах Стравинского. Именно ему композитор посвятил свою прославл. "Жар-птицу". Феноменальный успех этого балета привел к охлаждению их отношений, а чуть позже и к окончат. разрыву.
В нояб. 1918 Р.-К. принят в ПБ пом. б-ря (с 1924 — б-рь) по Отд-нию изящных искусств и технологий, в 1920 избран на должность науч. сотр. в Справ. бюро. Передал в ПБ арх. Н. А. Римского-Корсакова. Совмещал работу в Б-ке с преп. деятельностью в Петрогр. ун-те (1921—24), где читал курс истории рус. музыки. В 1923 избран д. чл. Отд. теории и истории музыки РИИИ, где в послед. годы (до 1928) вел ряд семинаров, преподавал в техникуме при Ин-те, заведовал муз.-библиогр. кабинетом. С 1928, оставаясь сотр. Отд. искусств ПБ, где заведовал подотд. нот, вел параллельно работу в Рукоп. отд. по обработке и описанию муз. фондов. Чл. О-ва библиотековедения.
С 1930 и до послед. дней жизни Р.-К.— штат. консультант (гл. б-рь) Отд. рукоп. ПБ. На этом посту он проделал огромную работу по комплектованию, разбору и описанию муз. части Рукоп. отд. Организовал передачу в ПБ нотной б-ки гр. Юсуповых и впоследствии описал ее. В 1938 ПБ издала подгот. Р.-К. обзор муз. рукоп. фондов "Музыкальные сокровища рукописного отделения". На основе изучения арх. отца Р.-К. подготовил и издал описание его жизни и творчества (М., 1933—46. Вып. 1—5). Участвовал в орг-ции Ассоц. муз. б-к Ленинграда. Состоял чл. худож. совета Филармонии.
Перу Р.-К. принадлежит б. 70 печат. работ.
Соч.: Балеты Игоря Стравинского // Аполлон. 1915. № 1; Далькроз и эстетика // Рус. мысль. 1915. № 5; "Boris Godunov" de M. Moussorgsky / Trad. de B. de Schlozer. Paris, 1922; Личность Глинки как предмет изучения // Муз. летопись. 1923. № 2; Das Abenteuer des Pachomitsch, eine unbekannte Komposition Mussorgsky's // Die Musik. 1925. № 5; "Борис Годунов" Мусоргского. М.; Л., 1927 (совм. с Е. М. Браудо); М. И. Глинка и его "Записки". М.; Л., 1930; М. П. Мусоргский: Письма и документы. М.; Л., 1932; Н. А. Римский-Корсаков. Жизнь и творчество. М.; Л., 1933—46. Вып. 1—5; Музыкальные сокровища Рукописного отделения Гос. Публичной библиотеки им. М. Е. Салтыкова-Щедрина: Обзор муз. рукоп. фондов. Л., 1938.
Справ.: Театр. энц.; Энц. муз. слов. М., 1966; Муз. энц. М., 1978; Масанов.
Лит.: Смена. 1939. 15 янв.; Тр. / ГПБ. 1960. Т. VIII (11); Стравинский И. Ф. Диалоги. Л., 1971.
История ПБ; ПБ в печати. 1987—88.
Некр.: Сов. искусство. 1940. 9 июня; Сов. музыка. 1940. № 12.
Арх.: ОР РНБ. Ф. 639; Арх. РНБ. Ф. 10/1; Ф. 4, оп. 2, 1930, д. 4; Пр. и расп. 1918—40; ЦГАЛИ СПб. Ф. 97, оп. 1, д. 5, 101, 105; Лич. арх. В. А. Петрицкого.
Иконогр.: Арх. РНБ. Ф. 10/1.
В. А. Петрицкий