Отец — межевой чиновник, умерший до рождения сына, мать — учительница гимназии и епарх. училища. В 1899 окончил Вятскую духовную семинарию, после чего поступил в Петерб. духовную акад. По окончании Акад. оставлен при ней проф. стипендиатом (1904—05). Окончил Археол. ин-т. В 1905—08 — преп. философии, психологии и педагогики Литовской духовной семинарии, преподавал также в 1-й вилен. гимназии и в хим.-техн. училище.
В 1905 напечатал и защитил в Петерб. духовной акад. дис. "Правительство императрицы Анны Иоанновны в его отношениях к делам православной церкви" на степень магистра богословия. В сент. 1908 Советом Акад. избран доц. на каф. истории рус. церкви. В 1910 представил соч. "Духовная школа в России в XIXстолетии" на соискание степени д-ра церк. истории и в 1911 Советом Акад. удостоен этой степени. Однако Синод не утвердил решение Совета. Получил степень д-ра церк. истории в 1916 за соч. "Гавриил Петров, митрополит Новгородский и С.-Петербургский (1730—1801). Его жизнь и деятельность в связи с церковными делами того времени". С №10 за 1910 по №47 за 1911 Т. был ред. изд. Духовной акад. "Церк. вест.", но в нояб. 1911 Синодом освобожден от этой должности за уклонение от руководящих церк. начал. В дек. 1911 Советом Акад. избран экстраорд. проф. и утвержден Синодом в этой должности в янв. 1912. В послед. стал орд. проф. и преподавал в Акад. вплоть до ее закрытия в 1918. Имел чин ст. сов.
После Февр. революции, 8 марта 1917 представил записку обер-прокурору Синода об орг-ции на базе изд. Синодом "Всерос. церк.-обществ. вест." и неофиц. части "Церк. вед." нового независимого органа церк. прессы под девизом "свободная церковь свободного народа". 24 марта Синод постановил передать ред. газ. "Всерос. церк.-обществ. вест." Духовной акад. с правом самостоят. избрания ред. Ред. был избран Т., и 7 апр. 1917 вышел первый номер обновлен. "Вестника". В газ. печатались большие ст. Т. о восстановлении патриаршества в России, об отношении церкви к выборам в Учредит. Собрание, по вопросам духовного образования. Постепенно газ. отходила от принятой церк. линии, становилась рупором будущего обновленчества в правосл. церкви. 30 чл. проходившего в Москве Поместного Собора правосл. Рос. церкви обратились в сент. 1917 с предложением о превращении газ. в офиц. орган Собора, что и было сделано в окт. принятым постановлением Собора. Т. был освобожден от ред. газ. В февр. 1918 он предпринял изд. под своей ред. новой газ. "Мир Божий". Вышел только один номер, где наряду с Т. участвовали А.И.Введенский, И.М.Гревс и др. Газ. призывала не отвергать революцию, не отталкивать ее, а просветлять, одухотворять, претворять ее и, вместе с тем осуждала нек-рые меры новой власти (попытки захвата церк. собственности и др.).
В апр. 1917 включен в состав Учеб. к-та Синода. Т.— участник, товарищ пред. I Всерос. съезда духовенства и мирян (Москва, июль 1917); руководил, вместе с С.Н.Булгаковым и П.И.Новгородцевым, секцией по вопросу о взаимоотношениях церкви и мирян. По его докл. съезд принял решение об орг-ции Союза демокр. духовенства и мирян, в работе к-рого он принял активное участие. От съезда избран чл. Предсоборного Совета, был чл. Поместного Собора, восстановившего патриаршество в России. По мн. вопросам выступал на Соборе против большинства, отвергая целесообразность патриаршества, выступая против участия церкви в выборах в Учредит. Собрание и т.п., чем вызвал предложение нек-рых чл. Собора об исключении его из состава Собора.
По прекращении деятельности Духовной акад. Т. был избран в июне 1919 преп. каф. истории религии ист.-филол. фак. Петрогр. ун-та. Осенью командирован в Вологду для чтения лекций в Вологод. пролетар. ун-те и в Пед. ин-те. После оставления Петрогр. ун-та продолжал нек-рое время преподавать в Вологод. ин-те нар. образования. В 1920—22 — ст. архивист 2-го отд-ния IV секции (б.арх. Синода) Петрогр. отд-ния Центроархива. Уволен по сокр. штатов. С 1922 по 1924 без пост. работы, занимался лит.-науч. трудом. С 1924 начал преподавать в обновленч. Высшем богослов. ин-те, где в 1926—29 занимал должности проф., проректора и ректора ин-та вплоть до его закрытия в нояб. 1929. Помимо Богослов. ин-та занимал выборные должности в Ленингр. Епархиальном и в Митрополичьем упр., около двух лет был уполномоченным (пред.) "Двадцатки" церкви и часовни Скорбящей Божьей Матери.
В окт. 1921 Т. обратился с заявлением в Правление ПБ с просьбой "при возможности" зачислить в число сотр. Б-ки, высказав пожелание работать в отд-нии, куда входила б.б-ка Духовной акад., где он "в свое время был председателем одной из библиотечных комиссий". Рассмотрев это заявление, Правление решило: "отложить". В нояб. 1926 принят в кач-ве сверхштат. пом. б-ря Рус. отд-ния, а в янв. 1927 переведен в штат. Состоял в комис. по разработке схемы сист. каталога, занимался систематизацией лит., вскоре на него было возложено руководство работами по созданию сист. каталога отд-ния. Участвовал в заседаниях НИИ книговедения. В кон. 1928 комис. секции просвещения Ленсовета, проверявшая работу ПБ, отметила в числе недостатков многочисл. ошибки в систематизации, прежде всего обществ.-полит. лит. Приказом от 5 июня 1928 Т. освобожден от заведования работами по систематизации, и ему было предложено сдать дела и все материалы по этим работам вновь назначенному их руководителю Б.Л.Миндлину. Правление признало целесообразным перестроить работы по систематизации, переведя занятых ею сотр. на др. участки. "Затруднения встречаются лишь с переводом профессора Титлинова, т.к. он по своей квалификации не может быть поставлен на обслуживание читателей, разметку и расстановку книг". Возникло предложение об освобождении его от работы в ПБ. При обсуждении вопроса об увольнении дир. Б-ки Н.Я.Марр, чл. Правления М.В.Серебряков и др. считали необходимым, чтобы при увольнении было "ясно указано, что это вызвано идеологическим расхождением", однако приказом от 15 авг. 1928 Т. был уволен с 16 авг. с традицион. формулировкой "ввиду сокращения штатов".
В увольнении Т. далеко не последнее место сыграла его служба по совместит. в Богослов. ин-те и та роль, к-рую он играл в церк. делах как одна из ведущих фигур обновленч. движения в рус. правосл. церкви, дававшего теорет. обоснование идеологии этого движения.
После освобождения от работы в ПБ и последовавшего вскоре закрытия Богослов. ин-та Т. оказался безработным и жил за счет чтения лекций и лит. заработков.
10 февр. 1930 Т. арестован органами ОГПУ по обвинению в антисов. агитации. Ему вменялось в вину участие в Поместном Соборе, публ. до революции ст. в газ. "День", "Биржевые вед." на религ. темы "явно контрреволюционного содержания", и ст. "Смольный и церковь" в газ. "Новые вед." в 1918, осуждавшей занятие новыми властями Александро-Невской лавры, ведение среди верующих, прихожан церкви Скорбящей Божьей Матери антисов. и антисемит. агитации. Постановлением тройки Ленингр. ОГПУ от 20 мая 1930 приговорен к заключению в концлагерь на 3 года. 9 июля 1932 ОСО при коллегии ОГПУ СССР пересмотрело дело и постановило досрочно освободить Т. от наказания, разрешив проживание на территории СССР. По материалам уголовного дела Влад. Б.Шкловского в 1937 Т. проживал в Луге. Данных о дальнейшей его судьбе установить не удалось. Имеющиеся сведения о том, что во время Великой Отеч. войны он был священником на оккупирован. территории и казнен немцами, документ. данными подтвердить не удалось.
Т. активно занимался науч.-лит. работой. До революции опубликовал ряд обширных иссл. Печатался по церк. вопросам в газ. "День", "Речь", "Биржевые вед.", в журн. "Странник" и др.; сотрудничал в киев. журн. "Христ. мысль" и др. Использовал псевд.: П.Волнин, Т.Вятский, П.Надеждин. Поместил несколько ст. в РБС. Продолжал печататься и после революции, издав несколько книжек, публикуя ст. в "Вест. Св. Синода" (обновленч.), в "Перм. епарх. вед." и др. Был д.чл. Петрогр. Дома литераторов.
Соч.: Правительство императрицы Анны Иоанновны в его отношениях к делам православной церкви. Вильно, 1905; "Христианство" гр. Л.Н.Толстого и христианство евангелия. СПб., 1907; Духовная школа в России в XIX столетии. Вып.1. (Время Комиссии духовных училищ): К столетию духов.-учеб. реформы 1808г. Вильно, 1908; То же. Вып.2. (Протасовская эпоха и реформы 60-х годов). Вильно, 1909; Ответ на "отзыв" архиепископа Антония Волынского о книге Б.В.Титлинова "Духовная школа в России в XIX столетии". К характеристике положения богословской науки в России. СПб., 1911; О необходимости улучшения положения духовных академий. СПб., 1914; Гавриил Петров, митрополит Новгородский и Санкт-Петербургский (1730—1801): Его жизнь и деятельность, в связи с церк. делами того времени. Пг., 1916; Вопрос о приходской реформе в царствование имп. АлександраII. Пг., 1917; Новая церковь. Пг.; М., 1923; Религиозные "бунты" и "инквизиции" на Руси // Рус. прошлое: Ист. сб. 1923. Вып.3; Православие на службе самодержавия: Из истории рев. движения учащейся молодежи духов. и сред. учеб. заведений, 1860—1905гг. Л., 1924 (2-е изд. 1925); Борьба за мир в церкви. Обновление церкви. Самара, 1926; Церковное обновление и мир церкви. Пермь, 1926; Историческое обоснование обновленческого движения. Самара, 1926; Смысл обновленческого движения в истории. Самара, 1926; Приходские задачи обновительного церковного движения. [Самара, 1927].
Справ.: Адрес-календарь, 1912—16; Весь Петроград (Ленинград) 1922—30; Науч. раб. Пг.; Масанов.
Лит.: Шишкин А.А. Сущность и критическая оценка "обновленческого" раскола русской православной церкви. Казань, 1970; Деяния Священного Собора Православной Российской церкви, 1917—1918. М., 1994. Т.1—2; Очерки истории С.-Петербургской епархии. СПб., 1995.
Арх.: Арх. РНБ. Ф.10/1; Ф.10/4—16, 41, 46; Пр. и расп. 1926—28; Ф.16; Протоколы заседаний Правления 1927; ЦГАЛИ СПб. Ф.97, оп.1, д.272, 407, 428, 443; Арх. СПб ГУ. Ф.1, д.2989.
Л.А.Шилов