Родилась в семье парикмахера. В 1943 поступила и в 1947 окончила Моск. гос. пед. ин-т иностр. яз. по специальности «англ. яз.». После окончания ин-та в составе группы добровольцев-выпускников моск. ин-тов уехала на работу на Сев. Сахалин в г. Оху, где проработала два года (1947—49) в 1-й сред. шк. преп. англ. яз. В июле 1949 переехала в Ленинград. В февр.—мае 1950 врем. работала в Ленингр. учител. ин-те преп. англ. яз.
16 дек. 1950 оформилась на врем. работу в ГПБ в должности б-ря ОЧЗ техн. лит. ОФО. 3 янв. 1951 переведена в штат ОФО.
5 сент. 1951 уволилась по собств. желанию в связи с переходом на работу по специальности во 2-й ЛГПИИЯ ассист. по каф. англ. яз.
После слияния 2-го ЛГПИИЯ с ЛГПИ в 1956 стала преп. каф. англ. яз. фак. иностр. яз. ЛГПИ, где проработала до 1986. С 1972 — ст. преп., с 1974 — доц. В марте 1970 в ЛГПИ защитила дис. «Коррективный курс английского языка для институтов и факультетов иностранных языков и его программирование» на соискание уч. степени канд. пед. наук. Вела науч. и метод. деятельность, став одним из ведущих в СССР специалистов по преп. фонетики англ. яз. Авт. и науч. ред. учеб.-метод. изд. по англ. яз. В 1960-е разработала корректив. курс фонетики англ. яз. с прослушиванием аудиозаписей, к-рый применялся, распространялся через фак. повышения квалификации и высшие пед. курсы ЛГПИ и использовался во мн. учеб. центрах страны. Неоднократно принимала участие в конф., конгр. и совещ. В 1981—83 руководила межкаф. об-нием преп. 1-го и 2-го курсов фак. иностр. яз. ЛГПИ.
Награждена медалями «Ветеран труда», «В память 250-летия Ленинграда».
В 1990 переехала в Ригу.
Соч.: Коррективный фонетико-речевой курс: пособие для студентов 1-го курса отд-ний англ. яз. пед. ин-тов. М.; Л., 1965 (2-е изд. Л., 1969; 3-е изд. 1974) (в соавт. с Э. М. Гжанянц); Методика анализа речевых навыков: (на материале лексико-граммат. навыков корректив. курса англ. яз.) // Уч. зап. / ЛГПИ. 1971. Т. 454; Фонетические упражнения в программировании речевой деятельности в период коррективного курса: (на материале англ. яз.) // Там же. Т. 326, ч. 2; Об измерении объема лексико-грамматического материала в речи на основе выделения учебных речевых единиц // Обучение лексическому аспекту устной речи на иностранном языке в школе и вузе. Л., 1972; Использование алгоритма научения речи для программирования процесса научения аудированию // Языковые единицы разных уровней и проблемы методики преподавания иностранных языков. Саратов, 1975 (в соавт. с Р. В. Кнушевицкой); Ключи к практикуму по самостоятельной работе над грамматикой английского языка для студентов 1-го курса факультетов широкого профиля педиинститутов (темы 1—10; 11—25). Л., 1980 (в соавт. с С. Л. Скрибко); Курс фонетики английского языка. СПб., 1997 (в соавт. с Т. И. Майстренко и Л. В. Папановой).
Ред.: Английский язык: учебник. Л., 1976; Упражнения для работы в лингафонной лаборатории: 1-й курс: учеб. пособие для студентов по англ. яз. Л., 1977; Скрибко С. Л. Практикум по самостоятельной работе над грамматикой английского языка (тема 1—10). Л., 1980; Долгина О. А. Методические рекомендации по развитию навыков иноязычной письменной речи. Л., 1982.
Арх.: ОАД РНБ. Ф. 10/1; Ф. 10/2; Лич. арх. Е. Ю. Стабуровой.
Н. Л. Щербак