РНБ Российская национальная библиотека

Сотрудники РНБ — деятели науки и культуры

Биографический словарь, т. 1-4 (электронная версия)

 

Кузнецова Вера Александровна

(4.02.1933, Ленинград — 6.11.2006, Петербург), библиограф, киновед, в ПБ 1956—61.

Из семьи служащих. По окончании шк. поступила в 1951 на ист. фак. ЛГУ.

21 июля 1956 принята в ПБ на должность б-ря в ОК, затем работала в запас. иностр. фонде. Окончила библ. курсы при ГПБ в 1958, владела нем. и исп. яз. В 1960 переведена в ОБиБ, где написала брошюры «Твои друзья за рубежом», «Цирк» и «Кино» (1960) из цикла «Беседы о книгах».

Принимала участие в сост. библиогр. указ. «Русские советские писатели-прозаики». Ею подгот. биобиблиогр. очерк о Е. Е. Поповкине (совм. с Н. Н. Шмалько). В окт. 1961 зачислена в оч. аспирантуру науч. отд. ЛГИТМиК. В 1967 К. защитила дис. на соискание уч. степени канд. искусствоведения на тему «Творчество Евгения Енея» (науч. руководитель Г. М. Козинцев). Работала на секторе кино в должности мл. науч. сотр., в 1971 утверждена в должности ст. науч. сотр.

Подготовила в 1960—70-х несколько кн., посв. разл. проблемам истории и теории кино. Осн. тема науч. публ. К. — художники кино. Занималась также проблемой «развлекательных» жанров в отеч. кинематографе, рассматривала специфику игры актеров в телевиз. сериалах, опубликовала портр. режиссеров Н. Левицкого, И. Масленникова, В. Венгерова. Авт. 5 моногр. и 22 ст. в сб. РИИИ, в журн. «Искусство кино», «Киноведч. зап.», «Вопр. истории и теории кино».

Похоронена на Южном кладб. в Петербурге.

Соч.: Евгений Еней. Л.; М., 1966; Цехановский. Л., 1973 (в соавт. с Э. Д. Кузнецовым); Костюм на экране. Л., 1975; Николай Левицкий. Л., 1977; Кинофизиогномика: типажно-пласт. образ актера на экране. Л., 1978; Женщина в семье: на экране и в жизни // Нравственная проблематика кинематографа 70-х годов. Л., 1983; Факт и документ в историческом фильме // Документализм и современное кино. Л., 1985; К вопросу о «стиле эпохи» // Искусство и социокультурный контекст. Л., 1986; Переменчивые связи: (о взаимодействии кино и изобразительных искусств) // Кино и современная культура. Л., 1988; Рассказывают художники «Ленфильма» // Художник и сцена. М., 1988; У кино был друг…: (Маяковский и совр. кино) // Классическое наследие и современный кинематограф. Л., 1988; Знакомьтесь: художники ленинградского телевидения // Художник и зрелище. М., 1990; Игорь Масленников // Фильмы. Судьбы. Голоса. Л., 1990; Творцы изображения: судьба традиций в изобразит. решении совр. ленингр. фильмов // Там же; Художник и телекадр // Очерки телевизионного кино. Л., 1990; Научно-познавательное // Научно-популярное кино. СПб., 1991; Экранное изображение: методол. аспект // Современный экран: теория, методология, процесс. СПб., 1992; Как дела на дубляже? // Петербургское «новое кино». СПб., 1988 (в соавт. с Г. Чаплиной); Актер в телесериале: специфика существования // Время сериала: контуры нового телевидения. СПб., 2001; Гарри Пиль, «гаррипилевщина» и советский авантюрный жанр // Современный экран: теория, методология, процесс. СПб., 2002. Вып. 2; Замыслы, не ставшие фильмами // Пушкиниана в искусстве ХХ века: (кино и театр). СПб., 2002.

Библиогр.: Крылова.

Арх.: ОАД РНБ. Ф. 10/1; Ф. 10/2.

Е. К. Соколинский