Родилась в семье поверенного в делах рус. правительства в Греч. королевстве Н. К. Данзаса, из старин. дворян. рода фр. происхождения (изв. во Франции с XIII в.), внучатая племянница К. К. Данзаса — соученика А. С. Пушкина по Александровскому лицею и его секунданта на последней дуэли. По материнской линии Д.— из знатного греч. рода Аргиропуло, ведущего свое происхождение от визант. имп. Романа Аргира (XI в.).
После смерти Н. К. Данзаса в 1888 мать перевезла детей (Юлию и Якова) в Харьков. губ. в имение Данзасов, затем семья переселилась в Петербург. Д. поступила в 6-ю петерб. классич. гимназию. Окончив ее в 1895, уехала в Париж и стала вольнослушательницей Сорбонны, изучала философию и психологию. К этому времени определился круг ее интересов: история первых веков христианства, религ.-филос. искания. Она познакомилась с крупнейшими историками первонач. христианства того времени: А. Гарнаком и аббатом Л. Дюшеном. Впоследствии в круг ее знакомств вошли и правосл. иерархи, и сектанты.
Знатность происхождения открыла для Д. путь к имп. Двору. С 1907 она — фрейлина последней рус. имп. Александры Федоровны, заведовала ее благотворит. делами.
В 1906 под псевд. Ю. Николаев вышла ее первая кн. "Запросы мысли" (2-е изд. 1908). В этой кн., отмеченной влиянием Ф. Ницше, Д. отстаивала свободу религ.-филос. мысли в рамках христианства и, вместе с тем, резко выступала против стремлений к соц. переустройству о-ва и социалист. идей. Пользовалась этим псевд. и впоследствии.
В 1913 Д., под тем же псевд., издала вторую кн. "В поисках за Божеством". Это первая на рус. яз. моногр. о гностицизме I—II вв. В этой работе, апологетичной по отношению к гностич. учениям, удачно сочетается серьезность науч. иссл. с доступностью изложения. Кн. эта заинтересовала М. Горького (ее экземпляр с пометками есть в его лич. б-ке). Состоялось и лич. знакомство Горького с Д. Впоследствии круг ее интересов (в частности, интерес к хлыстовству) и, возможно, нек-рые черты характера отразились в образе Марины Зотовой из романа "Жизнь Клима Самгина".
Д. выступала также как публицист консервативного направления. В газ. "Окраины России" в 1909—11 печатались (под псевд. "Наш") ее ст., посв. теме финского сепаратизма.
Во время 1-й мировой войны Д. была сначала зав. полевым подвижным складом Крас. Креста при 10-й армии, затем, в 1916, поступила добровольцем в 18-й Оренбург. казачий полк, принимала участие в боевых действиях. Была награждена Георгиевским крестом. После Февр. революции Д. возвратилась в Петроград. Врем. пр-во предложило ей командовать Жен. батальоном, но она отказалась. Ее отношение к происходившим в стране событиям ярко выражено в ст. "Национальное самоубийство" (Рус. свобода. 1917. № 18, 19. Подп.: Ю. Николаев), где она обвиняет интеллигенцию в распространении "яда антинационализма" среди народа, что и привело к нац. катастрофе. В 1917 представила к защите в Петерб. ун-те магистер. дис. по всеобщей истории, однако защита не состоялась.
В ПБ Д. зачислена с 23 окт. 1918 в Отд-ние богословия, переименов. вскоре в Отд-ние культов, "для специальных работ по каталогизации", с янв. 1919 определена начинающим науч. сотр. Успешной службе в Б-ке способствовало прекрасное знание Д. иностр. яз.: фр., нем., англ., швед., итал., польск., древнегреч. и лат. Нек-рое время Д. была зав. Отд-нием культов. В марте 1919 переведена в Отд-ние филологии, а затем, в кон. 1919, в Отд-ние инкунабулов, в июне 1920 на нее возложено руководство этими работами. Она участвовала в работах по приемке б-ки Б. В. Никольского, выделении в фондах коллекции "Ciceronica", в сост. каталога коллекции инкунабулов, вела занятия на ВКБ ПБ, где преподавала описание инкунабулов и старопечат. кн. и историю б-к на Западе и в России. Известно также, что правительств. комиссар ПБ В. М. Андерсон (см. т. 1) хлопотал о ее командировке за границу для науч. работы.
Параллельно с работой в ПБ Д. читала лекции по фр. и англ. истории во 2-ом Гос. ун-те (Психоневрол. ин-т), была чл. Филос. о-ва при Петерб. ун-те. В 1918 была одним из организаторов т. н. "Союза Соборной Премудрости". В 1920 она, по протекции М. Горького, стала зав. отд-нием Петрогр. Дома ученых. Здесь, на одном из религ.-филос. собр., она познакомилась с экзархом рус. католиков о. Леонидом Федоровым и под его влиянием приняла католичество. Вместе с ним организовала в 1921 монашескую общину Св. Духа, а в 1922 постриглась в монахини под именем Иустины.
11 нояб. 1923 Д. была арестована в числе др. петрогр. католиков. Ей было предъявлено обвинение в создании контррев. орг-ции среди католиков, осуждена по ст. 61 на десять лет лишения свободы. Содержалась сначала в Иркутской тюрьме, а с сент. 1928 была заключенной Соловецкого лагеря особого назначения. Работала счетоводом и б-рем Соловецкого музея. В сент. 1932 ее перевели на ст. Медвежья Гора, в упр. стр-вом Беломорско-Балтийского канала, где она работала в отд. статистики. Была освобождена досрочно по ходатайству М. Горького в янв. 1932. После освобождения жила нек-рое время в Ленинграде и Москве, затем, при содействии Горького, в дек. 1933 уехала из СССР.
За границей Д. поселилась сначала в Берлине, у брата Якова, затем — во Франции, сначала в монастыре г. Прулль, а потом в Лилле, где работала в доминиканском центре по изучению России "Истина". Там она издавала журн. "Russie et Chrétiente", много писала (на фр. яз.). Из ее работ того времени следует отметить воспоминания о Соловках, вышедшие анонимно, "Bagne rouge. Souvenirs d'une prisonnière au pays des Soviets" (Juvisy, 1935). Для истории рус. религ.-филос. мысли имеют значения ее иссл. "L'Itinéraire religieux de la conscience russe" (Juvisy, 1935), (кн. вызвала резко отрицательный отзыв Н. А. Бердяева (Путь. 1936. № 51)), а также ст. "Les réminiscences gnostiques dans la philosophie religieuse russe moderne" (Rev. des sciences philos. et théol. 1936. № 4).
В 1940 Д. переехала в Рим, где читала лекции в папской коллегии "Руссикум". В Риме издала кн. (на рус. яз.) "Католическое Богопознание и марксистское безбожие" (1942). Последняя ее кн. (на итал. яз.) об имп. Александре Федоровне.
Соч.: Запросы мысли. СПб. 1906 (2-е изд. 1908); В поисках за Божеством: Очерки по истории гностицизма. СПб., 1913 (переизд. под назв.: В поисках Божества. Киев, 1995); Национальное самоубийство // Рус. свобода. 1917. № 18/19; Вступительная речь председательницы Совета учредителей Союза Ю. Н. Данзас // Союз Соборной Премудрости. Пг., 1918. Памятка № 1; Поэтическое творчество в христианстве: Докл. // Там же. Памятка № 3; L'avenir catholique de la Russie // Echos d'Okient. Paris, 1922. № 127/128 (рус. пер.: Символ. Париж, 1997. № 37); Старая книга о Соловках // Соловецкие острова. 1929. № 2; Соловецкий Абеляр // Там же. № 3/4; 1930. № 1; Bagne rouge. Souvenirs d'une prisonnière an pays des Soviets. Juvisy, 1935 (рус. пер.: Символ. Париж, 1997. № 37); L'Itinéraire religieux de la conscience russe. Juvisy, 1935 (рус. пер.: Символ. Париж, 1997. № 37); Les réminiscences gnostiques dans la philosophie religieuse russe moderne // Rev. des sciences philos. et théol. 1936. № 4 (рус. пер.: Символ. Париж, 1998. № 39); Католическое Богопознание и марксистское безбожие. Рим, 1941; L'Imperatrice tragica e il suo tempo. Verona, 1949; Святой Владимир и установление христианства на Руси // Символ. Париж, 1988. № 19; Максим Горький // Минувшее: Ист. альм. 1991. Вып. 5.
Справ.: Рус. философия: Слов. М., 1995; Русское зарубежье: Золотая книга эмиграции: первая треть XX века: Энц. биогр. слов. М., 1997.
Лит.: М. Г. [Рец. на кн.: В поисках за Божеством] // Вест. теософии. 1914. № 10; Бердяев Н. А. [Рец. на кн.: L'Itinéraire religieux…] // Путь. Париж, 1935. № 51; Леонид Федоров. Жизнь и деятельность / Диакон Василий ЧСВ (фон Бурман). Рим. 1966; Память о Ю. Н. Данзасе // Север. 1990. № 9; Агурский М. С. М. Горький и Ю. Н. Данзас // Минувшее: Ист. альм. 1991. Вып. 5; Лихачев Д. С. Книга беспокойств: Восп., ст., беседы. М., 1991; Его же. "Беседы прежних лет" // Наше наследие. 1993. № 27; Резникова И. А. Православие в Соловках. СПб., 1994; Лихачев Д. С. Воспоминания. СПб., 1995; Стратановский С. Г. "Куда мы идем? Всегда домой": Судьба Ю. Н. Данзас // Вечер. Петербург. 1995. 23 мая; Осипова И. И. "В язвах своих скрой меня…": Гонения на Католическую церковь в СССР. М., 1996; Символ. Париж, 1997. № 37 (посв. памяти Д.); Шкаровский М. В. Русские католики в Санкт-Петербурге—Ленинграде // Минувшее: Ист. альм. 1998. Вып. 24.
Арх.: Арх. РНБ. Ф. 10/1; Пр. и расп. 1917—25; ЦГАЛИ СПб. Ф. 97, оп. 1, д. 7, 101.
Иконогр.: Осипова И. И. Указ. соч.
С. Г. Стратановский