РНБ Российская национальная библиотека

Сотрудники РНБ — деятели науки и культуры

Биографический словарь, т. 1-4 (электронная версия)

 

Федотов Георгий Петрович

Федотов Георгий Петрович

(13.10.1886, Саратов - 1.09.1951, Бэкон, Нью Джерси, США), религ. мыслитель, философ культуры, историк и публицист, в ПБ 1916-20.

Из дворян, сын мелкого чиновника. Учился в Воронежской гимназии на казенный счет. В последних кл. сближается с социал-демократами, на долгие гг. его мысли и жизнь определяет марксизм. По окончании в 1904 гимназии поступает в Петерб. технол. ин-т. Революция 1905 и прекращение занятий в высших учеб, заведениях заставляют его вернуться в Саратов в семью деда, б. полицмейстера. В этот период Ф. проявляет себя как активный чл. социал-демокр. партии с сочувствием к ее левому крылу, ведет пропагандист, работу в рабочих кружках, выступает на митингах, В июле 1906 был арестован, приговорен к высылке в Архангельск, однако спустя нек-рое время ему разрешили заменить высылку отъездом за границу. В Германии изучает историю, не прекращая партийной деятельности, посещает нелег. собрания социал-демократов, на одном из к-рых был арестован и выслан из Пруссии. В 1907-08 учился в Иене, по истечении срока высылки в 1908 возвращается в Петербург, поступает на ист.-филол. фак. ун-та, становится учеником И. М. Гревса, участвует в его семинариях наряду с такими впоследствии изв. учеными, как С. И. Штейн, Л. П. Карсавин, Н. П. Оттокар, А. П. Смирнов, Н. П. Анциферов, В. В. Вейдли, О. А. Добиаш-Рождественская, С. С. Безобразов, М. В. Гессен. Занятия существенно углубили его познания в медиевистике, повлияли на идейное возвращение к христианству. До 1910 продолжает активно заниматься полит, деятельностью, осуществляя связь с саратовскими социал-демократами. Летом 1910 ему случайно удается избежать ареста в Саратове, уезжает в Италию. Через год нелегально вернулся в Петроград, продолжил занятия в ун-те. В 1912 выслан на год из Петрограда с правом выбора города. Поселился в Риге, готовился к магистер. экзаменам. По окончании срока высылки возвратился в Петроград, сдал канд. работу, удостоенную зол. медали, и магистер. экзамены, получил место приват-доцента по каф. сред, веков; однако в это время преподавать ему не пришлось.

С 10 дек. 1916 зачислен вольнотр-ся в Отд-ние истории ПБ без оплаты, с марта 1917 получает вознаграждение за работу. С мая 1918 зачислен в штат пом. зав. читальным залом. В ПБ попал в атмосферу интенсивного умственного общения. Здесь Ф. познакомился с А. В. Карташевым и А. А. Меиером, в беседах с ними сделал дальнейшие шаги по пути к церк. христианству. В ПБ собирал материал для магистер. дис. "Святые епископы меровингской эпохи", оставшейся незаверш. Сохранились док-ты, подтверждающие, что в ПБ в 1917 Ф. интенсивно читал кн., гл. обр., по нем. философии.

Осенью 1917 вошел в состав религ.-филос. кружка "Воскресение", организов. Мейером и объединившего людей разных исповеданий, национальностей и партийных пристрастий. В 1918 они выпустили один номер журн. "Свободные голоса" под ред. и со ст. Ф., где провозгласили новый тип общения: мистериально-литургич. служение "другому" как гл. объекту новой философии, на практике претворяли в жизнь идеи религ. ренессанса, развиваемые в работах Н. Бердяева, С. Булгакова, П. Флоренского, молодого М. М. Бахтина, самого Мейера. На заседаниях кружка бывали биолог Л. А. Орбели, художники К. С. Петров-Водкин, Л. А. Бруни, литературовед Л. В. Пумпянский, пианистка М. В. Юдина. Ф. выработал свою собств. программу социализации христ. религ. личности, ставшей весьма серьезной альтернативой марксист, социологии.

Ф. вел преп. работу в Петрогр. ун-те. В 1918-19 уч. году на ист.-фил. фак. ун-та был объявлен курс приват-доцента Ф. "Иросаксонская миссия в раннее средневековье". В 1920 - "История Англии в саксонскую эпоху" и практ. занятия, "Церковная история "Бэды"", основ, на изучении хранящегося в ПБ памятника.

В 1919 Ф. женился на работавшей в ПБ Е. Н. Нечаевой-будущем библиографе и биографе Ф. В 1919 работал в Отд-нии искусств. Прослужил в ПБ до 16 июня 1920, по увольнении уехал в Саратов, в 1920-22 зав. каф. истории сред, веков в Саратовском ун-те, участвовал в студ. религ.-филос. кружках. В 1923, не желая участвовать в ритуально-принудительной "связи с массами", возвращается в Петроград, вновь примыкает к кружку "Воскресение", работает переводчиком в частных изд-вах.

Осенью 1925 эмигрировал во Францию; преподавал в Париже в Богословском ин-те (1926-40), занимался изучением рус. житийной лит., познакомился с Н. А. Бердяевым. С 1927 включается в деятельность РСХД, сближается и до конца остается дружен с матерью Марией (Е. Ю. Скобцевой) и И. И. Бунаковым-Фондаминским, с ними организует изд. "Правосл. дела", печатается в каждом номере журн. Активно участвовал в экуменич. движении по сближению правосл. и англиканской епископ, церкви. В 1931-39 вместе с Фондаминским и Ф. М. Степуном выпускал журн. "Новый Град", одновременно сотрудничал в бердяевском "Пути", альм. "Круг", "Верстах", "Числах", "Вест. РСХД", "Живом предании", "Правосл. мысли", "Рус. зап.", "Совр. зап.", двухнедельнике А. Ф. Керенского "Нов. Россия". Не примыкал ни к одной полит, группировке эмиграции. В ст. 1930-х Ф. окончательно формирует свою христ. трактовку социализма, близкую к высказ. еще в 1917 С. Булгаковым: борьба за подлинный, не унижающий личность социализм осознается ими как центр, христ. задача. Ф. становится признанным специалистом философии истории и одним из основателей синтетич. филос. знания - "богословия культуры".

С 1941 - преп. Богослов, шк. при Иельском ун-те. Выступая в предвоен. годы неоднократно с антинацист, позиций, отстаивая идеалы христианства и социализма, Ф. оказался в нелегкойчситуации по оккупации Франции фашистами. По предложению Амер. Евр. рабочего к-та получил право на въезд в Америку. После длит, и опасного путешествия 12 о к?, 1941 прибыл в Нью-Йорк, где до конца жизни преподавал в Свято-Владимирской правосл. семинарии (1943-51); публиковал ст. в "Нов. журн.", "За свободу", читал публичные лекции при "О-ве друзей Богослов, ин-та в Париже".

В последние годы работал над большим тр. по истории рус. духовной культуры (доведенном до XV в.), где он выявляет ее глубокое своеобразие.

Авт. более 300 ст., после смерти объедин. в сб. Арх. Ф. хранится в Бахметьевском арх. Колумбийского ун-та в США.

Соч.: Поли. собр. соч.: В 6 т. (Paris, 1967-88, 4 т.; 2-е изд. 1988. Т, 1); Абеляр (Пг., 1924); Святой Филипп митрополит Московский (Париж, 1928; М., 1991); И есть и будет. Размышления о России и революции (Париж, 1932); Социальное значение христианства (Париж, 1933); Стихи духовные: (Рус. нар. вера по духов, стихам) (Париж, 1935; М., 1991); The Russian religion mind (Cambridge, 1946; 2d ed. 1966. 2vol.); A treasury of Russian spirituality (New York, 1948); Новый град: Сб. ст. (Нью-Йорк, 1952); Христианин в революции: Сб. ст. (Париж, 1957); Святые древней Руси (10-17 вв.) (Нью-Йорк, 1959; М., 1990); Россия и свобода: Сб. ст. (Нью-Йорк, 1981); Судьба и грехи России: Избр. ст. по философии рус. истории и культуры: В 2 т. (СПб., 1991- 92).

Библиогр.: Библиография трудов Г. П. Федотова (1886-1951) /Сост. Е. Н. Федотовой. Париж, 1951.

Справ.: ФЭ; Наука в России. Научные работники Петрограда. М.; Пг., 1923.

Лит.: Дела и дни. 1920. Кн. 1; Нечаева (Федотова) Е. Н. Предисловие //Федотов Г. П. Поли. собр. соч. 2-е изд. Т. 1. Лицо России. Paris, 1988; Beaune D. G. P. Fedotov ce qui demeure... Aix en Provence, 1990; Иваск Ю. Эсхатология и культура //Вест. РСХД. 1972. № 103; То же //Федотов Г. П. Святой Филипп... М., 1991; Его же. Молчание //Опыты. № 1. New-York, 1953; То же //Наше наследие. 1988. № 4; Топо-ров В. Н. О русском мыслителе Георгии Федотове //Там же; О России и русской философской культуре: Философы рус. послеокт. зарубежья. М., 1990; Гиренок Ф. И. Судьба русской интеллигенции (читая Федотова) //Г. П. Федотов о судьбе русской интеллигенции. М., 1991; Бойков В. Ф. Судьба и грехи России: (Филос.-ист. публицистика Г. П. Федотова) //Федотов Г. П. Судьба и грехи... М., 1991; Исупов К. Г. Георгий Федотов //Филос. науки, 1991. № 3; Гусакова 3. Е. Из биографии философа, историка и публициста Г. П. Федотова //Сов. арх. 1991. № 6; Михеева Г. В. Г. П. Федотов //Библиогр. 1994. № 3; Ее же. К биографии русского философа Г. П. Федотова //Отеч. арх. 1994. № 2.

Некр.: Возрождение. (Париж). 1951. Тетр. 18, нояб.-дек.

Арх.: Арх. РНБ. Ф. 1, оп. 1, 1911, № 197; 1916, № 113; 1918, № 129; Ф. 2, оп. 1, 1917, № 1, 132; 1919, № 17.

Иконогр.: Поли. собр. соч. 2-е изд. Т. 1; Сов. арх. 1991. № 6; Судьба и грехи России... Т. 1.

Г. В. Михеева