Родился в семье петерб. литератора и педагога, проф. истории театра в РИИИ. С дет. лет занимался музыкой: учился игре на фортепьяно вначале дома, затем у Н. И. Рихтера, И. И. Шварца, М. В. Юдиной. С 1920 по 1924 учился в РИИИ и, параллельно, на этнол.-лингвист. отд-нии Петрогр. ун-та. Ун-т не окончил, ушел с 4-го курса из-за запрещения Наркомпроса заниматься одновременно в двух высших учеб. заведениях. С 3 янв. по 26 апр. 1921 состоял в должности библ. инструктора в Политуправлении ПВО. С 17 дек. 1923 избран на штат. должность науч. сотр. чит. зала ПБ, затем 14 июля 1924 переведен на положение внештат. служащего. В 1924 окончил РИИИ по разряду истории музыки. Продолжил обучение в Ленингр. консерватории по классам композиции, истории музыки и дирижирования. С 1926 специализировался по рус. нар. муз. искусству. Одновременно работал в прессе: был муз. рецензентом газ. "Изв. Петросовета" и журн. "Жизнь искусства".
В 1926—30 ежегодно работал в сев. искусствоведческих экспедициях РИИИ. С 1927 начал выступать в печати по вопросам нар. муз. искусства. В этом же году основал в РИИИ Арх. звукозаписей нар. музыки. В 1930 окончил аспирантуру Ин-та у Б. В. Асафьева по теме "Мелодический стиль русской народной песни Северо-Двинского правобережья".
В 1931—41 Г. работал в Ин-те антропологии, этнографии и археологии АН СССР в кач-ве ст. науч. сотр., зав. фонограмм-арх. В 1935 ему была присуждена уч. степень канд. искусствоведения. С 1939 по 1944 заведовал каф. нар. музыки Ленингр. консерватории, читал на ист.-теорет. фак. ряд курсов по муз. фольклору.
В 1944 Г. переведен в Москву и назначен проф., зав. каф. нар. музыки в Моск. консерватории. С 1944 по 1948 читал курс "Русское музыкальное народное творчество". С 1945 был чл. Большого худож. совета Всесоюз. радиокомитета и пост. консультантом ред. рус. песни.
В марте 1949, в ходе кампании борьбы с космополитизмом, деятельность Г. подвергалась резкой критике, он вынужден был уйти из Моск. консерватории и с поста консультанта Радиокомитета.
С 1946 возобновил работу в АН СССР, работал до 1952 ст. науч. сотр. Ин-та этнографии. С 1948 по 1951 руководил работами по теме "Происхождение фольклора и изобразительного искусства". В марте 1953 утвержден чл. ред. совета изд-ва "Музгиз". В 1956 защитил докт. дис. "Сборник народных песен М. А. Балакирева", затем работал ст. науч. сотр. Ин-та истории искусств М-ва культуры СССР. С 1970-х науч. деятельность Г. была связана с фольклор. комис. Союза композиторов РСФСР и комис. по нар. муз. творчеству Союза композиторов СССР.
С 1984 в ЛГИТМИК проходит раз в 2 года конф. этномузыковедов "Гиппиусовские чтения".
Соч.: Проблема музыкального фольклора // Сов. музыка. 1933. № 6; Интонационные элементы русской частушки // Сов. фольклор. 1936. № 4/5; Карельская народная песня // Сов. музыка. 1940. № 9 (совм. с З. В. Эвальд); К изучению поэтического и музыкального стиля удмуртской народной песни // Зап. Удм. НИИ истории, яз., лит. и фольклора. 1941. Вып. 10 (совм. с З. В. Эвальд); О русской народной подголосочной полифонии в конце XVIII — начале XIX века // Сов. этнография. 1948. № 2; Осетинские народные песни. М., 1963 (совм. с Б. А. Галаевым); История песни "Красное знамя" // Биография песен. М., 1965.
Справ.: Муз. энц.
Лит.: Пресечь влияние космополитизма на художественную самодеятельность // Труд. 1949. 9 марта; Уничтожить тлетворные влияния в музыкальном образовании // Вечер. Москва. 1949. 21 марта; Аксюк С. Евгений Владимирович Гиппиус // Сов. музыка. 1963. № 7; Мухаринская Л. Неутомимый исследователь // Там же. 1974. № 1; Медведев А., Можейко З., Нигмедзянов М. Выдающийся теоретик и исследователь народной музыки // Муз. жизнь. 1974. № 1; Мухаринская Л., Можейко З. Путь ученого // Сов. музыка. 1983. № 12.
Некр.: Сов. музыка. 1985. № 9.
Арх.: Арх. РНБ. Ф. 10/1; Ô. 10/4—33; ЦГАЛИ СПб. Ф. 97, оп. 1, д. 179, 206; Ф. 82, оп. 3, д. 21, 31, 34; оп. 4, д. 8; Ф. 298, оп. 4, д. 251, 255; Ф. 3270, оп. 1, д. 271; РГАЛИ. Ф. 2009, оп. 2, д. 2; Ф. 2012, оп. 5, д. 29.
Иконогр.: Сов. музыка. 1963. № 7; 1974. № 1; 1983. № 12.
О. С. Острой