РНБ Российская национальная библиотека

Сотрудники РНБ — деятели науки и культуры

Биографический словарь, т. 1-4 (электронная версия)

 

Френ Христиан Данилович

Френ Христиан Данилович

Френ Христиан Данилович

(23.05.1782, Росток, герцогство Мекленбург-Шверинское - 16.08.1851, Петербург), востоковед-арабист, иранист, тюрколог, нумизмат, акад., почет. б-рь ПБ с 1818.

Окончил в 1800 лат. школу в Ростоке, в том же году поступил на богослов, фак. мест, ун-та, где его учителем был изв. востоковед О. Г. Тисхен. По завершении в 1803 учебы в Ростоиском ун-те, в 1803-04 Ф. слушал лекции в Геттингенском и Тюбингенском ун-тах. В это время опубликовал первую свою науч. работу. В 1804 уехал в Швейцарию, где в течение двух лет преподавал лат. яз. в ин-те И. Г. Песталоцци и в др. учеб, заведениях. Возвратившись в Росток, продолжал работать над дис. и, защитив ее ("Экзегетико-критическое исследование о книге пророка Наума"), получил степень д-ра богословия и магистра свободных наук. В кач-ве приват-доцента преподавал на богослов, фак.

В 1807 Ф. по рекомендации Тисхена занял каф. вост. яз. в Казанском ун-те. Положил начало казанской школе востоковедения. В 1815 был деканом ист.-филол. фак. Основным предметом преп-ния Ф. был араб, яз.; помимо этого вел занятия по вост. нумизматике. В 1810 ему предложили занять освободившуюся в Ростокском ун-те каф. богословия, но нежелание порывать с востоковедением и лишаться возможности изучения богатейших материалов по арабистике и культуре Востока, имевшихся в Казани и Поволжье, заставило его отклонить это предложение. В 1816 он все-таки принял предложение занять в Ростоке, в связи со смертью его учителя Тисхена, каф. вост. яз. Летом 1817 выехал в Росток через Петербург.

В Петербурге Ф. принял предложение АН, располагавшей богатейшим собр. вост. рукописей и монет, разобрать и описать это собр. В течение 1817-18 он выполнил это поручение, и уже в марте 1818 вышло из печати описание нумизматич. коллекции. Президент АН и одновременно пом. дир. ПБ С. С. Уваров, интересовавшийся вопросами востоковедения и еще в 1810 выдвигавший проект создания "Азиатской академии", решил удержать Ф. в России навсегда. 24 сент. 1817 Ф. был избран акад., а в 1818 при АН создается Азиат, музей, ставший центром востоковедения в России. Первым дир. Музея стал Ф., возглавлявший его до 1842.

После прекращения проф. деятельности в Казани Ф. никогда уже к подобной работе не возвращался, тем не менее, он оказал большое влияние на формирование и воспитание кадров молодых рос. востоковедов.

С планом Уварова "удержать" Ф. в России связана и его деятельность в ПБ. 11 марта 1818 Уваров обратился с письмом к дир. Б-ки А. Н. Оленину "соединенными силами удержать в России г-на академика Френа". Поскольку Ф. одним акад. жалованьем "содержать себя и свое семейство не может" и одновременно "чуждается всех поручений, могущих некоторым образом его отвлечь от любимых занятий", Уваров считал достаточным определить Ф. в ПБ почет, б-рем "с жалованьем по крайней мере соразмерным жалованью библиотекарей". Оленин сразу же обратился к министру нар. просвещения А. Н. Голицыну с соответств. представлением, сообщая ему свое "искреннее желание удержать академика Френа, как для общей пользы в науках, так собственно и для пользы Императорской Публичной библиотеки по отделению восточных книг", и просил ходатайствовать об этом перед Александром I. Имп. указом от 18 марта Ф. был определен в число почет, б-рей ПБ с производством ему в виде исключения, жалованья по 1200 р. в год из экон. сумм Б-ки и "с оставлением при нем жалованья, получаемого по званию академика". Будучи с 1818 почет, б-рем, Ф. за исключением отд. поручений (напр., обсуждение вопросов о создании каталогов ПБ и др.), какой-либо определ. службы по Б-ке не нес. Но он об этом заранее предупреждал Уварова, указывая, что до окончания работ по описанию акад. нумизматич. собр. он никаких др. поручений принимать на себя не может и лишь по завершении этой работы "почтет за честь и за удовольствие исполнять все поручения, которые будут ему по его части сделаны от Императорской Публичной библиотеки". Только спустя 10 лет Ф. был привлечен к выполнению такого серьезного поручения. В 1828 по повелению Николая I в ПБ было передано весьма ценное и обширное собр. вост. рукописей, т. н. "Ардебильская библиотека", к-рая по договору с Персией приобреталась Россией. Вскоре, после войны с Турцией, по рекомендации Ф., в Россию было перевезено Ахалцихское собр. рукописей, также переданное ПБ. В Б-ке сосредоточилось большое кол-во ценных письм. памятников Востока, а Б-ка в то время не имела в своем составе сотр., могущих подготовить описание этого собр. Это дело было поручено Ф., к нему привлекались также Ф. Ф. Шармуа и М. Д. Топчибашев. В 1829 эта работа, в к-рой Ф. занимался описанием преимуществ, араб, рукописей и кн., была завершена, а подгот. каталог представлен ими., к-рый, наградив составителей, повелел напечатать его на рус. и фр. яз. Однако каталог не был напечатан, и впоследствии его материалы использовались в изв. каталоге вост. рукописей Б. А. Дорна. Ф. привлекался к оценке и описанию и нек-рых др. собр. рукописей. Ряд его публ. своим предметом имели рукопис. памятники, хранившиеся в ПБ.

После этого Ф. прямого участия в деятельности ПБ не принимал, продолжая оставаться почет, б-рем и получать жалованье от Б-ки из "экономических" сумм, образующихся как остаток от др. расходов Б-ки. Дир. ПБ, ввиду скудости этих сумм, неоднократно ставил перед министром К. А. Ливеном и сменившим его Уваровым вопрос о взятии этих расходов на счет гос. казначейства, поскольку Ф. "никаких занятий по библиотеке не имеет", однако неизменно получал отказ.

Ф. целиком сосредоточился на науч. работе в АН, возглавляя Азиат, музей до своего выхода на пенсию в 1842. Одна из гл. заслуг Ф. - создание науч. основ вост. нумизматики в России и Европе. Славу крупнейшего авторитета в этой обл. он приобрел еще в Казани, где получил возможность заняться богатыми коллекциями монет, изучение к-рых позволило осветить мн. вопросы истории (последовательность династий и т. п.), в частности, издать в 1814 иссл. "О титулах и почетных прозвищах ханов Золотой орды". Переезд в Петербург, описание нумизматич. коллекции АН, насчитывавшей к его приезду 19 тыс. ед., завершилось классич. соч., изд. на лат. яз. - описанием вост. монет: "Recensio numorum muchammedanarum Acad. Imp. Scient. Petropolit" (1826). Нумизматич. материалы, богатые рукопис. собр. Петербурга позволили Ф. расширить круг своих иссл., использовать вост. источ. для освещения истории России и населявших ее народов. Еще в Казани Ф. занялся изучением араб., древнеевр. и др. источ., касающихся истории хазар, булгар, чувашей, татар, впервые опубликовав многие из них. Он авт. многочисл. ст., помещ. в "Зап. АН", "Вест. Европы", "ЖМНП", "Б-ка для чтения", "Asiatic Journal", "JournalAsiatique" и др., отд. изд. кн.: "De Chasaris: Excerpta ex scriptoribus Arabicus", (Р., 1822), Ibn-Foszlan's und anderer Araber Berichte uber die Russen alterer Zeit" {SРЬ., 1823), "Nachrichten uber Wolga-Bilgharen aus Ibn-Foszlan's Reiseberichten" (SРЪ., 1832), "Топографическое обозрение местонахождений арабских монет в России" (СПб., 1842) и др. Ф. одним из первых привлек внимание к проблеме охраны памятников древности, находившихся в изобилии на территории страны, подчеркивая, что "большая часть находок, если они из дорогого металла, неминуемо подвергаются плачевному жребию - быть переплавленными в слитки". Он считал своим долгом "стараться.., чтобы восточные монеты и другие вещи, кои находимы бывают в России почти каждый год и в чрезвычайном множестве, впредь не подвергались столь жестокому жребию" и были сохранены "для пользы наук".

После смерти Ф. осталось большое рукопис. собр.: оно было приобретено АН. Большая часть материалов опубликована Б. А. Дорном ("Opuscula postuma" 2т. СПб., 1851-77).

Мн. рус. науч. о-ва (Археол., ОИДР и др.), 20 иностр. о-в, акад. и ун-тов избрали Ф. своим д. или почет, чл.

Награжден мн. рус. орденами: Владимира 3-й степени, Анны 2-й степени с алмазными знаками, Станислава 1-й степени, прус, орденом Крас. Орла 3-й степени. Имел чин д. ст. сов.

Библиогр.: Дорн Б. Академик Френ и его ученая деятельность //Уч. зап. АН по 1-му и 3-му отд-нию. Т. 3, вып. 3. СПб., 1855; Ливотова О. Э., Португаль В. Б. Востоковедение в изданиях Академии наук, 1726-1917: Библиогр. М, 1966.

Справ.: БСЭ; СИЭ; Брокгауз; АН СССР: Перс, состав; Биобиблиогр. слов. отеч. тюркологов: Доокт. период. М., 1974; Биогр. слов. проф. Каз. ун-та; РБС.

Лит.: Савельев П. О жизни и ученых трудах Френа. СПб., 1855; Тизенгаузен В. Френовы рукописи и академик Дорн. Варшава, 1877; Тихонов Д. И. Из истории Азиатского Музея //Очерки по истории русского востоковедения. Сб. 2. М., 1956; Шофман А. С., Шамов Г. Ф. Восточный факультет Казанского университета //Там же; Крачковский И. Ю. Избр. соч. Т. 5. М.; Л., 1958; Очерки истории исторической науки в СССР. Т. 2. М., 1960; Кононов А. Н. История изучения тюркских языков в России. Л., 1972; История отечественного востоковедения до середины XIX века. М., 1990.

100-летие. С. 48, 101, 131, 144; История ПБ. С. 36.

Арх.: Арх. РНБ. Ф. 1, оп. 1, 1819, № 9; 1828, № 17; 1830, № 19; ПФА РАН. Ф. 778.

Иконогр.: Крачковский И. Ю.Указ. соч.; АН СССР: Перс, состав.

Л. А. Шилов