РНБ Российская национальная библиотека

Сотрудники РНБ — деятели науки и культуры

Биографический словарь, т. 1-4 (электронная версия)

 

Коршун Алексей Алексеевич

(3.07.1901, ст. Поповка Петербургской губ. [по др. источ.— Петербург] — ?), историк изобразит. искусства, в ПБ 1935—36.

Из крестьян. Окончил фак. изобразит. искусства ГИИИ по специальности «рус. и западноевроп. искусство XVII—XIX вв.» (1926). Владел нем., знал фр. и англ. яз.

Службу начал инструктором Псков. отд. нар. образования (1919—21), затем заведовал Псков. музеем живописи (сент. 1921 — февр. 1923). Будучи в рядах РККА, служил в Ленингр. стрелковой дивизии в кач-ве сотр. агитпропчасти (июнь 1923 — апр. 1924). Далее служил по театр. ведомству, потом — экспертом в худож.-антикварном отд. Госторга (1928), затем — агентом-покупщиком закупоч. отд. в конторе «Антиквариат» (1929—30).

29 мая 1930 арестован по обвинению в том, что состоял на гос. службе в должности агента антиквариата, нелег. связывался с иностранцами, приезжавшими в СССР для покупки антикварных вещей, и информировал последних о дефектах приобретаемых вещей и о действ. их стоимости. 20 авг. 1930 освобожден из-под стражи с подпиской о невыезде. 2 марта 1931 дело было прекращено. В 1931 К. служил б-рем в б-ке Судпроекта, в 1932—34 — пом. ред. в Изогизе.

13 марта 1935 К. зачислен в ПБ б-рем 1-го р. ОФО (ОЭст). С 7 июля 1935 переведен в КБО. Уволен 2 янв. 1936 согласно заявления о переходе на др. работу — в трест Ленавтотранс. В 1939 готовился к сдаче канд. минимума. Он сотрудничал в отд. искусствознания БСЭ. Осн. науч. обл., в к-рой он преимущественно работал, были «западно-европейская живопись и рисунок XVII—XIX вв. и русская живопись, вопросы атрибуции произведений живописи». Его работы публиковались в БСЭ и в период. изд. К 1939 им была написана и подготовлена к печати кн. об А. Г. Венецианове. Предполагалось издать ее в киев. изд-ве «Мистецтво». Но изд-во отказалось ввиду невозможности выполнить высокие авт. требования к изд. (бумага, кач-во печати, техника воспроизведения репродукций и т. п.). В арх. К. (ОР РНБ) имеются сведения о том, что кн. была включена в изд. план Лениздата на 1940. Но, очевидно, в свет не вышла.

В 1940 К. был привлечен Ленингр. отд. по охране памятников к н.-и. работе по сост. ист. справок на дома (Потемкинская ул., д. 9/62, Знаменская ул., д. 49/33, Пантелеймоновская ул., д. 1/12), связ. с жизнью и деятельностью В. И. Ленина (описание домов и связ. с ним событий).

К. был не только знатоком, но и собирателем произв. живописи и рисунков рус. и западноевроп. мастеров. В 1939 он передал в дар двенадцать картин в музеи Пскова, Киева, в Севастопол. картинную галерею. В б-ку правления ЛОСХ передал большую коллекцию фотогр. и ил. разл. предметов искусства.

В арх. К. помимо материалов лич. характера, содержится материал, отражающий его творческую работу над темами по искусству: библиогр. записи по вопросам искусства, библиогр. изд. рисунков старых мастеров, суждения о картинах разных художников, записи по скифскому искусству. Осн. часть записей относится к изучению творчества А. Г. Венецианова.

Соч.: Музейное дело. Пора кончить! // Псков. набат. 1922. 19 нояб.; Бельгийское искусство // БСЭ. 1-е изд. Т. 5; Венецианов А. Г. // Там же. Т. 10; Венециановская школа // Там же; Портрет Ф. Ц. Лагарпа работы О. Кипренского // Временник Отд. изобразит. искусств / Гос. ин-т истории искусств. Л., 1927. Т. 1; Bildniss Anton Graff in Russland // Ztschr. für bildende Kunst. 1930. H. 4.
Справ.: Науч. раб. Л-да.
Арх.: Арх. РНБ. Ф. 10/1; Пр. и расп. 1935; Ф. 16; ПФА РАН. Ф. 155, оп. 2, д. 358.

Н. К. Аргутинская