Дата проведения
3-7 декабря 2013
Место проведения
Москва
Организаторы
Российская государственная библиотека
Тип
Конференция
Докладчики (показать/скрыть)
Абилова Р.О. «Они всегда со мной»: к истории настенного фотоальбома»
Абрамов М.А. «Нереализованный потенциал созидания: значение идей Н.Ф. Федорова для российской и мировой культуры»
Алексеева В.И. «Николай Федоров: на пути к реальному обществу»
Аносов С.С., Васильев Н.С., Громыко В.И., Казарян В.П., Симакин А.Г. «Формирование человека эпохи ноосферы»
Антипенко Л.Г. «Философия общего дела» и прометеизм П.С. Боранецкого»
Артюхов И.В. «Всеобщее генотипирование как основа для построения единой генеалогии ныне живущих»
Аслитдинова А.А. «Единомышленники Вернадского: С. Ольденбург и Таджикистан»
Бабанова Л.В. «Проект «Клуб педагогических дискуссий» в свете идей Н.Ф. Федорова»
Базалук О.А. «Космическое образование: формирование планетарно-космической личности»
Батыр Т.Б. «Роль учения Н.Ф. Федорова в этическом воспитании»
Бирич И.А., Панченко О.Г. «Идеи будущего развития человека и общества в трудах Н.Ф. Федорова и К.Э. Циолковского»
Богданов В.В. «Н.Ф. Федоров в Богородском уездном училище. Новые архивные документы»
Борисов В.С. «Ноосферные сады России как Эдем воскрешения»
Борисова Л.В. «Учение Н.Ф. Федорова в социально-философском подтексте романа Л. Леонова «Скутаревский»
Быков Е.М. «Опыт модифицированного человеческого изнутри: способы описания»
Ваньчик Д. «Бог Федорова и Бог Мережковского»
Варава В.В. «Николай Федоров: в поисках нравственной истины»
Векшин Г.В., Хомякова Е.В. «Мультимедийная текстология как новая система памяти: проект «Видеотекст»
Гаврилина Л.М. «Культурная память как механизм социокультурной идентификации»
Гайдин М.М. «Первая в мире АЭС – Музей-Храм мира и концепция Храма-Школы-Музея Н.Ф. Федорова»
Гаража А.В. «Здоровое долголетие. Научный прогресс на пути к духовности»
Гачева А.Г. «Бог, мир, человек в «Философии общего дела» Н.Ф. Федорова»
Генисаретский О.И. «Что изменилось в понимании «общности» в «Философии общего дела» Н.Ф. Федорова за прошедший век?»
Горелов А.А. «Русский космизм и русская идея»
Григоренко А.Ю. «Поминальная практика Древней Руси как исток религиозной философии Н.Ф. Федорова»
Григорьев С.В. «Игросфера жизни субъекта в контексте идей В.И. Вернадского и Н.Ф. Федорова»
Гринченко С.Н. «Русский космизм и перспективы развития космонавтики (с информатико-кибернетической точки зрения)»
Грякалов А.А. «Идеи космизма и топологическая субъективность»
Губина О.Н., Краснопольская Л.Н., Струева Н.Н. «О юбилейном симпозиуме «Человек и биосфера. История и современность» (1989), родившем музей»
Гущина В.Н. «Архетип общественности в русской религиозной философии»
Демин И.В. «Бессмертие и «регуляция природы»: трактовка природы в русском космизме и в современном трансгуманизме»
Дидык М.А. «Философия хозяйства», или «Экономический вопрос с нравственной точки зрения»: «центрическая концепция культуры» В.С. Соловьева»
Дмитриев Н.Д., Захватов И.А., Поникарова А.И., Холматова С.М. «Со всеми и для всех». Энциклопедия добра. Программы Молодежной организации «МИР»
Ерофеева К.Л. «Николай Федоров как выразитель русского национального характера»
Ешанов С.Н. «Особенности внешкольного образования: первые выводы реализации проекта «Дорога в космос»
Журов И.В. «Между традиционализмом и модернизмом: концепция «консервативной революции» в русской философской мысли XIX в.»
Журов И.В. «Между традиционализмом и модернизмом: концепция «консервативной революции» в русской философской мысли XIX в.»
Иванов В.В. «Актуальность применения альтернативы денежной системе ценностей и обществу потребления»
Ивановская И.Н. «Паризий и азий В.И. Вернадского»
Иидзима Я. «Истоки космологии и антропологии Н.Ф. Федорова»
Кабанова Н.М. «Расширение интеллектуальных возможностей человека в процессе работы над диссертационным исследованием»
Кабрин В.И. «Ноэтическая эмердженция сознания 3.0»
Карандашева А.А. «Изучение философии В.С. Соловьева как путь к формированию научной организации нового типа»
Кирилюк И.Л. «Некоторые эпизоды истории российского иммортализма»
Козловская Н.В. «К проблеме лексикографического описания авторской терминологии Н.Ф. Федорова»
Кондратьев Д.В. «Подготовка специалистов в области цифрового наследия»
Кононов А.А. «Развитие основных положений «Философии общего дела» Н.Ф. Федорова в теории идеологической безопасности»
Константинова Е.Н. «Идея взаимознания природы и человека как путь к творчеству новой культуры: диалог М. Пришвина и Н.Ф. Федорова в дневниках М. Пришвина 1920-х гг.»
Коротков Н.В. «Компаративный анализ эсхатологий «создателя звезд» О. Стэплдона и «философии общего дела» Н.Ф. Федорова»
Косов Б.Я. «О проекте Российского международного духовного центра «Макарий на Волге»
Красносельский С.А. «Космические перспективы»
Крашенинникова Т.П. «Обсерватория, музей, планетарий: из истории астрономической обсерватории им. В.П. Энгельгардта»
Крохина Н.П. «Единство родного и вселенского как русский культурный код (памяти Г. Померанца)»
Крупнов Ю.В. «Город Циолковский как будущая столица России: об организации Центра космических программ планетарного значения при космодроме «Восточный»
Кузнецова М.Л. «Повседневная культура глобально-целостного здоровья»
Куракина О.Д. «Философия общего дела Н.Ф. Федорова в свете современных научных концепций физической реальности»
Лескова Н.Л. «В.И. Вернадский и Л.В. Лесков. Ноосферогенез в свете МБК-концепции»
Линник Ю.В. «Общее дело в свете антропного принципа»
Литвиненко М.В. «Дистанционные методы обучения и общения: преподаватель-аватар-студент»
Макухин П.Г. «Место и роль жизни и разума в научной картине мира русских космистов в свете прогностики постнеклассической науки»
Маркова Т.Б. «Книга и библиотека как форма и место памяти»
Мартынова С.А. «Универсум вещей в русском космизме»
Маслобоева О.Д. «Концепция философии хозяйства о возрастающей роли субъективного фактора как ответ на вызовы современной исторической ситуации»
Медведева Л.П. «Отец и Небо: пример жизненного пути инженера XX в.»
Медведева Л.П. «Реставрация памяти: восстановление Русской Православной Церковью своей системы книгоиздания в 1945–1989 гг.»
Меденица В. «Дух дышит где хочет». Человек и природа»
Меликян М.А. «Совершенный человек и философия общего дела Н.Ф. Федорова»
Мельченко В.Е. «Сакральность труда: от Н.Ф. Федорова к современности»
Некрасов С.И., Некрасова Н.А. «Противоположность ноосферных концепций В. Вернадского и П. Тейяра де Шардена»
Никитин В.А. «От святоотеческой эсхатологии к мессианству Н.Ф. Федорова»
Оносов А.А. «Социальная парадигма в космософии»
Пекарская С.М. «Критик смерти и певец бессмертия»
Петров С.Т. «Кибернетические, системные и информационные идеи в трудах Н.Ф. Федорова»
Петров С.Т. «Онтология цифрового наследия»
Пигалев А.И. «Концепция человека в русской религиозной философии и постмодернистские сценарии будущего»
Плеханов Е.А. «Н.Ф. Федоров и И. Кант: идея исторического самовоспитания человеческого рода»
Подоль Р.Я. «Теоретико-аксиологические аспекты ноосферного развития современной цивилизации»
Полищук Р.Ф. «Спектральный подход к духовной истории человечества. Духовная история человечества как единый ветвящийся противоречивый процесс»
Прайд В. «Крионика как любовь (опыт компании «Криорус»)»
Прайд В. «Сохранение ДНК в контексте цифрового наследия и восстановления личности человека»
Пряхин В.Ф. «Общее дело» Н.Ф. Федорова как мировоззренческая основа демократической глобализации»
Расторгуев С.П. «Витализация окружающего мира»
Регельсон Л.Л. «Образ Святой Троицы в проекте Николая Федорова»
Режабек Б.Г. «Страх смерти или страх бессмертия?»
Резниченко А.И. «Статья С.Н. Дурылина «Об одном символе у Достоевского» и философский язык ГАХНа»
Савицкий А. «Понятие Бога в философии К.Э. Циолковского»
Садикова О.Г. «Этические идеи в естественнонаучной ветви русского космизма: В.И. Вернадский»
Сафиулина Р.М. «Статьи Н.Ф. Федорова о Ницше как ключ к пониманию лирического героя Н. Гумилева»
Семенова С.Г. «Н.Ф. Федоров, В.И. Вернадский и проблема нового фундаментального выбора»
Сердюкова Е.В. «Социальные проекты и будущее России в философии русского зарубежья»
Ситнянский Г.Ю. «Противоречит ли Библия научным взглядам на развитие природы и человека?»
Смирнов Д.Г. «Ноосферная история как «Общее дело»
Смирнова Н.Н. «Тоска по бессмертию. Неосуществленные замыслы М.О. Гершензона»
Смолина А.Н. «Онтологическое смещение опосредующей идеи в философии Н. Федорова»
Соловьева М.Ф. «Вопросы образования в контексте философии русского космизма»
Суходуб Т.Д. «Понятие культуры в творческом наследии Н.Ф. Федорова»
Тарасов А.А. «К формированию единого цифрового культурно-исторического пространства региона»
Титаренко Е.М. «Супраморализм Н.Ф. Федорова и русская средневековая эстетика»
Тихонов В.И. «Информационно-коммуникационные технологии сохранения и доступа к архивным документам Москвы»
Томашевич Т.В. «Евгенические сюжеты в творчестве А.П. Чехова»
Томофуми О. «Понятия соборности и хора в философии Н.Ф. Федорова»
Трофимова Е.А. «Космическое» в умозрении Серебряного века»
Фофанов Д.Ю. «Человек-труженик как идеальный образ человека будущего»
Хайруллин К.Х. «Тема бессмертия в творчестве Велимира Хлебникова и Николая Заболоцкого»
Халявкин А.В. «Управление старением: не сложная задача на будущее, а решенная, но еще не разрешенная проблема»
Хилтухина Е.Г. «Роль сознания в философии Н.Ф. Федорова»
Швецова И.К. «Феномен литературного музея в свете философских идей Н.Ф. Федорова»
Шетракова А.Н. «Выставочные проекты Московского государственного музея С.А. Есенина, посвященные философии русского космоса»
Шибаева М.М. «Особенности использования культурного наследия в учении Н.Ф. Федорова»
Ширяева Е.В. «Бессмертие как практическая задача: опасности и перспективы»
Янг Д. «Иммортализм до и после Федорова»
О мероприятии
3 декабря в Доме Пашкова открылись XIV Международные научные чтения, посвященные памяти выдающегося деятеля отечественной философии и культуры Николая Федоровича Федорова (1829—1903). Знаменитый библиотекарь Румянцевского музея, «московский Сократ», как называли его современники, он оставил глубокий след в духовной истории России.
Философы и космонавты
«Философия общего дела» Николая Федорова стала основой для космической мысли XX века ( К. Э. Циолковский , В. И. Вернадский , А. Л. Чижевский ), оплодотворила искания деятелей русского религиозно-философского ренессанса, от Владимира Соловьева до Сергея Булгакова и Николая Бердяева, оказала глубокое воздействие на прославленных русских литераторов, от Льва Толстого до Бориса Пастернака.
XIV Международные научные чтения памяти Н. Ф. Федорова были организованы Российской государственной библиотекой в сотрудничестве с Институтом мировой литературы им. А. М. Горького РАН, философским факультетом МГУ, Музеем-библиотекой Н. Ф. Федорова . В Чтениях приняли участие ученые, общественные деятели из России, стран ближнего и дальнего зарубежья: Украины, Республики Беларусь, Казахстана, Таджикистана, Сербии, Польши, Японии, США.
Федоровские чтения впервые открылись в Доме Пашкова, где Николай Федоров много лет работал обычным библиотекарем. Перед началом пленарного заседания гости РГБ посетили каталожную рядом с Румянцевским залом, где трудился великий мыслитель, а также осмотрели Дом Пашкова.
Собравшиеся получили приветствие от Инновационного центра Сколково: «Философское обоснование звездоплавания имело и имеет фундаментальное значение, поскольку только так человечество может дать для себя ответ на вопрос о смысле своей деятельности. Наука и технология дают информацию о нашем сегодняшнем потенциале освоения космоса, однако гносеологическая и телеологическая парадигма космической деятельности находятся в поле зрения исключительно философии. Поиск философского обоснования космической деятельности не теряет своей значимости с течением времени, и именно поэтому имена наших соотечественников, внесших значительный вклад в понимание взаимосвязи человечества и Вселенной, являются навсегда вписанными в историю этих поисков», — говорится в послании от имени директора по развитию кластера космических технологий и телекоммуникаций фонда Сколково Дмитрия Пайсона.
Приветствуя собравшихся на пленарном заседании, дважды герой Советского Союза, летчик-космонавт Александр Александров рассказал, что сообщество современных ученых, изучающих космос, не раз убеждалось в актуальности идей русского философа. «Космизм учит человека не ограничиваться рамками жизненных проблем, но стремится возвысить его сознание, привести к пониманию ответственности за благополучие родной планеты и человеческого рода вообще, — отметил Александр Александров. — Полеты в космос, которые осуществляются вот уже более пятидесяти лет, заставляют задуматься о том, что эволюция человечества, о которой говорит русский космизм, осложняется кризисной экологической ситуацией».
Об актуальности идей Николая Федорова рассуждал и заместитель декана философского факультета МГУ Алексей Козырев. «Федоров — фигура удивительная, это мыслитель, который в своих идеях соединил античный космос ("космос" в переводе с греческого языка означает „украшенный“) и христианскую идею воскресения, — отметил он. — Это мыслитель, который заставляет нас задуматься о том, что космос украшен только тогда, когда мы что-то делаем для этого. Федоров — это философ проекта, общего дела, философ служения. И давайте подумаем о том, сколько сегодня молодых людей готовы служить некоему делу, однако, не зная, как применить свои силы, они сталкиваются с цинизмом и подлостью нашей жизни. Как трудно сегодня молодому человеку реализовать себя с точки зрения этой идеи служения. А ведь очень многие русские мыслители — и Федоров, и Соловьев — говорили о ней. И поэтому сегодня для нас пример Федорова, который, сидя в каталожной библиотеки, мыслил о том, чтобы космос был украшен, — это пример бесценный и удивительный».
Ведущий научный сотрудник Института мировой литературы РАН Анастасия Гачева в своем докладе «Бог, мир, человек в „Философии общего дела“ Н. Ф. Федорова » также подробно остановилась на теме ответственности человека и коротко напомнила об основных постулатах философии космизма. «Выстраиваемое космистами творческое миросозерцание оптимистично, но это не безответственный, поверхностный оптимизм, который сглаживает неудобные углы, а это оптимизм, который основан на глубинном понимании закономерностей развития эволюции. Одна из фундаментальных тем космизма — тема единства человека и мира, ощущение осмысленности бытия, веры в человека как орудие осуществления этого смысла. В космизме человек — не просто созерцатель мира, он деятель мироздания: его восхищение и любовь к бытию рождают чувство ответственности. Космисты призывают нас к этому чувству».
Идеальный библиотекарь
О том, какое значение для библиотек имела работа идеального библиотекаря» Николая Федорова, рассказала заместитель директора Центральной библиотечной системы «Черемушки» Тамара Ковалева: «Федоров высоко ставил значение библиотек, мечтал об их превращении в просветительские центры, где под руководством опытных наставников любой желающий может углублять свои знания. Федоровский принцип библиотечного самообразования в наши дни сегодня особенно актуален: многие библиотеки становятся центрами самообразования, развивают новые формы работы. Некоторые из них объединены с музеями, как это было принято в XIX веке, когда практика их совмещения была повсеместна». Тамара Ковалева пригласила собравшихся посетить ЦБС «Черемушки», где уже 20 лет работает музей-библиотека Николая Федорова: здесь готовятся научные труды, проходят конференции, развивается межрегиональное и международное сотрудничество, проводятся мероприятия для юношества, организуются выставки и экскурсии, проходит месячник космонавтики.
Замечательным гостем нынешних Чтений стал сербский философ и издатель Владимир Меденица, автор проекта «Русские богоискатели», в рамках которого он выпустил более 200 книг по русской философии и литературе: сочинения В. С. Соловьева , Ф. М. Достоевского , С. Н. Булгакова , Н. А. Бердяева , П. А. Флоренского , С. Л. Франка , А. Ф. Лосева , Л. Андреева, А. Платонова, Ч. Айтматова и многие другие. За многолетний подвижнический труд в области славянского просвещения Владимир Меденица был удостоен особой благодарности организаторов форума. Четвертого декабря в библиотеке Шуваловского корпуса МГУ прошла выставка «Русская философия на сербской земле. Издательский проект Владимира Меденицы», которая познакомила гостей и студентов с издательской акцией, не имеющей аналогов в мире.
Чтения 2013 года посвящены не только Н. Ф. Федорову , но и В. И. Вернадскому , 150-летие которого отмечается в этом году. На круглом столе «Философское и научное наследие Н. Ф. Федорова и В. И. Вернадского в контексте вызовов современности» речь пойдет о значении идей философа и ученого в наши дни. Отдельный круглый стол будет посвящен обсуждению проблем российского образования, педагогическому и нравственному потенциалу истории отечественной космонавтики.
Материалы (программы, принятые документы, сборники докладов, и др.
материалы)
Фотографии
Источник сведений
XIV Международные научные чтения памяти Н. Ф. Федорова «К 110-летию со дня смерти Н. Ф. Федорова и 150-летию со дня рождения В. И. Вернадского» / сайт Российской государственной библиотеки // режим доступа: https://www.rsl.ru/ru/events/afisha/conf/20137946