Дата проведения
30-31 мая 2024
Место проведения
Москва
Организаторы
Государственный институт русского языка им. А. С. Пушкина
Институт изучения детства, семьи и воспитания
Московский государственный институт культуры
Российская государственная детская библиотека
Тип
Конференция
Докладчики (показать/скрыть)
Агре Н.В. «Молодёжь и книги. Итоги мониторинга ценностных ориентаций современной молодёжи 2023»»
Алексеева О.С. «Что читают и о чем хотят читать современные подростки: по материалам Всероссийского исследования с международным участием»
Ахметзянова Э.И. «Развитие функциональной грамотности посредством образовательной площадки «Мультимедийный атлас» в рамках студенческих объединений»
Балтак О.Н. «Чтение как средство познания мира на русском языке»
Безрукова С.В. «По страницам детства»: читаем и иллюстрируем всей семьёй»
Березина А.В. «Мир фантастической книги глазами подростков»
Близнецова М.Н. «Игровые практики приобщения детей к чтению»
Богданова Е.С. «Мотивация детско-юношеского чтения: проблемы и пути решения»
Бойченко О.Н. «Возможности использования технологии тьюторского сопровождения образовательного путешествия для развития читательской компетентности подростков»
Бороненкова Д.А. «Время читать книги»
Бухал О.Н. «Поколения объединяет чтение: практика проведения областного конкурса на самого читающего папу»
Валюгин С.В. «Как читать Пушкина: возвращение школьникам интереса к чтению классики»
Веракса А.Н. «Роль чтения в развитии ребенка: результаты лонгитюдного исследования»
Власова Н.А. «Литературно-краеведческий проект «Воронежские страницы»: из опыта приобщения младших школьников к чтению региональной художественной и познавательной литературы»
Дьякова А.А. «Моделирование по тексту»
Жукова Т.Д. «Проект «Читающая мама»
Захарова Е.В. «Круг чтения студенческой молодежи: тематическое и жанровое многообразие»
Каргина Т.П. «Роль творческих объединений по привлечению детей к чтению: опыт Самарской областной детской библиотеки»
Клюева Ю.С. «Я тебя читаю: Межрегиональный фестиваль детской книги "Умная книга-Саратов" как форма популяризации книги и чтения»
Клюшенкова Т.А. «Онлайн-ресурс «Лесные приключения с Владимиром Даниловым» как средство сохранения и продвижения творческого наследия карельского писателя-натуралиста В. М. Данилова»
Кожевникова В.В. «Психолого-педагогическое сопровождение реализации научно- популярных и просветительских проектов: современные решения»
Коняшкина О.А. «Обновление образовательной среды на основе взаимодействия
«ученик-учитель-педагог-библиотекарь»
Кузьмина А.А. «Аспекты исследования чтения на языках коренных малочисленных народов Севера»
Легенченко М.В. «Психология культурной практики чтения на примере составления "карт сказок"»
Ливенцева В.А. «Развивающая читательская среда в дошкольной группе в помощь семейному чтению»
Малахова Н.Г. «Работа с родителями в условиях детской библиотеки»
Марышева М.И. «Читаю, чтобы знать, понимать, чувствовать…». Совместная работа библиотеки и школы по продвижению книги и семейного чтения»
Мачехина О.Н. «Расширение мотивированной читательской аудитории как целевая установка мероприятий состязательного характера»
Менщикова А.В. «Акции и конкурсы Потанинки как способ приобщения детей и подростков к чтению»
Монгуш И.М. «Совместные проекты библиотек и учреждений образования по продвижению книги и семейного чтения»
Мухина Н.Н. «Историко-литературная гостиная»
Норштейн А.Л. «Как заинтересовать подростка литературой? Опыт Онлайн-школы Европейской гимназии»
Нурдаева Е.А. «Роль родителей в успешном изучении учащимися английского языка»
Петривняя Е.К. «Петр I в исторической прозе для детей»
Родионова Ю.Ю. «Социальное партнёрство библиотеки по продвижению книги и семейного чтения»
Самсонова Т.А. «Семейное чтение: роль библиотеки и семьи»
Ситдикова А.И. «Технологии рекламирования в литературном образовании как средство повышения читательской активности обучающихся 6-х классов»
Смирнова Е.Н. «Популяризация книги и чтения, повышение мотивации родителей к чтению вместе с детьми»
Смольнякова С.С. «Как книги могут привить ребёнку любовь к искусству?»
Сторублевцева Д.А. «Инновационный подход к обучению чтению: интеграция STEM- образования и неформального научного просвещения в библиотеках»»
Третьякова К.С. «Путеводитель по литературе для подростков. Особенности жанр
Фесенко Е.Ю. «Клуб семейного чтения «Книжные путешественники» как инструмент продвижения современных детских писателей»
Фролова А.М. «Все начинается с семьи»
Ходина Е.Ю. «ЛИК. Марк Сергеев»: опыт проектной работы университета и общедоступных библиотек»
Черных Е.А. «Читайте книжки, ребятишки, и не будьте, как мартышки»
Чжан Сяохуэй «Перевод и распространение современной русской детской литературы на китайском языке»
Шамшетдинова О.В. «Студия творческого чтения в библиотеке как способ повышения мотивации родителей к чтению вместе с детьми»
Шевелева А.Н. «Современное прочтение классики на уроках литературы в 5 классе: технология лонгрид»
Щелкачева Д.В. «Семейные чтения "Пушистый Абажур"»
О мероприятии
30–31 мая на базе Российской государственной детской библиотеки прошла в гибридном формате III Научно-практическая конференция «Что и как читают наши дети?», организованная в партнёрстве с Московским государственным институтом культуры, Институтом изучения детства, семьи и воспитания, Государственным институтом русского языка им. А. С. Пушкина и Культурно-образовательным проектом «Страна Читалия».
Интерес к конференции ежегодно растёт. В этом году к ней присоединилось более 2,3 тысячи специалистов библиотек и учреждений образования из 89 регионов, включая новые субъекты Российской Федерации, а также из зарубежных стран (Италия, США).
На пленарном заседании Наталья Валентиновна Агре, директор Института изучения детства, семьи и воспитания, член Общественной палаты РФ, член Координационного совета при Правительстве РФ по проведению в Российской Федерации Десятилетия детства, представила итоги мониторинга ценностных ориентаций современных подростков и молодёжи, проведенного в 2023 году, и обозначила ключевые проблемы, выявленные в ходе исследования.
Александр Николаевич Веракса, заведующий кафедрой психологии образования и педагогики факультета психологии Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова, заместитель директора, заведующий лабораторией психологии детства и цифровой социализации Психологического института Российской академии образования, академик РАО, доктор психологических наук, показал важность детского и семейного чтения на материалах лонгитюдного исследования. Чем больше времени ребенок проводит перед экраном, тем беднее его словарный запас. Совместное чтение с родителями положительно сказывается на речи ребенка. В семьях, где ребенок проводит много времени перед экраном гаджета, практики воспитания характеризуются более редким чтением книг, стихов и, соответственно, более низким уровнем образования.
Елена Святославовна Богданова, главный научный сотрудник Института изучения детства, семьи и воспитания, доктор педагогических наук, доцент, подробно остановилась проблемах мотивации детско-юношеского чтения и способах их решения.
Ольга Николаевна Мачехина, профессор дирекции образовательных программ Московского городского педагогического университета, автор и руководитель Международного конкурса медиапроектов «Страна Читалия», доктор педагогических наук, почётный работник образования РФ, показала преимущества мероприятий состязательного характера на примере конкурса «Страна Читалия» для повышения мотивации к совместному чтению.
Вторая пленарная сессия была открыта докладом Елены Юрьевны Фесенко, генерального директора Издательского Дома «Лингва-Ф», представившей опыт проведения клуба семейного чтения «Книжные путешественники» как инструмента продвижения современных детских писателей.
Дарья Анатольевна Сторублевцева, заведующая кафедрой теории и методики библиотечно-информационного обслуживания детей и юношества Московского государственного института культуры, кандидат философских наук, доцент, представила опыт разработки проекта в русле STEM-образования по продвижению научно-технической литературы в библиотеках.
В Год семьи одной из ключевых тем конференции стала поддержка детского и семейного чтения: в частности, в рамках дискуссионной площадки «Приобщение детей к чтению: формы и методы работы с семьей в библиотеке» были представлены лучшие практики по продвижению семейного чтения и работы с родителями в библиотеках, обслуживающих детей.
Второй день конференции открыла работа секций, на которых был представлен практический опыт по приобщению детей к чтению и использованию различных подходов по работе с книгой. Были представлены доклады специалистов сферы культуры и образования из Москвы, Санкт-Петербурга и других регионов России, а также из Вероны (Италия).
Для участников конференции прошли два практико-ориентированных мастер-класса. «Как оживают сказки: из опыта работы литературных студий Российской государственной детской библиотеки для дошкольников» — под таким названием представила мастер-класс Надежда Анатольевна Потмальникова, главный психолог отдела творческого развития читателей Российской государственной детской библиотеки. На примере детских игр было показано, как театрализация облегчает ребенку доступность восприятия литературных сюжетов
Второй мастер-класс «Приложение для контроля детского чтения bookgital в помощь педагогу и библиотекарю» представили Владимир Евгеньевич Чувалов, основатель web3.0 агентства Trigital и создатель приложения Bookgital (Москва), и Илья Вадимович Засимов, директор по продукту web3.0 агентства Trigital. Мастер-класс вызвал большое количество вопросов у библиотечной аудитории.
Научно-практическая конференция предоставила её участникам возможность познакомиться с новыми направлениями работы, услышать ведущих специалистов, обменяться практическим опытом с коллегами, и обсудить возможные перспективные направления сотрудничества. Гибридный формат расширил круг участников и позволил принять участие в заседаниях специалистам из самых отдалённых уголков РФ и зарубежных стран.
Заинтересованным специалистам доступны видеозаписи онлайн-трансляции заседаний
Материалы (программы, принятые документы, сборники докладов, и др.
материалы)
Фотографии
Источник сведений
30–31 мая на базе Российской государственной детской библиотеки прошла в гибридном формате III Научно-практическая конференция «Что и как читают наши дети?», организованная в партнёрстве с Московским государственным институтом культуры, Институтом изучения детства, семьи и воспитания, Государственным институтом русского языка им. А. С. Пушкина и Культурно-образовательным проектом «Страна Читалия».URL: https://rgdb.ru/professionalam/tsentr-sotsiologii-psikhologii-i-pedagogiki-detskogo-chteniya/16038-iii-nauchno-prakticheskaya-konferentsiya-chto-i-kak-chitayut-nashi-deti-v-gibridnom-formate