Папа римский
— глава католической церкви и государства-города Ватикан. Избирается кардинальской коллегией, как правило из числа кардинолов, большинством в две трети плюс 1 голос при тайном голосовании. Э375-601.1     86.375-6

Парсизм
см. Зороастризм

Паства
— в христианстве - рядовые верующие (миряне), которые сравниваются в овцами, пасомыми пастырями (пастухами). В роли последних выступают священнослужители, которые якобы заботятся о П., указывая ей путь к спасение и ведя ее по этому пути. Э37-605.5     86.37-6

Пасха
— главный христианский праздник, установленный в честь "чудесного воскресения" распятого на кресте Иисуса Христа. П. является "кочующим" празником. Для вычисления дня празднования П. составляются особые таблицы-пасхалии. П. празднуется с особенной торжественностью, по особому чинопоследованию - зажигаются все лампады и паникадила со свечами и все присутствующие на утрене имеют зажженные свечи; священнослужители облачаются в самые лучшие ризы и т.п. Э37-521.22     86.37-5

Патерики
— в православной церковньй литературе - сборники жизнеописаний "отцов"-монахов. Рассказы о подвижнической жизни и совершаемых монахами чудесах составлялись с целью прославления того или иного монастыря. Э372-574.3     86.372-5

Патриарх
— высший духовный сан в православии; глава ряда поместных православных церквей. Э372-637.21     86.37-6

Патристика
— термин, обозначающий совокупность теологическихз, философских и политико-социологических доктрин христианских писателей 2-8 вв. Во 2-3 вв. П. выполняла по преимуществу апологетические функции, изображая христианство самой совершенной религией. Климент Александрийский и Ориген предприняли первую попытку создать теологическую систему христианства. В более позднее время в П. главное внимание стало уделяться систематизации вероучения, борьбе с многочисленными ересями. В настоящее время как католики, так и православные богословы широко используют идеи П., рассматривая ее в качестве неоспоримого авторитета. Э37-4     86.37-4

Патрология
— богословская дисциплина, освещающая жизнь и деятельность отцов церкви (см.), изучающая и комментирующая их учение. Э372-4     86.372-4

Посты
— религиозные запреты или ограничения на пищу вообще или некоторые ее виды. Используется в разных религиях как одно из важных средств церковной регламентации жизни верующих , углубления их религиозности. Э253     86.25

Православие
— одно из основных направлений христианства. Хотя православными, или ортодоксальными, называли себя в 1-м тысячелетии обе ветви христианства- - восточная и западная принявшие постановления Халкидонского собора, после происшедшего в 1054 раскола название "православная" закрепилось за Восточной церковью. Из всех христианских направлений П. в наибольшей степени сохранило черты и традиции раннего христианства. Важнейшими постулатами П. являются догматы: триединство бога, боговоплощение, искупление, воскресения и вознесения Иисуса Христа. Православные признают как Священное Писание, так и Священное Предание. Православная церковь считает подлинными не только канонические книги Ветхого Завета, но и книги не вошедшие в канон, как книги, хотя и не богодуховные, но добрые, назидательные и священные. В П. сложный, детально разработанный и чрезвычайно торжественный культ. Богослужения более длинные, чем в большинстве других христианских конфессий. Главным богослужением считается литургия. Православное богослужение сопровождатся хоровым пением. В П. нет жесткой церковной централизации, крупные местные церкви полностью самостоятельны, или автокефальны (см.). Все автокефальные церкви равноправны. В настоящее время автокефальнеость имеют 15 церквей: Константинопольская (Вселенская), Александрийская, Антиохская, Иерусалимская, Русская, Грузинская, Сербская, Румынская, Болгарская, Кипрская, Элладская (Греческая), Албанская, Польсккая, Чешских земель и Словакии, Американская. У православных нет единого календаря. Большинство автокефальных православных церквей перешло на григорианский календарь. Юлианского календаря по-прежнему придерживаются Русская, Иерусалимская, Грузинская и Сербская церкви. Э372     86.372

Праздники религиозные
— знаменательные с точки зрения религии дни, отмечаемые верующими в память о тех или иных событиях церк. истории, религ. персонажах ( богах, святых и т.п.) и сопровождаемые особыми богослужениями и обрядами.
Э252
86.25

См. также Таблицу "Праздники религиозные"

Прелат
— в католической и англиканской церквях - звание, присваимое высшим духовным лицам. Э375-637.21     86.375-6

Преображение
— праздник православной церкви, относимый к числу двунадесятых праздников. Отмечается 6(19 ) августа. Установлен в честь преображения Иисуса Христа, о котором повествуется в Евангелии от Луки. По евангельскому сказанию, однажды, когда Иисус молился на горе со своими учениками, лицо его преобразилось, одежда сделалась белою и из облака раздался голос божий: "Сей есть Сын Мой Возлюбленный; Его слушайте". Праздник П. был установлен в 4 в. Э37-521.26     86.37-5

Престол
— главная принадлежность христианского храма, предмет религиозного поклонения; небольшой четырехугольный стол часто художественного исполнения, находится посредине алтаря; место размещения антиминса (см.), креста и евангелия. Возле П. совершается евхаристия (см.), проводятся богослужения. Э37-505     86.37-5

Придел
— особый алтарь в христианском храме, обращенный, как и главный алтарь к востоку, располагается впереди или позади гл. алтаря (в православии) или на сев. или юж. стороне храма (в католицизме). П. существует для того, чтобы в один день совершать несколько литургий (по числу П.). Э37-505     86.37-5

Приход
— низшая церковно-административня единица в христианстве, имеющая церковь с причтом и общину верующих. Э37-605.5     88.37-6

Протестантизм
— одно из основных направлений христианства, самое позднее по времени своего возникновения. Обычно временем возникновения П. считается 16 в. , когда в ходе развернувшегося во многих странах Европы движения Реформации был отвергнут ряд важных доктринальных, культовых и организационных установок католицизма и самостоятельно сложился ряд течений, которые в своей совокупности стали позже именоваться П. Наиболее характерными доктринальными особенностями П. являются следующие положения. Прежде всего П. признает самодостаточность и верховенство Библии как фундамента веры. Священное Писание рассматривается как единственный источник Божественного откровения. Священное Предание не признается, как это имеет место у католиков и православных, в качестве второго источника откровения. Большинство протестантских конфессий подчеркивает всеобщую порочность и греховность людей и не рассматривает праведность как черту, присущую человеку. Спасение обусловлено только искупительной жертвой Христа. Оправдание достигается личной верой в крестный подвиг Христа, причем очень многие протестанты считают, что посмертная судьба человека предопределена Богом. Они не верят также в заступничество святых перед Богом, отвергают веру в чистилище и действенность индульгенций. Из таинств они признают только 2 - крещение и причащение, т.к. их установл сам Иисус Христос. Характерной чертой П. является положение о священстве всех верующих. И поскольку каждый христианин может рассматриваться как священник, в П. нет резких различий между пастором и мирянами. Богослужебная практика в различных протестантских конфессиях различается весьма сильно, хотя все они подчеркивают свое стремление уменьшить литургическую сторону, поставить на первое место проповедь и чтение Священного Писания. Церковное устройство в Протестанстких церквях имеет 3 основных формы: епископальную - когда группа церковных общин в пределах определенного региона управляется епископом; пресвитерианскую - ряд соседних церковных общин образует пресвитерию, имеющую право определенного контроля над этими общинами и конгрегационную - каждая церковная община фактически независима. Э376     86.376

См. также Англиканство, Баптизм, Кальвинизм, Лютеранство

Пятикнижие
— общее название для первых пяти книг Библии: Бытия, Исхода, Левита, Чисел и Второзакония. Иудейское и христианское предание связывают составление П. с именем Моисея. Однако библейской критикой установлено, что современный текст П. формировался на протяжении 500 лет одновременно с текстом 6-й книги Ветхого Завета - Иисуса Навина, в связи с чем появилось название Шестикнижие. Э37-210.911     86.37-21

© Российская национальная библиотека, 2001