Евангелисты
— так называются авторы четырех Евагелий - Матфей, Марк, Лука и Иоанн. В древности это название было шире: оно прилагалось ко всем проповедникам Евангелия или слова Божия.

См. также Матфей, Марк, Лука, Иоанн Богослов

Э37-220.911.1     86.37-20

Евангелическая церковь
см. Лютеранская церковь

Евангелие
— общее название для первых четырех книг Нового Завета. В своей совокупности они, согласно с их числом, называются Четвероевангелием. В них излагается "радостная весть" о жизни и учении Христа, явившегося для спасения человечества. Авторство приписывается ученикам Иисуса - апостолам или ближайшим ученикам этих учеников. Кроме 4 Е., вошедших в канонический текст Нового Завета (от Матфея, от Марка, от Луки и от Иоанна) существовали Е. Петра, Андрея, Филиппа и др., непризнаваемые церковью каноническими.

См. также Апокрифы, Библия, Новый Завет

Э37-220.911     86.36-22

Евангелие напрестольное, служебное евангелие
— текст первых четырех книг Нового Завета (Евангелия от Матфея, Марка, Луки и Иоанна), отпечатанный большим форматом ("в лист") и изданный в одной книге. Находится на престоле (отсюда название) на т.н. антиминсе. Чтение Е. входит в состав богослужения. Э372-507     86.372-5

Евхаристия (греч. - "благодарность"), причащение
— одно из таинств христианской церкви, состоящее в том, что во время богослужения верующие вкушают хлеб и вино, в которых якобы воплощены "тело и кровь" Христа. Тем самым верующие, по учению церкви, становятся "сотелесниками Иисуса Христа", "участниками божественного естества".

См. также Таинства

Э37-503.26     86.37-5

Екклезиаст (др.греч. - церковник)
— каноническая книга Ветхого Завета. В предисловии автор Е. называет себя сыном Давида, поэтому многие богословы приписывают книгу Соломону, однако анализ текста показывает, что в книге рассеяно множество рассуждений и выражений, которые совершенно невозможны в устах Соломона. Общий характер эпохи, отраженной в книге, говорит, что книга написана, вероятно, в 3 в. до н.э. под влиянием греческой философии.

См. также Ветхий Завет

Э37-210.913     86.37-21

Ектения
— ряд молитвенных прошений, входящих в православное богослужение. Главные виды Е.: виликая, просительная, сугубая и малая. Кроме 4 главных, есть еще Е. об оглашенных и об умерших. Эти Е. оглашаются на литургии. При совершении таинств произносятся особые Е. Э372-503     86.372-5

Ектенья
см. Ектения

Елей
— оливковое масло, употребляемое в церковных ритуалах. Е. заправляют лампады, помазывают верующих после богослужения, а также новокрещеных, применяют в таинстве елеосвящения, проливают на покойного. Э37-506     86.37-5

Елеосвящение (соборование)
— одно из христианских таинств, совершаемых над больным и заключающееся в произнесениии молитв, которые сопровождаются помазанием освященным елеем лба, щек, губ, груди и рук. Православная церковь учит, что Е. исцеляет человека от телесных и душевных болезней и одновременно освобождает от тех грехов, в которых он не успел раскаяться сам. Католики не признают за Е. исцеляющих функций, а усматривают в нем успокоительное напутствие умирающему.

См. также Таинства

  1. обряд -
    Э37-503.266     86.37-5
  2. догматическое обоснование -
    Э37-426.6     86.33-4

Епархия
— в православных церквях церковно-административный округ, возглавляемый епископом и состоящий из приходов и монастырей.

См. также Благочиние (благочиннический округ), Приход

Э372-605.1     86.372-6

Епископ
— высший иерарх, представитель высшей третей степени церковной иерархии. Обобщенное название всех архиереев (патриарх, митрополит, архиепископ, епскоп). Э37-636.21     86.36-6

Епископальная церковь
— англиканская церковь в США, ставшая самостоятельной в 1789 г. Е.ц. строится на основе выборности и признания активной роли мирян в церковных делах. В теологии сильны модернистские и либеральные тенденции.

См. также Англиканская церковь

Э376.14     86.376.14

Епитимия (греч. - наказание)
— церковное наказание верующих за нарушение церковных канонов, предписаний, указаний духовника-священника. Виды наказаний: продолжительная молитва, усиленный пост, земные поклоны перед иконой, крестом и т.п. Э37-625.1     86.37-6

Ересь (греч. - выбор, избранный образ мыслей)
— религиозные учения, отклоняющиеся от официальной доктрины церкви в вопросах догматики, культа, организации. Понятие Е. употребляется в основном по отношению к различным течениям в христианстве, хотя иногда его употребляют и для характеристики некоторых направлений в других религиях. Э378     86.378

© Российская национальная библиотека, 2001