Аббат (лат. abbas, от арамейск. "або" - отец)
— наименование настоятеля монастыря в Зап. Европе с 5 в. В более общем значении употребляется как название священнослужителя в католич. церкви. Э375-643,     86.375-6

См. также Духовенство католическое

Аббатство
— католический монастырь Э375-647.1     86.375-6

См. также Аббат

Абхиджия, абхиньня
— в буддизме - сверхзнание, достигаемое с помощью медитации; высшее состояние сознания. Э35-4     86.35-4

См. также Буддизм, Медитация

Аватара
— в индуизме - воплощение бога Вишну в облике героев Кришны, Рамы и др. Э331-4     86.33-4

Авгуры
— коллегия жрецов в Д.Риме, толковавших волю богов по поведению птиц. Принадлеждность к авгурам была пожизненной. Э322.3-63     86.322.3-6

Авеста
— собрание священных книг зороастризма и маздеизма. Авторство приписывется Зоратустре. Содержит дуалистическую трактовку мира. общества и человека; юридические и моральные предлписания; молитвенные песнопения Э321.361-21     86.34-2

См. также Зороастризм, Маздеизм

Авидья, авиджа
— невежество, один из трех источников зла в буддизме наряду с жадностью и ненавистью Э35-433.12     86.35-4

Авиджа
см. Авидья

Авраам
— в иудаизме, христианстве - родоначальник евреев (через сына Исаака) и арабов (через сына Измаила). С именем Авраама связывается начало веры в единого Бога. Э37-218     86.37-218

См. также Библия, Ветхий Завет, Танах

Автокефалия
— самоуправление, независимость православных церквей. В настоящее время в мире 15 автокефальных церквей: Константинопольская, Александрийская (Египет и некоторые другие страны Африки), Антиохская(Сирия, Ливан), Иерусалимская (Палестина), Русская, Грузинская, Сербская, Румынская, Болгарская, Кипрская, Элладская, Албанская, Чехословацкая, Польская, Американская. Э372-3-018.1     86.372-3

Агиография
— вид церковной литературы: жития святых. Э37-574.3     86.37-5

См. также Жития святых

Агиология (греч.- святой и слово, учение)
— один из разделов богословия, изучающий жития святых Э37-574     86.37-5

Агни
— букв. "огонь". В различных мифологических учениях и школах Востока - Бог огня. Считается самым старшим и почитаемым среди богов Индии. Являясь одним из трех великих божеств: Агни, Вайю, Сурья. Он, А., синтезирует в себе аспекты всех трех.А. имеет множество ипостасей, например. таких как огонь на небе (солнце, молния...), огонь в водах, огонь жертвенного костра, огонь как символ устремленности и т.д. Божественная сущность А. имеет многочисленные имена, хотя высшее из них, как считается, хранится в тайне.Он предстает как асура, пожиратель жертвы, первый Ангирас, Митра, Рудра, Матаришван, Бхарата и т.п. Из его эпитетов особенно известны: Джатаведас - "знаток всех сущностей"; Танунапат - "сын самого себя"; Вайшванара - "принадлежащий всем людям" и др. Э321-421.1     86.321

См. также Ведическая религия

Агни Йога
см. Живая этика (Агни Йога)

Аграфы
см. Логии

Адат (араб."адат" - обычай)
— обычное мусульманское право, в отличие от официального права - шариата. А. охватывает традиции и обычаи народов в странах распространения ислама. Между шариатом и А.существует тесная связь. А. нередко действует в рамках шариата, хотя часто лишь внешне и формально согласуется с его основами. Э38-62     86.38-6

См. также Шариат, Фикх

Адвент (лат. - приход, пришествие)
— так называется в христианской церкви время, предшествующее празднику Рождества Христова. У католиков началом А. считается первое воскресенье после дня св. Андрея - 30 ноября. Продолжается А. ок. 4 недель. Э375-5     86.375-5

Адвентисты (от лат.adventys - пришествие)
— последователи течения в протестантизме, возникшего в 30-х годах 19 в. в США. В ходе споров по вопросам догматики А. раскололись на несколько течений. Самое крупное из них - адвентисты седьмого дня (АСД). Э376.22     86.376.22

См. также Адвентисты седьмого дня, Протестантизм, Секты

Адвентисты седьмого дня (АСД)
— одно из наиболее крупных течений в адвентизме. Начало его относится к 1844 - 1845 гг. В 1863 АСД оформились в самостоятельную церковь. Большую роль в организации и догмати-ческом оформлении АСД сыграла "пророчица" Э.Уайт. Вера в близкое пришествие Христа остается главным догматом АСД. Обязательным для АСД является соблюдение библейских заповедей, особенно четвертой, требующей "соблюдать субботу". В субботу нельзя работать и даже готовить пищу. АСД отрицает бессмертие души, учение об аде и рае. В церковь принимаются те, кто признает Христа как личного спасителя. Э376.222     86.376.22

Аджорнаменто (осовременивание)
— термин, обозначающий курс на обновление католической церкви и ее осовременивание. Э375-363     86.375-3

Адитум (Гр.)
— святая святых в так называемых языческих храмах. Наименование священной, огороженной территории или внутреннего помещения, куда не позволялось заходить ни одному непосвященному. Является аналогом алтарей христианских церквей. Э31-505     86.31

Адонай
— одно из обозначений Бога и иудаизме. Э36-421     86.36-4

Адхидевата
— в индуизме - обозначение высшего божества как творца мира вещей. Э331-421     86.33-4

Азван
— призыв мусульман на молитву муэдзином с башенки минорета. Э38-503.11     86.38-5

Азиатская буддийская конференция за мир (АБКМ)
— международная неправительственная организация буддистов стран Азии, выступающих за бережное отношение к природе, за мир и разоружение, за свободу и независимость народов. Э35-363-021.612     86.35-6

Айят
см. Аят

Акафист
— так называются в Восточной церкви хвалебные песнопения в честь Иисуса Христа, Богоматери и святых, исполняемые молящимися стоя. Он состоит из 25 отдельных песнопений: 13 кондаков и 12 икосов, расположенных в порядке греческого алфавита (кроме первого кондака) и оканчивающихся восклицанием "радуйся". Сборники А. называются Акафистниками. Э372-503.11     86.372-5

Акафистники
см. Акафист

Акаша (Ск)
— область чистого сознания, сверхчувственная духовная субстанция, составляющая и содержащая в своей наполненности все пространство Мирового Космоса. Считается изначальной (наиболее тонкой) сущностной структурой Вселенной. Соотношение между А. и Эфиром такое же, как между духом и материей. А. представляет собой одновременно Вечную Мыслеоснову Мироздания в непрекращающемся цикле разнообразных проявлений на плане материального мира. Э391     86.391

См. также Эзотеризм (Эзотерическое учение)

Акида (араб. - вера,догма, мн.ч. - акаид)
— собрание основных догматов ислама, его символ веры. Э38-420     86.38-4

Аллах
— имя бога в исламе. Происходит, видимо, от арабского "илах" - божество. А. - единый и единственный бог, творец мира и господин Судного дня, избравший Мухаммеда посланником к людям. Кратчайший символ веры ислама гласит: "Нет никакого божества кроме А., и Мухаммед - посланник А.". Э38-42     86.38-4

Аллилуйя (др.-евр. - "хвалите Господа")
— возглас в церковных песнопениях. Употребляется в христианском богослужении как вступление или заключение молитвы. Э37-503.11     86.37-5

Алтарь
— возвышение, служащее для жертвоприношения. В первоначальной христианской церкви А. был столом, за которым справлялась вечеря любви. В православной церкви название А. присвоено части храма, огражденной иконостатсом; в католической и протестантских церквях А. называется стол для совершения евхаристии, в православной церкви именуемый престолом. Э37-505     86.37-5

См. также Престол, Придел, Храм

Амвон (от греч. - край горы)
— возвышение, как правило, полукруглое и выдвинутое в середину христианского хзрама. Место, с которого дьякон провозглашает ектенью, читает евангелие, а священник произносит проповеди. Э37-505     86.37-5

Амидаизм
— одно из ведущих направлений буддизма на Дальнем Востоке, возникшее и оформившееся в 5-6 вв. в Китае. Получило название по имени главного будды этого течения - Амиды. Э353.1     86.35

Амидизм
см. Амидаизм

Амир
см. Сейид

Аналой
— в православном храме стол, на который во время богослужения кладутся евангелие, крест и иконы, выставляемые для поклонения верующих. Вокруг А. священник обводит новобрачных при совершении бракосочетания. Э372-505     86.372-5

Ананда (Ск.)
— имя, которое связывается с одним из любимых и почитаемых учеников Владыки Будды. Символизирует счастье, радость как переживание полноты бытия. Э35-574     86.35-5

Анафема
— в христианстве - церковное проклятие, отлучение от церкви, считающееся высшей карой. Э37-625?1     86.37-6

Анахореты
— удалившиеся от мира, отшельники, пустынники, так назывались люди, жившие в уединенных и пустынных местах, по возможности чуждаясь всякого общения с другими. Э37-64     86.37-6

Ангелы
— бесплотные сверхъестественные существа, духи,созданные Богом. Через них Бог возвещает людямсвою волю. А. подразделяются на 9 чинов, сгруппировнных в 3 лика:
  1. серафимы, херувимы, престолы
  2. господства, силы, власти
  3. начала, ангелы, архангелы
Э37-421.2     86.37-4

См. также Архангелы, Власти, Господства, Начала, Престолы, Серафимы, Силы, Херувимы

Англиканская церковь
— одно из направлений в протестантизме, в культе и организации которого многое сохранилось от католицизма с момента его возникновения в 16 в. в период Реформации, когда были разорваны отношения с Ватиканом. Соединило протестантское учение о спасении личной верой с католическим догматом о спасительной силе церкви. Господствующая церковь в Англии. А.ц. в Москве зарегистрирована Управлением юстиции г.Москвы в 1993 г. В 1995 г. общине возвращено ее историческое здание. Э376.14     86.376.14

См. также Епископальная церковь, Протестантизм

Англиканство
см. Англиканская церковь

Андреевский крест
— косой крест в форме буквы Х. По преданию апостол Андрей Первозванный был распят на таком кресте. А.к. одновременно рассматривается как символ имени Христа (греч. Х). В России синий косой крест изображается на флаге военных судов. Э37-575.9     86.37-5

Анно Домини (год господень)
— летосчисление от предполагаемой даты рождения Христа. Введено монахом Дионисием Малым (ум. в Риме, ок. 550 г.)

Антиклерикализм
— движение против гражданских привелегий церкви и клерикального влияния на общественную жизнь. А. выступает за отделение церкви от государства. Многие верующие-антиклерикалы рассматривают клерикализм всего лишь как результат злоупотребления религией со стороны реакционеров, проводят разграничение между клерикализмом и религией, относя все реакционное на счет воинствующего клерикализма. Э13(0)-1     86.1

Антиминс (греч. - вместопрестольник)
— четырехугольный льняной или шелковый платок с зашитыми в угол частицами мощей, с изображением находящегося в гробу Иисуса Христа и 4 евангелистов по углам. Принесение и возложение А. на престол - необходимый ритуал, предшествующий совершению таинства причащения и освящения новых церквей. Э37-505     86.37-5

Антипапа
— глава католической церкви, избрание которого на этот пост объявлялось недействительным. Хотя официально церковь на признает А., она вынуждена считаться с их существованием, и они фигурируют, правда в скобках, в реестре понтификов, публикуемом в ежегодном официальном справочнике Э375-601     86.375-6

См. также Папа римский

Антипасха
— первое воскресение после Пасхи. Иначе называется "Фомина неделя", т.к. в этот день вспоминается явление воскресшего Иисуса Христа апостолам и уверение Фомы. Э37-52     86.37-5

Антифон
— в церковном богослужениии попеременное пение двух хоров(полухоров), одна из древнейших форм церковного пения. Э37-503.11     86.37-5

Антихрист
— по христианским представлениям - противник Христа, который, согласно Апокалипсису, должен появиться на земле незадолго до второго пришествия Христа, для борьбы с христианской церковью, но в конце концов будет побежден. Э37-422.3     86.37-4

Антропософия
— мистическое учение, в основе которого лежит представление, будто человек путем развития скрытых в нем таинственных возможностей может достичь господства над природой. А. сложилась в нач.20 в. на почве теософии. Ее основатель Рудольф Штейнер (1861 - 1925) возглавил созданное им "Всеобщее антропософское о-во". Э391.7     86.391.7

См. также Мистика, Теософия

Анх
— египетский символ жизни, крест с ушками. По форме напоминает христианский крест, но имеет в верхней части овальную петлю. Э321.0-5     86.321

См. также Культ религиозный

Апокалипсис
см. Откровение св. Иоанна Богослова

Апокрифы
— произведения религиозного содержания. Но не признанные церковью священными. Существуют ветхозаветные апокрифы (книги Маккавеев; Иудифь; Премудрости Иисуса, сына Сирахова и др.) и новозаветные апокрифы (Евангелие и Апокалипсис Петра, Евангелие от Фомы, от Филиппа и др.) Э37-210.93 + Э37-220.92     86.37-20

См. также Библия

Апологетика
— отрасль христианского богословия, занимающаяся защитой и оправданием своего вероучения с помощью доводов, обращенных к разуму. А. включает изложение сущности данной религии, разбор возражений, направляемых против нее, обоснование преимуществ данной конфессии по сравнению с другими. Э37-451     86.37-4

Апостол
— В Библии этим словом называются те, кто от Бога получил повеления для сообщения людям. В этом смысле А. называется , напр., Моисей. В Новом Завете А. в этом смысле именуется сам Христос. Наряду с этим название А. употребляется в приложении к 12 избранным, выделенным Иисусом среди его учеников. Э37-228.3     86.37-228

"Апостол"
— древняя богослужебная книга, включающая в свой состав почти весь Новый Завет, за исключением евангелий. Разделен на главы, которые читаются в храме во время литургий."А." был первой книгой , напечатанной в России в 1564 г. в типографии Ивана Федорова. Э37-507     86.37-5

См. также Богослужебные книги, православные

Апостолы (греч. - посланец)
— в первоначальном христианстве странствующие проповедники, переходившие от общины к общине и существовавшие за их счет. А. проповедовали новое учение и среди нехристиан, создавая новые христианские общины. Они обращались друг к другу и к общинам с посланиями по различным вопросам веры и внутренней религиозной жизни. Таково, видимо, и происхождение посланий, вошедших в Новый Завет. Позднее с формированием Нового Завета, церковная традиция закрепила название А. лишь за 12 учениками Христа, которые упоминаются в евангелиях и в Деяниях апостолов и которых, якобы, сам Христос избрал для проповеди его учения: Симон (Петр), Андрей, Варфоломей, Иоанн, Матфей, Симон Зило (по другой версии Симон Кананит), Фаддей (или Иуда, сын Иакова), Филипп, Фома, Иаков - сын Алфея, Иаков - сын Зеведея и брат Иоанна, Иуда Искариот, предавший Христа. А. называл себя Павел, хотя он не был учеником Иисуса. Деятельности 12 А. и Павла христианское предание приписывало основание первых христианских общин. Э37-228.3     86.37-228

Арканология
— эзотерическое учение Древнего Египта. Согласно легенде, в критический момент, когда Египту грозила потеря независимости, египетские жрецы, чтобы сохранить А. не осмелились доверить ее добродетели, т.к. она может погибнуть, а решили доверить сохранение тайны пороку, т.к. он вечно жив. С этой целью они изобрели карточную игру "таро", которая представляет синтез, квинтэссенцию всего знания древнего мира, дошедшего до нас под видом игральных и гадальных карт. Э391.215     86.391.2

Армагеддон
— согласно Библии, место сбора сил Сатаны для решающего сражения с Богом; в широком смысле - символ последней битвы добра и зла. Э37-422.3     86.37-4

Армия спасения
— международная религиозно-филантропическая организация, созданная в 1865 г. и реорганизованная в 1878 г. по военному образцу методистским проповедником У.Бутсом, ставшим ее первым генералом, для религиозной пропаганды среди беднейших слоев населения Лондона. А.с. распространила вскоре свою деятельность и на др. страны, в частности на США и Канаду, а ныне действует во многих капиталистических странах. А.с. содержит на свои средства ночлежные дома, столовые, больницы. Получающие материальную помощь должны принимать участие в разнообразных религиозных мероприятиях. Э378.151.11     86.378.151

Архангелы
— в христианстве высший ангельский чин. По именам называют трех архангелов. Это Михаил - небесный военоначальник (архистратиг), ангел хранитель всех верующих во Христа, Гавриил - божий посланник, принесший "благую весть" Марии, Рафаил - ангел целитель. Э37-421.2     86.37-4

См. также Ангелы

Архат
— человек, прошедший четырехступенчатый путь духовного совершенствования и достигший его наивысшего уровня. К числу А. относятся ближайшие ученики и последователи Будды, в традиции хинаяны (см.) их насчитывается 16, в махаяне (см.) - 18. А. входит также в число эпитетов Будды. Э35-422     86.35-22

Археология библейская
см. Библейская археология

Археология церковная
— богословская дисциплина, занимающаяся поисками, изучением и описанием вещественных памятников, связанных с разными этапами истории христианской церкви. Э37-3,5     86.37-3

Архиерей ( то же "иерарх")
— общее название для священнослужителей высшей степени христианской церковной иерархии: епископов, архиепископов, митрополитов, патриархов. Э37-637.21     86.37-6

Архиерейский собор
— собрание (совещание) архиереев поместной православной церкви, созываемое для решения наиболее важных вопросов канонического, богослужебного, церковно-административного и иного характера, а в отдельных случаях - для избрания главы церкви. В Русской православной церкви А.с. один из высших органов ( наряду с Поместным собором, Священным синодом во главе с патриархом) церковной власти и управления. А.с. обладает всей полнотой власти в период между Поместными соборами. Э372-3-014     86.372-3

Архидиакон (греч.)
— буквально - глава дьяконов. Главный (старшиий) диакон в епархии, обыкновенно состоящий при кафедральном соборе правящего епископа. Э37-637.22     86.37-6

Архиепископ
— старший епископ Э37-637.21     86.37-6

Архимандрит
— старший монашествующий сан 2-й степени священства (перед епископом), обычно его имеют настоятели православных монастырей. Э372-643     86.372-6

См. также Монашество православное

АСД
см. Адвентисты седьмого дня (АСД)

Аскетизм мирской
— нравственный идеал,специфичный для протестантизма и вытекающий из учения о мирском призвании верующего. Главное в А.м. - это перенос центра тяжести с соблюдения внешнего благочестия на внутреннюю религиозность человека. Э376-43     86.376-4

Аскетизм религиозный
— отказ от жизненных благ, удовольствий, подавление в себе естественных желаний. Проповедь А. характерна для большинства религий. В христианстве рассматривается как основной закон жизни верующего. Э37-438     86.37-4

См. также Богословие

Аскеты
— в первые века христианства постники и молитвенники,не налагавшие на себя обетов, как потом монахи, но проводившие жизнь в посте и молитве, не обязательно принимая службу в клире. Э371-438     86.371-4

Ассалат
см. Намаз

Астральные культы
— религиозное почитание небесных светил и явлений и сопровождающие его религиозно-мистические действия. Э240.21     86.24

Астрологическая эпоха
— период продолжительностью около 2300 лет, включающий несколько переходных столетий до и после него, в течение которого точка весеннего равноденствия (О Овна тропического Зодиака) пересекает определенное созвездие сидерического (видимого) Зодиака. Например, эпоха Тельца - это время, когда точка весеннего равноденствия двигалась по созвездию Тельца со скоростью 1 за 72 года. Э391?211     86.391.2

См. также Астрология

Астрология
— учение о воздействии небесных светил на земной мир и человека (его темперамент, поступки, характер, будущее), определявшемся через видимые движения на небесной фере и взаимное расположение светил (констелляцию) в данный момент времени . Возникла в древности ( вавилонская, храмовая А. и др.), была тесно связана с астральными культами и астральной мифологией. Получила широкое распространение в Римской империи (первые гороскопы - на рубеже 2-1 вв. до н.э.). С криткой А., как разновидности языческого фатализма выступило христианство. Арабская А., достигшая значительного развития в 9-10 вв., с 12 в. проникает в Европу. Возрождение интереса к А. происходит после 1-2 мировой войны. С сер. 20 в. А. вновь приобрела популярность. Э391.211     86.391.2

См. также Астрология рождения, Астрологическая эпоха, Гороскоп,

Астрология рождения
— раздел астрологии, связанный с индивидуальными картами, Существуют и другие разделы астрологии: мунданная ( рассматривает событитя политической и культурной жизни), хорарная (изучает гороскопы, составленные на момент, когда задан вопрос) и т.д. Э391.211     86.391.2

Асура
— в индуизме - божество, возглавляющее класс демонов (богов изначального мира - хаоса). Э331-421.1     86.33-4

Атман
— в индуизме - понятие, обозначающее субъективное психическое начало, индивидуальное бытие, душу человека. Э331-422.2     86.33-4

Аура (Лат.)
— "энергетическая" оболочка тела, индуцируемая работой организма человека (существует А. животных, вещей...). А. может являться своего рода индикатором духовного развитиячеловека, где отслеживаются его склонности, вкусы, а также другие качества личности. Э391     86.391

См. также Эзотеризм (эзотерическое учение)

Ахадис
см. Хадис

Ахбар (араб. мн.ч. от хабар - сообщение, расказ)
— мусульманские предания о словах и поступках Мухаммеда. В этом смысле А. - синоним хадиса (мн.ч. ахадис). Э382-25     86.382-2

См. также Мухаммед

Ахимса, ахинса
— ненасилие по отношению ко всему живому, религиозно-этический принцип, характерный для индуизма, буддизма, джайнизма, где он возводится в степень религиозного долга. Принцип А. связан с учением о переселении души и перерождении одних живых существ в другие. Э33-43     86.33-4

Ашрам
— кришнаитская община Э331.8-605.5     86.33-6

См. также Кришнаизм,

Ахинса
см. Ахимса

Ашура
— главная дата шиитского религиозного календаря, день поминовения шиитского имама Хусейна, убитого 10 мухаррама 61 г. Хиджры (10 октября 680 г.). Э382-52     86.382-5

См. также Шиизм

Аят, айят (араб.- знак,чудо, знамение)
— наименьший выделяемый отрывок коранического текста, "стих" Корана. Отдельными А. написанными или вырезанными на камне, дереве и т.д. украшают мечети и др. здания, надгробия. Э38-201.1     86.38-2

Аятолла(от араб. "аят" - чудо, знамение и "аль-илах" - Аллах - божье чудо, божеств.знамение)
— шиитский мусульманский деятель, пользующийся популярностью как среди своих последователей, так и среди авторитетных религиозных деятелей. Э38-637     86.38-6

См. также Шиизм

© Российская национальная библиотека, 2001