- Таинства
- — в христианстве - священные действия, в которых "под видимым образом сообщается верующим невидимая благодать Божия". Православные и католики признают 7 Т.: крещение, причащение, священство, покаяние (исповедь), миропомазание, брак, елеосвящение (соборование). Протестанты признают только два Т. - крещение и причащение, т.к. их установил сам Иисус Христос, но некоторыми из низ они рассматриваются просто как символические обряды, ничем не отличающиемся от других.
- догматическое обоснование Э37-426 86.37-4
- обряд Э37-503.26 86.37-5
- Талмуд
- — свод религиозных трактатов, закрепившх идеологические, культовые и религиозно-правовые представления иудаизма феодального периода. В Т. отразился комплекс эсхатологических идей (представления о конце света, вера в страшный суд, воскресение из мертвых и загробное воздаяние), неизвестных ранее религиозному сознанию евреев. В нем разработана система иудейской обрядности, состоящая из 248 повелений и 365 запретов.. Существуют два варианта текста Т., составленные в Вавилонии и Палестине. Большим авторитетом иудейская традиция наделяет вавилонский Т.
Э36-25 86.36-2
- Танах (Ветхий завет)
- — главная священная книга иудаизма, включающая в себя три свода текстов: Тора (закон), Небиим (Пророки) и Кетубим (Писания). Т. содержит в себе основы вероучения и принципы религиозной жизни иудеев.
См. также Ветхий Завет, Иудаизм
Э36-21 86.36-2
- Тантризм
- см. Ваджраяна
- Теогония
- — система религиозных мифов о происхождении богов; родословная богов.
Э242.1 86.24
- Теология
- см. Богословие
- Теософия
- — религиозно-философское учение о возможности "непосредственного постижения бога" с помощью мистической интуиции и откровения, доступных избранному кругу "посвященных" лиц. Теоретическую основу Т. составляет представление о едином, безличном, всеобъемлющем абсолюте, о божественной сущности всех вещей. Истоки Т. уходят в глубокую древность. Элементы Т. можно обнаружить в брахманизме, буддизме, каббале. В новое время теософические воззрения проповедывались "Теософским обществом", созданным в 1875 г. Е.Блаватской. Т. проповедует социально-утопические идеи всечеловеческого братства, терпимости ко все религиям, поскольку в каждой из них скрыта единая божественная сущность.
Э391.6 86.391.6
- Тиара
- — тройная корона папы римского . В ее основе - епископская митра, на которую надеты 3 короны, символизирующие тройственность прав папы как судьи, законодателя и священнослужителя.
Э375-506 86.375-5
- Тора
- — др.еврейское наименование Пятикнижия (см.). Для культовых целей используется только текст, написанный вручную на свитке пергамента.
См. также Ветхий Завет, Иудаизм
Э36-210.91 86.36-2
- Требник
- — богослужебная книга в православии, содержащая молитвы, относящиеся к любой требе, и изложение порядка совершения треб.
Э372-507 86.372-5
- Тримурти
- — в индуизме и брахманизме - 3 ипостаси единого безличного космического духовного начала -брахмана, выражающие 3 его основных функции: Брахма - бог-созидатель Вселенной, Вишну - сохранитель всех миров и Шива - их разрушитель.
Э331-421.11 86.33-4
- Триодь
- — две богослужебные книги в православной церкви, в которых излагаются последования с изменяемыми молитвословиями для богослужения подвижных дней годичного круга. Т. постная содержит песнопения и молитвы к Великому посту; Т. цветная посвящена прославлению Пасхи и последующих празников.
Э372-507 86.372-5
- Трипитака
- — полный свод священных текстов буддизма.
Э35-21 86.35-2
- Троица
- по христианским представлениям три лица Бога - Бог-Отец, Бог-Сын и Бог-Дух святой. Вера в то, что бог существует в трех лицах, или ипостасях, оформлена в виде догмата, принятого на Константинопольском соборе в 381 г.
Э37-42 86.37-4
- христианский праздник, относящийся в православии к двунадесятым праздникам. Отмечается на 50-й день после Пасхи (отсюда его другое название Пятидесятница). Содерждание Т. составляет легенда о сошествии св. духа на апостолов в 50-й день после воскресения Христа, вследствие чего они "заговорили на разных языках, никогда им не учившись". В богословии это толкуется как указание Христа нести весть о христианстве "всем народам и языкам".
Э37-521.1 86.37-5
© Российская национальная библиотека, 2001
|