«… мы читаем Бакунина и слушаем свист огня...»

Автор выставки И.В. Смирнова

Библиография

Библиография работ, посвященных жизни и деятельности Михаила Александровича Бакунина, насчитывает не одну сотню изданий. В данном обзоре представлена только литература, имеющаяся в фонде Дома Плеханова. Это небольшое число книг и периодических изданий, но знакомство с ними позволит довольно полно представить биографию и взгляды «апостола анархизма».


Бакунин М. А. Избранные сочинения: В 5 т. Пб., М.: Голос труда, 1919 – 1921.
Том 1. Государственность и анархия / С биогр. очерком В. Черкезова. Пб., 1919.

 

В очерке Черкезова «Значение Бакунина в интернациональном революционном движении» подчеркивается, что, несмотря на большое количество произведений Бакунина по различным социальным, политическим и философским вопросам, «писательство в его жизни было делом второстепенным. Прежде всего, Бакунин был оратор, агитатор, восторженный инициатор революционных движений, заражавший своим энтузиазмом всех окружающих». В очерке приводятся высказывания о Бакунине П.А. Кропоткина, А.И. Герцена, В.Г. Белинского, Жюля Мишле, Адольфа Рейхеля и других, подчеркивающие значение личности и трудов Бакунина для развития социально-революционных идей.
 

 

Черкезов пишет, что задачей данного издания является представить русскому читателю статьи, речи, доклады и воззвания «различных периодов революционной деятельности великого борца и мученика за социальное и политическое освобождение трудящихся классов и угнетенных национальностей. При самом беглом просмотре этих речей и статей, читателю станет ясно, почему Бакунин так высоко ценим эксплуатируемыми и угнетенными и так ненавидим угнетателями и власть имущими или стремящимися к власти …».


Очерк не является простым изложением биографии Бакунина, это попытка рассмотреть поэтапно становление взглядов Бакунина. Черкезов выделяет в его жизни четыре «резко отличавшихся периода:

 


Бакунин идеалист и гегельянец в Москве с 1835 по 1840;

 

Идеалист революционер в Западной Европе с 1842 по 1848;
Узник в цепях в Саксонии, в Австрии, в Шлиссельбурге с 1849 по 1856, а потом в ссылке в Сибири до июля 1861 г., когда он бежал, через Японию и С.-Штаты, в Англию;
Четвертый и последний период – Бакунин материалист, эволюционист и анархист-революционер, деятельный интернационалист вплоть до смерти – 1 июля 1876 года».


Изложение взглядов Бакунина в очерке дано согласно этой периодизации.

 

 

Первый том избранных сочинений Бакунина содержит вышедшую в 1873 г. его программную работу «Государственность и Анархия: Борьба двух партий в Интернациональном Обществе Рабочих», содержащую теоретическое обоснование стратегии и тактики революционной борьбы с точки зрения идеолога анархизма.     


Том 2. Кнуто-Германская империя и социальная революция: В 2 вып. / С предисл. Дж. Гильома. М., 1919.
Это первое полное издание работы Бакунина на русском языке. В предисловии душеприказчик Бакунина Джемс Гильом подробно раскрывает обстоятельства, ранее вызвавшие публикацию этого сочинения по частям.

 

 

 

 

В теории социальной революции Бакунина особое место занимает проблема бунта, рассматриваемого им как средство разрушения старого строя. Основываясь на своем опыте революционной борьбы и делая попытки анализировать уроки европейских революций, Бакунин в книге «Кнуто-германская империя и социальная революция», написанной в 1870 – 1871 гг., объявляет бунт одним из основополагающих принципов своей анархистской методологии. Бунту отводится роль движущей силы человеческого развития, всю историю развития людей и общества Бакунин рассматривал как движение от животности к человечности через постоянное преодоление противоречий с помощью универсального средства – бунта. Для Бакунина бунт – двигатель развития общества и науки.


Том 3. Федерализм, социализм и антитеологизм / С предисл. Дж. Гильома. Пб.; М., 1920.
В данное издание включены работы Бакунина «Бернские Медведи и Петербургский Медведь», «Народное дело: Романов, Пугачев или Пестель», «Федерализм, социализм и антитеологизм», речи и статьи по славянскому вопросу и речи на конгрессах Лиги Мира и Свободы.

Работы посвящены изложению демократической программы Бакунина, предусматривающей объявление всей земли собственностью народа, самоуправление и замену бюрократической централизации вольной областной федерацией и создание великой и вольной федерации всеславянской.

Том 4. Политика Интернационала. Письма к Французу. Парижская Коммуна. Пб.; М., 1920.

 

 

 

Четвертый том собрания сочинений также включает в себя ряд работ Бакунина: «Политика Интернационала», «Усыпители», «Всестороннее образование», «Организация Интернационала», «Письма о патриотизме», «Письма к Французу», «Парижская Коммуна и понятие о государственности».
 

 

В статьях «Политика Интернационала» и «Письмах к Французу» Бакунин объявил политическую свободу обманчивой внешностью, иллюзией. Отрицая какую-либо возможность для трудящихся пользоваться политическими свободами в их освободительной борьбе, он делал вывод о том, что всякая политическая революция – революция буржуазная. Идеалом будущей революции для Бакунина была не пролетарская социалистическая революция, а так называемая социальная революция, сокрушающая государство.


Том 5. «Альянс» и Интернационал. Интернационал и Мадзини / С прим. Дж. Гильома. Пб.; М., 1922.
Том состоит из двух частей. Часть первая: «Протест Альянса», «Ответ одного интернационалиста Мадзини», «Письмо Бакунина Секции Женевского Альянса», «Доклад об Альянсе»; часть вторая: «Послание моим итальянским друзьям».

В работах отражено стремление направить деятельность международных рабочих организаций в сторону анархических идей.


Бакунин М. А. Полное собрание сочинений. Т. 2. Государственность и анархия / Под ред. А. И. Бакунина. СПб., б. г.

 

Книга из личной библиотеки Г. В. Плеханова (РНБ. АДП. Ф. 1093. Оп.7. Ед. хр. А 1226) с его читательскими и текстовыми пометами. На странице 56-57 Плеханов знаком «NotaBene» отметил абзац, в котором Бакунин пишет о Франции: «Великая революция, ознаменовавшая конец XVII века, выдвинула опять на первенствующее место Францию. (изо-85)Она создала новый общечеловеческий интерес., идеал полнейшей человеческой свободы, но только на исключительно политическом поприще; идеал, заключавший неразрешимое противоречие, а потому и неосуществимый; политическая свобода без экономического равенства и вообще политическая свобода, т. е. свобода в государстве есть ложь».  

 


Бакунин М. А. Бог и государство: Пер. с фр. М.: Изд-во «Логос», 1906.

 

 

 

Книга из личной библиотеки Г. В. Плеханова (РНБ. АДП. Ф. 1093. Оп. 7. Ед. хр. А 1225). В книге представлена незавершенная рукопись Бакунина – работа, главной задачей которой было показать как идеализм, исходящий из «понятий о Боге, бессмертии душ, первобытной свободы людей и их нравственной независимости от общества, роковым образом приводит к освящению рабства и безнравственности».

 

 

 


Бакунин М. А. Письма М. А. Бакунина к А. И. Герцену и Н. П. Огарёву / С прил. его памфлетов, биогр. введением и объяснит. прим. М. П. Драгоманова. Женева, 1896.

 

 

 

 

 

Книга из личной библиотеки Г. В. Плеханова (РНБ. АДП. Ф. 1093. Оп. 7. Ед. хр. В 4756/1-2). Издание содержит большой биографический очерк и воспоминания о Бакунине Адольфа Рейхеля. В приложениях помещены речи Бакунина, его воззвания и статьи, «Катехизис революционера» Нечаева, Программа славянской секции Интернационала в Цюрихе 1872 г.