Выставка «Музыкальный мир Николая Андреевича Римского-Корсакова»

28 мая 2018 г. в Отделе рукописей состоялось открытие выставки «Музыкальный мир Николая Андреевича Римского-Корсакова (1844–1908)».

«Гений русской музыки», «уникальное явление в русском искусстве», «великий мастер» – все эти и многие другие определения, высказываемые музыковедами разных стран в адрес Николая Андреевича Римского-Корсакова, свидетельствуют о мировом признании художественной ценности и историческом значении творческого наследия композитора. Нотные автографы, письма, документы, фотографии, представленные на выставке, отражают уникальность и многообразие музыкального мира композитора.

Здесь, в частности, демонстрируются рукописи опер композиторов (Г. Доницетти, Дж. Мейербера, Дж. Россини), чью музыку он слышал в детстве и юности в Тихвине, а затем в Санкт-Петербурге во время обучения в Морском корпусе. На выставке можно увидеть и автографы опер М. И. Глинки, увлечение которыми во многом определило дальнейшую музыкальную судьбу Римского-Корсакова.

Морская стихия, захватившая Римского-Корсакова и вошедшая в его музыкальное творчество, представлена в экспозиции рядом документов: фотографией моряков, прибывшими в Америку в составе эскадры, куда входил и клипер «Алмаз», на котором служил юный Николай Римский-Корсаков; произведениями разных жанров: опер, оркестровых и вокальных сочинений, написанных рукой композитора; изобразительными материалами, связанными с морской тематикой в музыке Николая Андреевича.

Персонажами выставки стали друзья и коллеги композитора. В документах (письмах, фотографиях) раскрывается деятельность Н. А. Римского-Корсакова как одного из участников и музыкального руководителя Беляевского кружка. Здесь также представлены соавторы Николая Андреевича по созданию коллективного сочинения – оперы-балета «Млада»: Ц. А. Кюи, М. П. Мусоргский, А. П. Бородин. Их нотные автографы, черновые наброски либретто оперы, сделанные рукой А. П. Бородина, а также записи о длительности музыкальных номеров из 4 акта также присутствуют в экспозиции.

Выдающийся композитор Н. А. Римский-Корсаков был не менее выдающимся педагогом, профессором Санкт-Петербургской консерватории, которая сейчас носит его имя. На выставке показаны материалы, связанные с его педагогической практикой. Посетители могут увидеть, как «рождался» его значительный труд «Основы оркестровки», а также заглянуть в проекты программ, разработанных Римским-Корсаковым для консерваторских курсов.

Учениками Римского-Корсакова было множество известных музыкантов конца XIX – начала XX веков: А. К. Глазунов, А. К. Лядов, А. С. Аренский, М. М. Ипполитов-Иванов, И. Ф. Стравинский, Н. Я. Мясковский, С. С. Прокофьев и многие другие. Их материалы также составляют часть экспозиции.

В разделе выставки, посвященном 1905 году, экспонируются многочисленные документы – адреса и коллективные письма, телеграммы, карикатуры, связанные с увольнением Н. А. Римского-Корсакова из консерватории. Здесь представлена и тетрадь, озаглавленная Николаем Андреевичем «Дело об увольнении проф. Н. А. Римского-Корсакова из состава профессоров СПб. консерватории», в которой собраны газетные вырезки (за март – апрель 1905 г.) с откликами отечественной и зарубежной прессы на это событие.

Как выражение протеста студентов консерватории против решений дирекции, 27 марта 1905 г. под руководством А. К. Глазунова и Н. А. Римского-Корсакова была постановлена опера «Кащей Бессмертный» в театре имени Комиссаржевской. Материалы, рассказывающие об этой постановке, также находятся на выставке. Среди экспонатов есть и альбом рисунков художника-баталиста И. А. Владимирова с карандашными зарисовками событий 1905 года в Петербурге.

Деятельность Н. А. Римского-Корсакова не ограничивалась сочинительством и педагогикой. Благодаря его работе в качестве музыкального редактора состоялись публикации, а затем активно исполнялись сочинения многих русских композиторов – М. И. Глинки, А. С. Даргомыжского, А. П. Бородина, М. П. Мусоргского, Ц. А. Кюи. Посетители выставки увидят автографы Николая Андреевича, отражающие его работу над инструментовкой оперы А. С. Даргомыжского «Каменный гость» и над завершением «Князя Игоря» А. П. Бородина. Здесь же экспонируются письма С. П. Дягилева к Н. А. Римскому-Корсакову с просьбой внести изменения в оперу М. П. Мусоргского «Борис Годунов» для ее постановки в «Grand-Opéra» в Париже в оперном сезоне 1908 г.

На выставке представлены сказочные и исторические оперы Римского-Корсакова. Здесь можно увидеть рукописи не только хорошо известных опер: «Снегурочка», «Псковитянка», «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии» и других, но и автографы неосуществленных замыслов композитора. Так, например, ряд «пушкинских» сказочных сюжетов – «Сказка о царе Салтане» и «Золотой петушок» – должна была продолжить опера «Сказка о рыбаке и рыбке».

Здесь присутствует и оригинал знаменитых мемуаров Н. А. Римского-Корсакова – «Летопись моей музыкальной жизни», содержащая ценнейший материал по истории русской музыкальной культуры второй половины XIX в.

Экспозиция приурочена к 110-летию со дня смерти композитора (8/21 июня 1908 г.). В то же время, она откроется в канун его 175-летнего юбилея (он родился 6/18 марта 1844 г.), который будет широко отмечаться в Российской Федерации в 2019 г. Выставка в Отделе рукописей Российской национальной библиотеки – одно из первых мероприятий, посвященных этой важной дате.

Познакомиться с экспозицией можно будет до 31 августа 2018 г.