Принято считать, что однострочные стихотворения (моностихи) возникли уже в античной поэзии, хотя достоверных подтверждений этому нет: большинство дошедших до нас однострочных текстов древнегреческих и римских авторов представляют собой, по-видимому, обломки не сохранившихся полностью стихотворений. Однострочное стихотворение уже своей крайней формой интересно исследователю, потому что обращение к таким «на границе ряда, явлениям» позволяет глубже разобраться в свойствах поэзии.
Каковы жанровые особенности моностиха?
Число разновидностей моностиха бесконечно. Он может быть сродни японской поэтической миниатюре, ориентирован на жанр пословицы, может быть авангардно-абсурдисткий и игровой моностих, и даже стих-культурологический этюд, а еще «найденная поэзия», построенная на использовании чужого слова. Существуют и читательские одностроки — чужие стихи, которые сами собой произносятся - одна запавшая в сердце строчка.
Как развивалась жанровая форма моностиха в России?
Первый русский литературный моностих точно известен. В 1792 г. Николай Карамзин опубликовал в 7-м выпуске своего «Московского журнала» пятичастный цикл «Эпитафии», завершавшийся однострочным текстом: "Покойся, милый прах, до радостного утра!".
Прежде всего, жанр развивался, как творческая лаборатория поэтов, но Валерий Брюсов буквально вывел его на литературную орбиту. Новая страница в истории моностиха была открыта на рубеже 1950–1960-х гг. в переломное для русской поэзии время. С этого времени развитие жанра набирает обороты, к нему обращались Генрих Сапгир, Геннадий Айги, Игорь Шкляревский, Ры Никонова и другие.
Исследования моностиха начались в XX веке. Русским советским писателем, поэтом и драматургом, представителем литературного течения конструктивизма Ильей Сельвинским были предприняты попытки предложить первую жанровую типологию моностиха. После него и некоторые отечественные и зарубежные литературоведы обращались к этому вопросу.
Выставка в РНБ предлагает подборку изданий для всестороннего изучения этого литературного явления.
Выставка продолжит работу до 24 октября.
Вход по читательскому билету.
Контактный телефон: 310-68-75 (Отдел культурных программ).